Предисловие
Лечить болезнь – наука.
Лечить больного – искусство.
XXI век – век врачебного искусства.
XXI век знаменуется очень тесным взаимодействием психологии и медицины. В связи с этим психологическая подготовка становится одним из наиболее быстро развивающихся и привлекающих к себе внимание аспектов медицинского образования. (ВОЗ, 1993).
В основе клинической компетентности врача должна лежать социально-психологическая культура – умение общаться с пациентом, его родственниками, коллегами, администрацией.
Исследования показали, что имеются существенные взаимосвязи между многими аспектами интерперсональных навыков врачей-клиницистов, с одной стороны, и степенью удовлетворенности и мотивацией пациентов – с другой (Thomson et. al., 1990). Плохие коммуникации со стороны врача являются главным фактором, ведущим к неудовлетворенности пациента и его родственников проводимым лечением, ведут к несчастным случаям и последующему судебному разбирательству (Vincent, 1992).
Изучение студентами-медиками основ общей, возрастной и социальной психологии, медицинской психологии в дальнейшем могут оказать влияние на стоимость лечения и эффективность использования ресурсов в здравоохранении, открывая возможность для более точной диагностики и более полного согласия пациента следовать лечебным планам.
Психологизация медицинских знаний может помочь врачу более эффективно справляться с необходимостью выработать адекватный план лечения и передать его пациенту в имеющийся для этого промежуток времени, предупредить ненужные назначения лекарств, которые либо ошибочно предписаны, либо неправильно использованы пациентами (Kaplan, 1989; Sandler, 1980). Психологическая некомпетентность врача влечет за собой негативные последствия для медицинских, психосоциальных и экономических аспектов здравоохранения.
В настоящее время формирование коммуникативной компетентности медицинского специалиста пока еще не рассматривается в полной мере как одна из важнейших составных частей в профессиональной подготовке врача. Это порождает социальные и психологические проблемы в самой системе здравоохранения.
1. В настоящее время в медицине активно внедряется новая модель отношений, основанная на этической доктрине «информированного согласия» и ориентированная (К. Роджерс) на «клиент-центрированный подход» (субъект – субъектное взаимодействие). Эта модель сталкивается с противоположной традицией – «нозоцентрической» (от лат. nosos – болезнь), укоренившейся в структуре образования студентов-медиков и системе здравоохранения. В ее основе лежит субъект-объектное взаимодействие. В центре внимания врача оказывается болезнь.
В рамках клиент-центрированного подхода, человек, обратившийся за профессиональной медицинской помощью, становится активным участником (соучастником, субъектом) терапевтического процесса. Врач должен быть «на уровне» клиента, должен быть готов к сотрудничеству, в частности, к коммуникации «на равных». Терапевтический альянс в диаде «врач – пациент», основанный на доверии, является важнейшим фактором, определяющим успех терапии, вне зависимости от ее ориентации.
В настоящее время отношения между врачом и пациентом носят патерналистский характер – характер «субъект – объектных» отношений. Подобный характер отношений может быть обусловлен несколькими причинами:
а) врач зачастую не придает особой роли общению с пациентом в терапевтическом процессе и не утруждает себя тщательной подготовкой и организацией коммуникативного пространства и общения;
б) врач не всегда умеет так взаимодействовать с самим собой, чтобы опираться на свои потенциальные возможности;
в) в своих действиях по отношению к пациенту врач руководствуется представлениями о пациенте как пассивном исполнителе распоряжений врача, как объекте не компетентном, не автономном, не имеющем потенциалов медицинского самообразования.
2. По мнению ряда специалистов, девять из десяти американцев «не доживают свой век», на абсолютном первом месте в мире находятся заболевания, которые можно квалифицировать как заболевания «образа жизни».
Привычное разделение между «органическими» и «функциональными» заболеваниями в настоящее время все больше подвергается сомнению. Медицинские специалисты начали понимать, что болезни часто возникают на почве множественных этиологических факторов.
Подобные взгляды на причины возникновения болезней вызывают особый интерес к той роли, которую могут играть в этой связи психологические и социальные факторы.
