9. Личность участников лечебно-диагностического процесса
Изучался эталон врача для больных неврозами (В.А. Ташлыков). На первом месте по значимости назывался ум (74%), затем внимательность (57%), увлеченность работой (50%), чуткость (49%), тактичность (49%), терпеливость (49%), чувство долга (45%), спокойствие (40%), серьезность (38%), чувство юмора (38%). Причем эталон меняется в зависимости от форм невроза, пола и возраста больных.
Анализ многочисленных зарубежных источников свидетельствует, что положительно коррелирует с успешностью врача его научная ориентация, открытость внешнему миру, эмоциональная стабильность, положительное отношение к моральным нормам. Отрицательно коррелирует с успешностью врача его нервозность, неустроенность личной жизни, высокомерие. Особо следует выделить организаторские способности врача, которым придается большое значение: умение подобрать штат, нормализация взаимоотношений, умение быть любимым, умение находить оптимальные формы взаимоотношений в конфликтах.
Специалисты по медицинской психологии Конечный и Боухал считают, что медицинский работник не должен производить впечатление «плохого человека».
И. Харди (1981) выделил несколько психологических типов медсестер: сестра – рутинер; сестра – играющая заученную роль; тип «нервной» сестры; тип сестры с мужеподобной, сильной личностью; сестра материнского типа; сестра – специалист.
Заболевания психогенной природы в практике участковых врачей встречаются в 25-50 % случаев, в работе клиник – это 50% от всех заболеваний. Соматическое заболевание действует на психику человека, вызывая различные опасения и страхи, а это в свою очередь может ухудшить течение основного заболевания (И. Харди).
Англичанин Пэрри справедливо указывал, что часто не столько важно знать какая болезнь у больного, сколько хорошо понимать, у какой личности развивается болезнь.
Психологическое состояние родственников больного обусловлено особенностями их личности, актуальным отношением к больному. Предлагается следующая классификация посетителей больного: испуганные родственники, родственники, не проявляющие интереса к больному, посетители с места работы, бестактные посетители.
Личность врача. Профессиональная врачебная деятельность имеет ряд специфических особенностей и ее успешность детерминируется не только и не столько собственно профессиональными медико-биологическими знаниями, умениями и навыками, сколько психологическими факторами и прежде всего психологическими особенностями врача как субъекта медицинской деятельности (В.П. Дуброва)
К наиболее важным психологическим профессиональным качествам врача относят, прежде всего, следующие:
– умение сопереживать и понимать эмоциональное состояние, как больных, так и здоровых людей (эмпатия);
– наличие навыков установления адекватных и эмоционально благоприятных отношений с больными;
– умение анализировать свое поведение и поведение окружающих;
– интернальный локус контроля (понимание того факта, что в достижении успеха или неуспешности в жизни и деятельности все зависит от меня и моих стараний больше, чем от других людей и обстоятельств), что, как известно, обеспечивает возможность сохранения контроля за ситуацией, ее исходом;
– умение осознавать ответственность за проводимые лечебно-диагностические мероприятия,
– выраженное стремление к самостоятельности и независимости, уверенность в себе, позволяющие проявлять врачам успешность в условиях часто повторяющихся стрессовых ситуациях (высокий уровень личностной свободы);
– позитивные представления об образе Я, адекватная и устойчивая Я-концепция, уверенность в себе;
– направленность поведения на достижения и успех в профессиональной сфере, стремление к самоактуализации, высокий уровень личностной зрелости и потребность быть индивидуальным;
– способность воспринимать и оказывать социально-психологическую поддержку больным;
– достаточно развитый профессиональный интеллект (клиническое мышление, клиническое наблюдений, багаж профессиональных знаний);
– адекватный образ профессиональной деятельности, такое видение лечебной ситуации, в которой врач является центром лечебного процесса;
– отношение к пациенту как к активному соучастнику терапевтического взаимодействия;
– высокая нравственность, гуманное отношение к пациенту, глубокое сознание своего нравственного долга, дающее врачу возможность правильно ориентироваться в сложных ситуациях, которые все чаще встречаются в медицинской практике;
– владение большим объемом профессиональных ситуаций, которые врачи способны контролировать и за которые они способны нести ответственность;
– высокий интеллектуальный уровень, глубина знаний, широта интересов, творческое воображение, развитые деловые способности, умение привлечь людей, высокая культура и интеллигентность, речевая культура;
– честность;
– энергичность
Все перечисленные выше личностные особенности врача определяют исход трех видов отношений врачебной деятельности:
1) врач – пациент (родственники пациента);
2) врач – коллеги (администрация), врач – общество;
3) отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности (М.И. Жукова, 1990).
