logo search
Курс лекций Психол

Классификация мышления

Формы мышления. К формам мышления традиционно относят понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Понятие – это символическое обобщенное представление предметов, людей или событий, имеющих, по меньшей мере, одну общую черту, проявляющуюся независимо от частных ситуаций.

Понятия могут быть общими, единичными, конкретными и абстрактными. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие.

Отличительные особенности понятия от представления:

а) представление всегда есть образ, а понятие это мысль, выраженная в слове;

б) представление включает существенные и несущественные признаки, а в понятии сохраняются лишь существенные признаки;

в) понятие - результат познавательной деятельности не отдельного человека, а практической и теоретической деятельности многих людей. Представления у разных людей различны, а понятия одинаковы.

Брунер (1956) различает простые понятия (характеризующиеся лишь одним общим свойством) и сложные понятия, в определение которых входят несколько свойств.

Мышление детей развивается не в направлении от простых понятий к обобщенным или от глобальных категорий к частным: чаще всего оно идет от некоего среднего уровня обобщенности в двух направлениях – к более узким и к более глобальным категориям.

Кроме того, у некоторых людей вместо такого постепенного усвоения понятий (свойственного детям) происходит внезапное «постижение»: сразу как бы сами собой формируются общие представления об общих чертах явлений (Bower, 1964).

Различают еще два вида понятий: житейские и научные.

Житейские понятия формируются через личный практический опыт. Преобладающее место в них занимают наглядно-образные связи.

Так, например, человек хорошо знает содержание каждого из таких понятий, как лекарство, процедура, операция, но не сможет сформулировать и словесно определить их. Будучи включенным в профессиональное образование, он может научиться давать определение любого понятия через родо-видовые отличия.

Научные понятия формируются с ведущим участием вербально-логических операций. В процессе обучения они формулируются преподавателем и лишь затем наполняются конкретным содержанием – логическая формулировка предшествует образованию конкретных наглядных связей. Вводя новые понятия, целесообразно давать примеры и задачи на их применение.

Таким образом, называя слово, человек не только воспроизводит определенный наглядный образ, но и вызывает к жизни целую систему связей, выходящих далеко за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации и носящих характер сложной матрицы, уложенных в логическую систему знаний.

Эта система смысловых связей, стоящих за словом, выражающим понятия, позволяет мысли двигаться во многих направлениях и выбирать то значение понятия, которое необходимо для достижения цели конкретного умственного действия (реальной задачи). Поэтому слово, которое фиксирует некоторое понятие, с полным основанием может считаться наиболее существенным механизмом, лежащим в основе движения мысли.

Существенно при работе с понятиями то, что соотношение наглядно-образных (практических) и вербально-логических компонентов понятия у каждого человека свое и зависит от уровня развития его мышления.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Суждения различаются как истинные или ложные.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Различают индуктивные и дедуктивные умозаключения.

Типы мышления.

I. По уровню развития (генетическая классификация) мышление подразделяется на три типа (вида).

1. Наглядно-действенное мышление определяется и ограничивается возможностью манипулирования с конкретными предметами в конкретной наглядно данной ситуации. Оно может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребенка в возрасте до года этот тип мышления преобладает.

В зрелом же возрасте наглядно-действенное мышление действует как основа для формирования типов мышления более высокого уровня.

2. Наглядно-образное мышление позволяет человеку оперировать наглядными изображениями объектов, их образами (рисунок, схема, план). Образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину, расширяет сферу действия ручного интеллекта. На этот этапе развития мышления выделяется фаза ориентировки в ситуации.

В процессе индивидуального развития данному уровню развития мышления сопутствует появление громкой речи как сопровождения фазы ориентировки, описание ситуации вслух сначала для получения помощи от взрослого, затем для организации внимания и ориентировки самого ребенка в ситуации.

Речь первоначально носит развернутый, внешний характер, затем постепенно «сворачивается», превращается в форму внутренней речи, которая и составляет основу внутренней интеллектуальной деятельности. Наглядно-образное мышление является базой для формирования словесно-логического мышления.

3. Словесно-логическоемышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых, знаковых средств.

Опираясь на коды языка, человек оказывается в состоянии выходить за пределы данной ситуации, усматривать непосредственно не наблюдаемые отношения и связи, решать теоретические задачи, делать обобщения.

II. По характеру протекания познавательных процессов выделяют интуитивное и аналитическое мышление.

1. Интуитивноемышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения;

2. Аналитическое мышление совершается путем логических умозаключений, постоянно приводящих к правильному пониманию основного принципа, закономерности.

Аналитическое мышление включает в себя несколько мыслительных операций.

абстрагирование, т.е. вычленение отдельных признаков изучаемого предмета и отвлечение от остальных (при выполнении операции абстрагирования важно, чтобы вычленялись существенные признаки предмета);

анализ (расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики);

обобщение, т.е. группирование объектов по общему признаку (в учебной деятельности важно, чтобы за основание обобщения брался существенный, а не случайный признак);

синтез (мысленное воссоединение целого из частей, соединение различных сторон объекта в единое целое);

сравнение (установление сходства и различия между объектами).

III. По характеру выполняемых задач мышление подразделяется на практическое и теоретическое.

1. Практическое мышление используется человеком, когда ему приходится разрешать конкретную ситуацию с ее характерными особенностями и условиями. Часто осуществляется в условиях дефицита времени (в клинике, на месте происшествия и т. п.);

2. Теоретическое мышление имеет место, когда стоящие перед человеком задачи решаются в общем виде, подчинены поиску основной закономерности, правила, определению типа ситуации. Задачи такого типа подчинены не требованиям конкретной ситуации, а умению оперировать общими понятиями, видеть их взаимосвязи и зависимости.

IV. По функциям мышление бывает творческим и стереотипным.

1. Творческое (созидательное) мышление является порождением новых идей, поиск оригинального решения задачи. Творческое мышление возможно в условиях свободы от критики, внешних и внутренних запретов;

2. Стереотипное мышление человек применяет при решении типичных задач по заранее усвоенной схеме.