Практическая медицина начинает расширять свое поле зрения: пациент больше не является лишь носителем какого-то заболевшего органа, его необходимо рассматривать и лечить как человека в целом, поскольку «болезнь является следствием неправильного развития отношений между индивидуумом и социальными структурами, в которые он включен» (Б. Любан-Плоцца, 1994).
Современная медицина склонна к абсолютизации соматической сферы в ущерб психосоциальной (Н.Г. Устинова, 1997), и медицинская модель болезни, высоко адекватная клинической парадигме здоровья, нередко искажает закономерности социальной этиологии основного объема существующей в обществе патологии. Социально-психологический же подход к здоровью по своему теоретическому содержанию наиболее адекватен саноцентрической парадигме современной медицины, приходящей на смену патоцентрической парадигме (И.Н. Гурвич, 1997). «Качество» медицинских услуг, адекватное лечение без глубокой проработки социально-психологической категории вряд ли возможно (важны оба акцента: «образ жизни» и «образ жизни»).
3. Семья, как и другое ближайшее окружение, обычно дает человеку то количество тепла, внимания и любви, которое ему необходимо. Здесь его любят безгранично, безусловно и принимают таким, какой он есть.
Именно поэтому ряд специалистов полагают, что население планеты адекватнее считать «по семьям», а одиноких учитывать «как неполную семью». Вклад семьи в здоровье и жизнь человека переоценить трудно, и в связи с этим, как доказывает мировая статистика, 26% ошибок в медицинской диагностике относят за счет незнания семейной среды пациента (R.S. Duff, A.B. Hollingshead, 1968). Терапия язвенной болезни желудка, язвенного колита, диабета, астмы, ишемической болезни сердца, анорексии, мигрени требует семейного подхода (М.В. Авсентьева, 1994).
Вместе с тем выпускник-медик ориентируется в сфере психологии семьи на уровне здравого смысла и имеющегося у него на момент начала самостоятельной работы жизненного опыта. Закономерности функционирования семьи могут представлять мощный фактор оздоровления или, наоборот, неуловимый, невидимый, но постоянно действующий фактор патогенеза (например, в психиатрической клинике известна «шизофренная семья»).
4. Широко распространенная в мире практика создания групп пациентов («Анонимные алкоголики»; общество «исключительных раковых больных» Б. Сигеля; группы пациентов с сильными болями; группы пациентов, пережившие попытку суицида и др.) может быть инициирована врачом, ориентированным в современной психологии и в области социальной психологии, в первую очередь. Пациенты открывают для себя возможность освоения (с последующей передачей опыта друг другу) принципов такой работы, но осознание важности такого направления работы и основных эффектов (возможностей и перспектив) групповой работы остается за лечащим врачом.
5. Согласно К.К. Платонову (1990), слово «реабилитация» было впервые использовано в судебном процессе над Жанной Де Арк, и это, юридическое по своей природе, понятие трактуется (в строгом понимании) как «возвращение прав личности». Не случайно в истории медицины первыми обратились к нему психиатры, и только затем оно внедрилось в остальные области лечебной работы.
Кризисный характер столкновения человека с социальными стереотипами, ярлыками (вплоть до стигматизации) хорошо известен и предстоящая перспектива жизни в статусе «ИНЫХ» пугает многих людей, страдающих тяжелыми заболеваниями.
6. В строгом смысле этого термина, «управление» означает «развитие» системы, тогда как поддержание «качества» системы и задачи «стабилизации» работы, объединяются термином «администрирование». Профессиональная подготовка руководителей лечебно-профилактических учреждений не в полной мере отвечает социально-психологическим реалиям «атакующего поведения организации на рынке услуг», успешно освоенными другими областями общественной практики (В.П. Дуброва).
Врач, минимум, дважды вплотную сталкивается с этими проблемами. В одном случае, он является элементом управленческой системы (встраиваясь в нее или не встраиваясь), в другом случае — врачу самому предстоит создать систему управления лечением, где должны быть объединены микроокружение и сам пациент, узкие специалисты и медицинские сестры, соседи больного по палате и приходящие к нему сослуживцы (создание в ЛПУ так называемого, «терапевтического сообщества»). Врач должен эту систему создать (воссоздать) и передать ее управление «в руки» самому пациенту. Все элементы системы должны способствовать выздоровлению а не мешать ему.