Личность врача не менее важна, чем его знания и умения. Больной должен чувствовать с ним безопасность и быть способным обсуждать любые свои проблемы и позволить себе быть самим собой.
Врач не может оставить свои проблемы за порогом кабинета, как бы он этого не хотел. Ему необходимо понять свой внутренний мир, свои мотивы, потребности, колебания, противоречия, выявлять зоны эмоциональных проблем и свои сильные стороны.
Ответственность врача в том, чтобы активно прорабатывать собственную личность с тем, чтобы свести к минимуму возможные воздействия на клиента своих проблем и предвзятость своего восприятия. Надо остерегаться проекции на клиента своих эмоциональных реакций и потребностей. Именно поэтому врачу полезно заниматься самоисследованием.
От личности клиента врач не требует совершенства, он выполняет свой долг и принимает личность пациента такой, какой она есть. Однако нельзя принять слабость другого, если не в состоянии признать и свою слабость. Предвзятый образ самого себя, осознание большой разницы между Я-идеальным и Я-реальным лишает врача свободы и спонтанности, в русле которых могли бы развиваться его сильные стороны. Самопринятие важный фактор профессиональной эффективности.
В то же самое время вера врача в свои возможности и личностный рост возникает не из интеллектуального решения, но в значительной мере определяется переживанием собственного непрерывного развития и познания самого себя.
ЛЕКЦИЯ 11.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ: ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР, СПОСОБНОСТИ
1. Темперамент как основа индивидуальности человека
- Предисловие
- Глава I. Психология в медицине
- Актуальность психологической подготовки будущего врача
- 2.1. Современное понимание болезни
- 2.2. Социопсихосоматический подход к человеку.
- 2.3. Системы, подлежащие анализу при изучении болезни
- 2.4. Паллиативное лечение
- 3. Психологический аспект заболевания
- 3.1. Сенсологический этап
- 3.2. Оценочный этап
- 3.3. Этап отношения к болезни
- 4. Значение психологии в подготовке студентов-медиков
- 4.1. Традиционная медицинская модель
- 4.2. Модель выбора
- Глава II. Психика как система самоуправления
- 1. Становление психологии как науки
- 1.1. Понятие «психология»
- 1.2. Психология как самостоятельная наука
- 1.3. Современные представления о психике
- 4. Основные этапы развития психики в филогенезе
- 5. Основные особенности онтогенеза психики человека
- 6. Методы психологического исследования
- 6.1. Наблюдение
- 6.2. Эксперимент
- 6.3. Беседа
- 6.4. Психодиагностика - метод психологического исследования
- Методологические принципы современной психологии
- 1.1. Принцип системности
- 1.2. Принцип развития
- 1.3. Принцип единства сознания и бессознательного
- 1.4. Принцип детерминизма
- 1.5. Принцип активности
- 2. Общая характеристика современных психологических школ
- 2.1. Глубинная психология
- 2.2. Бихевиоризм
- 2.3. Гуманистическая психология
- 2.4. Гештальт-психология
- 2.5. Деятельностный подход
- 2.6. Трансперсональная психология
- 3. Взаимосвязь отдельных психологических направлений
- Сознание – основной социальный механизм жизнеобеспечения человека
- 1.1. Современные взгляды на сущность сознания
- 1.2. Сознание – социально интегрированная система психических функций человека
- 1.3. Свойства сознания
- 1.4. Язык и сознание человека
- 1.5. Состояния сознания
- 1.6. Активное бодрствование
- 1.7. Измененные состояния сознания
- 1.8. Сенсорная изоляция
- 1.9. Состояние сознания перед смертью
- 2. Бессознательное
- 3. Целостность структуры психики
- Глава III. Системные элементы психики
- 1.2. Классификация потребностей
- 1.3. Иерархия потребностей
- 1.4. Индивидуализация способов удовлетворения потребностей
- 1.5. Теории мотивации
- 1.6. Защитные мотивы
- 2. Системные представления о потребностях и мотивах
- 2.1. Потребности и мотивы – основные регуляторы целеполагания и активизации психики
