logo search
Курс лекций Психол

9. Личность участников лечебно-диагностического процесса

Изучался эталон врача для больных неврозами (В.А. Ташлыков). На первом месте по значимости назывался ум (74%), затем внимательность (57%), увлеченность работой (50%), чуткость (49%), тактичность (49%), терпеливость (49%), чувство долга (45%), спокойствие (40%), серьезность (38%), чувство юмора (38%). Причем эталон меняется в зависимости от форм невроза, пола и возраста больных.

Анализ многочисленных зарубежных источников свидетельствует, что положительно коррелирует с успешностью врача его научная ориентация, открытость внешнему миру, эмоциональная стабильность, положительное отношение к моральным нормам. Отрицательно коррелирует с успешностью врача его нервозность, неустроенность личной жизни, высокомерие. Особо следует выделить организаторские способности врача, которым придается большое значение: умение подобрать штат, нормализация взаимоотношений, умение быть любимым, умение находить оптимальные формы взаимоотношений в конфликтах.

Специалисты по медицинской психологии Конечный и Боухал считают, что медицинский работник не должен производить впечатление «плохого человека».

И. Харди (1981) выделил несколько психологических типов медсестер: сестра – рутинер; сестра – играющая заученную роль; тип «нервной» сестры; тип сестры с мужеподобной, сильной личностью; сестра материнского типа; сестра – специалист.

Заболевания психогенной природы в практике участковых врачей встречаются в 25-50 % случаев, в работе клиник – это 50% от всех заболеваний. Соматическое заболевание действует на психику человека, вызывая различные опасения и страхи, а это в свою очередь может ухудшить течение основного заболевания (И. Харди).

Англичанин Пэрри справедливо указывал, что часто не столько важно знать какая болезнь у больного, сколько хорошо понимать, у какой личности развивается болезнь.

Психологическое состояние родственников больного обусловлено особенностями их личности, актуальным отношением к больному. Предлагается следующая классификация посетителей больного: испуганные родственники, родственники, не проявляющие интереса к больному, посетители с места работы, бестактные посетители.

Личность врача. Профессиональная врачебная деятельность имеет ряд специфических особенностей и ее успешность детерминируется не только и не столько собственно профессиональными медико-биологическими знаниями, умениями и навыками, сколько психологическими факторами и прежде всего психологическими особенностями врача как субъекта медицинской деятельности (В.П. Дуброва)

К наиболее важным психологическим профессиональным качествам врача относят, прежде всего, следующие:

– умение сопереживать и понимать эмоциональное состояние, как больных, так и здоровых людей (эмпатия);

– наличие навыков установления адекватных и эмоционально благоприятных отношений с больными;

– умение анализировать свое поведение и поведение окружающих;

– интернальный локус контроля (понимание того факта, что в достижении успеха или неуспешности в жизни и деятельности все зависит от меня и моих стараний больше, чем от других людей и обстоятельств), что, как известно, обеспечивает возможность сохранения контроля за ситуацией, ее исходом;

– умение осознавать ответственность за проводимые лечебно-диагностические мероприятия,

– выраженное стремление к самостоятельности и независимости, уверенность в себе, позволяющие проявлять врачам успешность в условиях часто повторяющихся стрессовых ситуациях (высокий уровень личностной свободы);

– позитивные представления об образе Я, адекватная и устойчивая Я-концепция, уверенность в себе;

– направленность поведения на достижения и успех в профессиональной сфере, стремление к самоактуализации, высокий уровень личностной зрелости и потребность быть индивидуальным;

– способность воспринимать и оказывать социально-психологическую поддержку больным;

– достаточно развитый профессиональный интеллект (клиническое мышление, клиническое наблюдений, багаж профессиональных знаний);

– адекватный образ профессиональной деятельности, такое видение лечебной ситуации, в которой врач является центром лечебного процесса;

– отношение к пациенту как к активному соучастнику терапевтического взаимодействия;

– высокая нравственность, гуманное отношение к пациенту, глубокое сознание своего нравственного долга, дающее врачу возможность правильно ориентироваться в сложных ситуациях, которые все чаще встречаются в медицинской практике;

– владение большим объемом профессиональных ситуаций, которые врачи способны контролировать и за которые они способны нести ответственность;

– высокий интеллектуальный уровень, глубина знаний, широта интересов, творческое воображение, развитые деловые способности, умение привлечь людей, высокая культура и интеллигентность, речевая культура;

– честность;

– энергичность

Все перечисленные выше личностные особенности врача определяют исход трех видов отношений врачебной деятельности:

1) врач – пациент (родственники пациента);

2) врач – коллеги (администрация), врач – общество;

3) отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности (М.И. Жукова, 1990).

Личность врача не менее важна, чем его знания и умения. Больной должен чувствовать с ним безопасность и быть способным обсуждать любые свои проблемы и позволить себе быть самим собой.

Врач не может оставить свои проблемы за порогом кабинета, как бы он этого не хотел. Ему необходимо понять свой внутренний мир, свои мотивы, потребности, колебания, противоречия, выявлять зоны эмоциональных проблем и свои сильные стороны.

Ответственность врача в том, чтобы активно прорабатывать собственную личность с тем, чтобы свести к минимуму возможные воздействия на клиента своих проблем и предвзятость своего восприятия. Надо остерегаться проекции на клиента своих эмоциональных реакций и потребностей. Именно поэтому врачу полезно заниматься самоисследованием.

От личности клиента врач не требует совершенства, он выполняет свой долг и принимает личность пациента такой, какой она есть. Однако нельзя принять слабость другого, если не в состоянии признать и свою слабость. Предвзятый образ самого себя, осознание большой разницы между Я-идеальным и Я-реальным лишает врача свободы и спонтанности, в русле которых могли бы развиваться его сильные стороны. Самопринятие важный фактор профессиональной эффективности.

В то же самое время вера врача в свои возможности и личностный рост возникает не из интеллектуального решения, но в значительной мере определяется переживанием собственного непрерывного развития и познания самого себя.

ЛЕКЦИЯ 11.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ: ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР, СПОСОБНОСТИ

1. Темперамент как основа индивидуальности человека