Эту проблему можно рассматривать и через призму формирования «внутренней картины лечения», как обучение навыкам самоуправления. Необходимо отметить, что «внутренняя картина болезни» широко обсуждается в среде медиков, «внутренняя картина здоровья» начинает завоевывать признание, а вот понятие «внутренняя картина лечения» – практически игнорируется и не разрабатывается.
7) Современный подход к лечебно-диагностическому процессу предполагает использование социопсихосоматического подхода к пациенту и болезни. Этот подход носит системный характер. Он предполагает комплексное видение взаимного влияния болезненного процесса, личности пациента и ее социального окружения. Использование социопсихосоматического подхода в своей профессиональной деятельности может повысить качество лечебно-диагностического процесса.
Перечисленные социально-психологические проблемы, если их не решать, могут снижать качество лечения, доходы лечебного учреждения и, в конечном счете, заработки самого врача.
Расширенное внедрение курсов общей, возрастной и социальной психологии в практику подготовки врачей всех уровней способствует формированию социально-психологической компетентности врача. Это позволяет:
1) лучше распознавать и правильнее реагировать на вербальные и невербальные знаки пациентов и извлекать из них больше относящейся к делу информации;
2) более эффективно проводить диагностику, поскольку эффективная диагностика зависит не только от установления телесных симптомов болезни, но также от способности врача выявить те соматические симптомы, причины которых могут иметь социально-психологическую природу, что, в свою очередь, требует иных планов лечения;
3) добиваться согласия пациента с планом лечения, так как исследования показали, что тренировка коммуникационных навыков оказывает положительное влияние на согласие пациента принимать назначенное ему лекарственное средство;
4) передавать пациентам адекватную медицинскую информацию и мотивировать их следовать более здоровому стилю жизни, повышая таким образом роль врача в укреплении здоровья и профилактике болезни;
5) воздействовать на различные формы отражения болезни (эмоциональная, интеллектуальная, мотивационная) и активизировать компенсаторные механизмы, повысив психосоматический потенциал личности пациента, помочь ему восстановить связь с миром, преодолеть так называемую «усвоенную или обученную беспомощность», разрушить стереотипы, созданные болезнью и создать образцы здорового реагирования;
6) врачам действовать более эффективно в особо «чувствительных» аспектах взаимоотношений врач-пациент, которые часто встречаются в практике, например, необходимость сообщить пациенту, что он неизлечимо болен, сказать родственникам больного, что тот должен умереть, либо другие примеры сообщения плохих известий.
Данный курс лекций, прежде всего, ориентирован на теоретическую социально-психологическую подготовку студентов-медиков. В его основе лежит системная концепция психики, позволяющая рассматривать психику человека как систему с обратной связью (А. Горбатенко, 1999). Такой подход, по нашему мнению, способствует формированию у студента-медика целостного представления о психической деятельности человека, что позволит ему в будущей профессиональной деятельности целенаправленно проводить лечебно-диагностический процесс (А.Л. Церковский).
Использование в лекциях примеров из врачебной практики вооружает студентов конкретными знаниями в области практических навыков взаимодействия. Это особенно важно сейчас, когда возрастает необходимость в увеличении числа семейных врачей.
- Предисловие
- Глава I. Психология в медицине
- Актуальность психологической подготовки будущего врача
- 2.1. Современное понимание болезни
- 2.2. Социопсихосоматический подход к человеку.