- 2.2. Системная сущность потребностей и мотивов
- 2.3. Диалектика биологического и социального в потребностях человека
- 2.4. Механизмы формирования потребностей
- 1. Внимание
- Общая характеристика
- 1.2. Систематизация внимания
- 1.3. Функции внимания
- 1.4. Внимательность как свойство личности
- 1.5. Расстройства внимания
- 2. Память
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Виды памяти
- 2.3. Запоминание
- 2.4. Хранение и воспроизведение
- 2.5. Забывание и сохранение
- 2.6. Память и личность
- 2.7. Нарушения памяти
- 3. Системные представления о внимании и памяти
- 1. Ощущения
- 1.1. Понятие об ощущении
- 1.2. О природе ощущений
- 1.3. Классификация ощущений
- 1.4. Свойства ощущений
- 1.5. Чувствительность и ее измерение
- 1. 6. Адаптация
- 1.7. Взаимодействия ощущений
- 1.8. Сенсибилизация
- 1.9. Синестезия
- 1.10. Чувствительность и упражнение.
- 2. Восприятие мира
- 2.1. Восприятие и деятельность
- 2.2. Отличия восприятий от ощущений
- 2.3. Принципы объединения восприятий
- 2.4. Свойства восприятий
- 2.5. Классификация восприятий
- 2.6. Элементы картины мира, конструируемой субъектом восприятия
- 2.7. Восприятие как действие
- 2.8. Роль предшествующего опыта
- 2.9. От стимуляции к восприятию
- 2.10. Избирательность восприятия
- 2.11. Перцептивная защита
- 2.12. Субсенсорное (подпороговое) восприятие.
- 2.13. Экстрасенсорное восприятие
- 2.14. Иллюзии
- 2.15. Восприятие социальных объектов
- 2.16. Восприятие боли
- 2.17. Восприятие болезни
- 2.18. Восприятие и лечебно-диагностический процесс
- 3. Ощущения и восприятие как системные элементы
- Мышление
- 1.1. Мышление в структуре познавательных процессов
- Классификация мышления
- 1.3. Единство мышления и речи
- 1.4. Мышление как психологическая основа решения задач
- 1.5. Интеллект
- 1.6. Творческое (дивергентное) мышление и личность
- 1.7. Позитивное мышление
- 1.8. Саногенное мышление
- 2. Воображение
- 2.1. Понятие «воображение»
- 2.2. Процессы построения образов фантазии
- 2.3. Виды воображения
- 2.4. Отличия представлений от восприятий
- 2.5. Функции воображения
- 2.6. Воображение и творчество
- 2.7. Воображение и органические процессы
- 3. Мышление и воображение как системные элементы
- 1. Роль эмоций в жизни человека
- 1.1. Понятия об эмоциях
- 1.2. Функции эмоций
- 2. Психологические теории эмоций
- Позже п. Бард показал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.
- 3. Формы эмоциональных состоянии
- 4. Классификация эмоций
- 5. Динамика эмоций
- 6. Страдание и горе
- 7. Страх и тревожность
- 8. Психогигиена медицинского работника
- 9. Эмоции как системный элемент психики
- Лекция 10. Психология личности
- 1. Понятие личности в психологии
- 1.1. Индивид, личность, индивидуальность
- 1.2. Основные сферы личности
- 2. Психологическая структура личности
- 2.1. Системообразующие признаки личности
- 2.2. Потенциалы личности
- 2.3. Фундаментальные потребности личности
- 2.4. Характеристика структуры личности
- 3. Самосознание личности. Я-концепция
- 3.1. Самосознание
- 3.2. Я-концепция личности
- 4. Развитие личности
- 5. Психодиагностика личности
- 6. Разностороннее и гармоничное развитие личности
- 7. Гуманизация личности
- 8. Личность в деятельности
- 9. Личность участников лечебно-диагностического процесса
- 1.1. Общие понятия о темпераменте
- 1.2. История учений о типах темперамента
- 1.3. Типы темпераментов и их психологическая характеристика
- 1.4. Темперамент и деятельность
- 1.5. Роль темперамента в учебной и медицинской деятельности
- 2.1. Понятие о характере
- 2.2. История характерологический учений
- 2.3. Характер и поведение
- 2.4. Характер как элемент психики
- 3.1. Понятие о способностях
- 3.2. Классификация способностей
- 3.3. Задатки и индивидуальные различия людей
- 3.4. Уровни способностей
- Глава IV. Психологические основы
- 2. Типы межличностного общения
- 3. Структура общения
- 3.1. Коммуникация
- 3.2. Интеракция
- 3.3. Общение как восприятие людьми друг друга.
