logo search
Курс лекций Психол

1.6. Творческое (дивергентное) мышление и личность

Гилфорд (1959) выделил два типа мышления:

1) конвергентное (необходимо для нахождения единственного точного решения задачи);

2) дивергентное (благодаря ему возникают оригинальные решения).

Творческим людям обычно свойственно дивергентное мышление.

Интеллект и творческие способности обычно связаны между собой: человек с нормальным интеллектом обычно имеет и нормальные творческие способности. Однако, при высоком интеллекте корреляция между ним и творческой деятельностью исчезает (Getzels, Jackson, 1962).

На пример изучения 11-12-летних детей можно рассмотреть комбинации уровня интеллекта (И) и уровня творчества (Т).

I). И – высокий, Т – высокий. Дети уверены в своих способностях. Хорошо интегрируются в обществе, проявляют большой интерес ко всему новому.

2). И – высокий, Т – низкий. Вся энергия направлена на достижение успеха. Любая неудача рассматривается как катастрофа. Избегают риска, не любят высказывать свое мнение.

3). И – низкий, Т – высокий. Постоянный страх из-за противоречий между собственными представлениями ребенка и требованиями школы. Такие дети боятся оценки своих поступков другими. Страдают от «комплекса неполноценности» и неверия в свои силы.

4). И – низкий, Т – низкий. Дети довольны своей участью. Верят в свои возможности, компенсируют недостаток интеллекта обилием социальных контактов или пассивностью.

Творческой личности не характерно приспособление (конформизм). Она любознательна, а также сохраняет детскую способность удивляться и восхищаться.

Обычно отношения родителей к детям с высокими творческими способностями лишены авторитарности и чрезмерной опеки. Чаще всего родители таких детей поощряют на непосредственность и уверенность в себе, в семье ценится чувство ответственности. Важно, чтобы ребенок ощущал человеческое тепло и чувствовал уважение со стороны взрослых.