- 2.3. Системы, подлежащие анализу при изучении болезни
- 2.4. Паллиативное лечение
- 3. Психологический аспект заболевания
- 3.1. Сенсологический этап
- 3.2. Оценочный этап
- 3.3. Этап отношения к болезни
- 4. Значение психологии в подготовке студентов-медиков
- 4.1. Традиционная медицинская модель
- 4.2. Модель выбора
- Глава II. Психика как система самоуправления
- 1. Становление психологии как науки
- 1.1. Понятие «психология»
- 1.2. Психология как самостоятельная наука
- 1.3. Современные представления о психике
- 4. Основные этапы развития психики в филогенезе
- 5. Основные особенности онтогенеза психики человека
- 6. Методы психологического исследования
- 6.1. Наблюдение
- 6.2. Эксперимент
- 6.3. Беседа
- 6.4. Психодиагностика - метод психологического исследования
- Методологические принципы современной психологии
- 1.1. Принцип системности
- 1.2. Принцип развития
- 1.3. Принцип единства сознания и бессознательного
- 1.4. Принцип детерминизма
- 1.5. Принцип активности
- 2. Общая характеристика современных психологических школ
- 2.1. Глубинная психология
- 2.2. Бихевиоризм
- 2.3. Гуманистическая психология
- 2.4. Гештальт-психология
- 2.5. Деятельностный подход
- 2.6. Трансперсональная психология
- 3. Взаимосвязь отдельных психологических направлений
- Сознание – основной социальный механизм жизнеобеспечения человека
- 1.1. Современные взгляды на сущность сознания
- 1.2. Сознание – социально интегрированная система психических функций человека
- 1.3. Свойства сознания
- 1.4. Язык и сознание человека
- 1.5. Состояния сознания
- 1.6. Активное бодрствование
- 1.7. Измененные состояния сознания
- 1.8. Сенсорная изоляция
- 1.9. Состояние сознания перед смертью
- 2. Бессознательное
- 3. Целостность структуры психики
- Глава III. Системные элементы психики
- 1.2. Классификация потребностей
- 1.3. Иерархия потребностей
- 1.4. Индивидуализация способов удовлетворения потребностей
- 1.5. Теории мотивации
- 1.6. Защитные мотивы
- 2. Системные представления о потребностях и мотивах
- 2.1. Потребности и мотивы – основные регуляторы целеполагания и активизации психики
- 2.2. Системная сущность потребностей и мотивов
- 2.3. Диалектика биологического и социального в потребностях человека
- 2.4. Механизмы формирования потребностей
- 1. Внимание
- Общая характеристика
- 1.2. Систематизация внимания
- 1.3. Функции внимания
- 1.4. Внимательность как свойство личности
- 1.5. Расстройства внимания
- 2. Память
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Виды памяти
- 2.3. Запоминание
- 2.4. Хранение и воспроизведение
- 2.5. Забывание и сохранение
- 2.6. Память и личность
- 2.7. Нарушения памяти
- 3. Системные представления о внимании и памяти
- 1. Ощущения
- 1.1. Понятие об ощущении
- 1.2. О природе ощущений
- 1.3. Классификация ощущений
- 1.4. Свойства ощущений
- 1.5. Чувствительность и ее измерение
- 1. 6. Адаптация
- 1.7. Взаимодействия ощущений
- 1.8. Сенсибилизация
- 1.9. Синестезия
- 1.10. Чувствительность и упражнение.
- 2. Восприятие мира
- 2.1. Восприятие и деятельность
- 2.2. Отличия восприятий от ощущений
- 2.3. Принципы объединения восприятий
- 2.4. Свойства восприятий
- 2.5. Классификация восприятий
- 2.6. Элементы картины мира, конструируемой субъектом восприятия
- 2.7. Восприятие как действие
- 2.8. Роль предшествующего опыта
- 2.9. От стимуляции к восприятию
- 2.10. Избирательность восприятия
- 2.11. Перцептивная защита
- 2.12. Субсенсорное (подпороговое) восприятие.
- 2.13. Экстрасенсорное восприятие
- 2.14. Иллюзии
- 2.15. Восприятие социальных объектов
- 2.16. Восприятие боли
- 2.17. Восприятие болезни
- 2.18. Восприятие и лечебно-диагностический процесс
- 3. Ощущения и восприятие как системные элементы
- Мышление
- 1.1. Мышление в структуре познавательных процессов
- Классификация мышления
- 1.3. Единство мышления и речи
- 1.4. Мышление как психологическая основа решения задач
- 1.5. Интеллект
- 1.6. Творческое (дивергентное) мышление и личность
- 1.7. Позитивное мышление
- 1.8. Саногенное мышление
- 2. Воображение
- 2.1. Понятие «воображение»
- 2.2. Процессы построения образов фантазии
- 2.3. Виды воображения
- 2.4. Отличия представлений от восприятий
- 2.5. Функции воображения
- 2.6. Воображение и творчество
- 2.7. Воображение и органические процессы
- 3. Мышление и воображение как системные элементы
- 1. Роль эмоций в жизни человека
- 1.1. Понятия об эмоциях
- 1.2. Функции эмоций
- 2. Психологические теории эмоций
- Позже п. Бард показал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.