- 4. Эффекты медицинского общения
- 5. Практические проблемы оптимизации общения
- 5.1. Этапы и эффекты коммуникативного контакта
- 5.2. Трудности, возникающие в процессе общения
- 5.3. Процесс оптимизация общения
- 1. Понятие конфликта
- 2. Причины конфликтов
- 3. Структура конфликта
- 3.2. Условия протекания конфликта
- 3.3. Образы конфликтной ситуации
- 3.4. Возможные действия участников конфликта
- 3.5. Исходы конфликтных действий
- 3.6. Динамика конфликта
- 4. Типы личностей участников конфликта
- 4.1. Типы перманентно-конфликтных личностей
- 4.2. Ситуативно-конфликтная личность
- 4.3. Конфликтная личность – руководитель
- 4.4. Целенаправленно-конфликтная личность
- 4.5. Коллектив и конфликтная личность
- 5. Управление конфликтами
- 5.1. Функциональные последствия конфликтов
- 5.2. Дисфункциональные последствия конфликтов
- 5.3. Организационные способы управления конфликтами
- 5.4. Межличностные способы управления конфликтами
- 6. Правила разрешения конфликта
- 7. Способы поведения в дискуссии
- 7.1. Hеконструктивные способы поведения в дискуссии
- 7.2. Приемы, способствующие пониманию партнера
- 8. Механизмы психологической защиты
- 8.1. Понятие психологической защиты.
- 8.2. Классификация защитных механизмов психики
- Лекция 14. Психология групп
- 1. Феноменология психологии групп
- 1.1. Понятие группы
- 1.2. Классификация групп
- 2. Этапы развития группы
- 2.1. Вступление в общение, межличностные отношения
- 2.2. Формирование отношения группы к каждому ее члену (социометрический статус)
- 2.3. Выдвижение лидера
- 3. Влияние группы
- 3.1. Социальная фасилитация
- 3.2. Социальная леность
- 3.3. Деиндивидуализация
- 3.4. Групповая поляризация
- 3.5. Огруппление мышления
- 3.6. Влияние меньшинства
- 4. Медицинский аспект психологии групп
- 4.1. Врач как член профессиональной группы
- 4.2. Значимые для врача социальные группы
- 4.3. Эффективность вхождения личности в группу
- Глава V. Психология юношеского возраста
- 1.2. Совершенствование психических процессов
- 1.3. Развитие общих и специальных способностей
- 1.4. Развитие мышления
- 2. Развитие личности в юношеском возрасте
- 2.1. Развитие самосознания
- 2.2. Развитие мировоззрения как целостной системы взглядов
- 2.3. Критическое осмысление действительности
- 2.4. Развитие рефлексивного сознания Юность – это период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество.
- 4. Итоги психического развития в юношеском возрасте
- 4.1. Ранняя юность
- 4.2. Поздняя юность
- 5.1 Особенности развития личности студента
- 5.2. Трудности и противоречия развития психической сферы юношей и девушек
- Глава VI. Психология и терапия семейных
- 2. Жизненный цикл семьи
- 3. Свойства семейной системы
- 4. Практика психологической помощи семье
- 4.1. Организация работы семейного психотерапевта
- 4.2. Техники работы с семьей
- 4.3. Схема проведения первичного приема
- 4.4. Когда и как заканчивать работу с семьей
- Курс лекций
- 210602, Витебск, Фрунзе, 27
- 210602, Витебск, Фрунзе, 27