logo search
Курс лекций Психол

5. Психодиагностика личности

Выбор методов измерения личностных характеристик, как и адекватность этих методов, неизбежно зависят от взглядов исследователя на природу личности и от конкретных целей, которые в процессе психодиагностики предполагается достичь (Н.Д. Творогова).

Вопрос о том, какой тип измерения личности более точен, имеет мало смысла, если при этом не оговаривается, согласно какой теории или для каких целей эти измерения проводятся.

Наблюдения за спонтанным поведением, проведение интервью, создание опросников, разработка экспериментальных ситуаций, регистрация психологических ответов – инструментарий для психологического изучения.

Чтобы любое измерение личности было значимым, оно должно отвечать двум требованиям как и любое измерение в любой сфере – обладать надежностью и валидностью. Методика должна обеспечивать воспроизведение результатов при повторных измерениях (надежность) и измерять именно то свойство, которое измеряется (валидность). Методика также должна быть удобной для применения и эффективной.

Не существует единственного наилучшего пути измерения данной личностной характеристики. Выбор инструментария в значительной мере зависит от принятого данным исследователем операционального определения личности, измеряемой личностной характеристики.

Психодиагностика в настоящее время – это не только практическая деятельность психолога, но и теоретическая дисциплина. Теоретическая психодиагностика включает в себя психометрику – науку об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных.

Психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности психологических «переменных».

Начало психодиагностики как одной из дисциплин прикладной психологии связывают с именем Гальтона, который в 1883 году с помощью психометрического испытания проверял умственные способности. В настоящее время в мировой практике имеется хорошо развитая индустрия разработки психологических методик, их производства и рекламы, обучения пользователей.

Издаются популярные брошюры для населения, о том, как готовиться к психологическим испытаниям. В то же время в популярных изданиях авторы-психологи не имеют права разглашать профессиональную тайну: описывать смысл диагностических приемов, знание которых испытуемыми вредит валидности методики. В мировом психологическом сообществе приняты специальные профессионально-этические стандарты работы психологов.

Функции психодиагностики

1. Психодиагностика это средство развития и средство получения информации.

2. Информацию можно получить о первоначальном состоянии объекта, о происшедших изменениях.

3. На основании полученной информации прогнозируются дальнейшие изменения объекта изучения.

Принципы психодиагностики:.

1) принцип соблюдения тайны предполагает неразглашение результатов измерения личностных характеристик без персонального согласия пациента. Исключение составляют лишь случаи, когда исследование проводится в научных целях как часть экспериментального исследования;

2) принцип научной обоснованности требует от применяемых психодиагностических методик валидности и надежности, то есть получения таких результатов, которым можно доверять;

3) принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты измерения нельзя использовать во вред обследуемому пациенту;

4) принцип объективности выводов из результатов обследования требует, чтобы они были научно обоснованными, а не определялись и не зависели от субъективных установок человека, проводящего измерение личностных характеристик пациента.

При проведении психодиагностического измерения личностных характеристик обязательно соблюдение следующих морально-этических норм:

– человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли, за исключением особых случаев или судебной, или медицинской практики, оговоренных законом;

– перед проведением психологического тестирования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую он сам не осознает;

– любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы;

– результаты психологического обследования предоставляются обследуемому тем, кто проводит обследование, в доступной для правильного понимания форме;

– при обследовании несовершеннолетних детей их родители или лица их заменяющие имеют право знать результаты тестирования ребенка.

Использование методов психологического исследования позволяет осуществить социально-психологический анализ болезни и сделать клинико-психологическое заключение о состоянии пациента.