- 3. Формы эмоциональных состоянии
- 4. Классификация эмоций
- 5. Динамика эмоций
- 6. Страдание и горе
- 7. Страх и тревожность
- 8. Психогигиена медицинского работника
- 9. Эмоции как системный элемент психики
- Лекция 10. Психология личности
- 1. Понятие личности в психологии
- 1.1. Индивид, личность, индивидуальность
- 1.2. Основные сферы личности
- 2. Психологическая структура личности
- 2.1. Системообразующие признаки личности
- 2.2. Потенциалы личности
- 2.3. Фундаментальные потребности личности
- 2.4. Характеристика структуры личности
- 3. Самосознание личности. Я-концепция
- 3.1. Самосознание
- 3.2. Я-концепция личности
- 4. Развитие личности
- 5. Психодиагностика личности
- 6. Разностороннее и гармоничное развитие личности
- 7. Гуманизация личности
- 8. Личность в деятельности
- 9. Личность участников лечебно-диагностического процесса
- 1.1. Общие понятия о темпераменте
- 1.2. История учений о типах темперамента
- 1.3. Типы темпераментов и их психологическая характеристика
- 1.4. Темперамент и деятельность
- 1.5. Роль темперамента в учебной и медицинской деятельности
- 2.1. Понятие о характере
- 2.2. История характерологический учений
- 2.3. Характер и поведение
- 2.4. Характер как элемент психики
- 3.1. Понятие о способностях
- 3.2. Классификация способностей
- 3.3. Задатки и индивидуальные различия людей
- 3.4. Уровни способностей
- Глава IV. Психологические основы
- 2. Типы межличностного общения
- 3. Структура общения
- 3.1. Коммуникация
- 3.2. Интеракция
- 3.3. Общение как восприятие людьми друг друга.
- 4. Эффекты медицинского общения
- 5. Практические проблемы оптимизации общения
- 5.1. Этапы и эффекты коммуникативного контакта
- 5.2. Трудности, возникающие в процессе общения
- 5.3. Процесс оптимизация общения
- 1. Понятие конфликта
- 2. Причины конфликтов
- 3. Структура конфликта
- 3.2. Условия протекания конфликта
- 3.3. Образы конфликтной ситуации
- 3.4. Возможные действия участников конфликта
- 3.5. Исходы конфликтных действий
- 3.6. Динамика конфликта
- 4. Типы личностей участников конфликта
- 4.1. Типы перманентно-конфликтных личностей
- 4.2. Ситуативно-конфликтная личность
- 4.3. Конфликтная личность – руководитель
- 4.4. Целенаправленно-конфликтная личность
- 4.5. Коллектив и конфликтная личность
- 5. Управление конфликтами
- 5.1. Функциональные последствия конфликтов
- 5.2. Дисфункциональные последствия конфликтов
- 5.3. Организационные способы управления конфликтами
- 5.4. Межличностные способы управления конфликтами
- 6. Правила разрешения конфликта
- 7. Способы поведения в дискуссии
- 7.1. Hеконструктивные способы поведения в дискуссии
- 7.2. Приемы, способствующие пониманию партнера
- 8. Механизмы психологической защиты
- 8.1. Понятие психологической защиты.
- 8.2. Классификация защитных механизмов психики
- Лекция 14. Психология групп
- 1. Феноменология психологии групп
- 1.1. Понятие группы
- 1.2. Классификация групп
- 2. Этапы развития группы
- 2.1. Вступление в общение, межличностные отношения
- 2.2. Формирование отношения группы к каждому ее члену (социометрический статус)
- 2.3. Выдвижение лидера
- 3. Влияние группы
- 3.1. Социальная фасилитация
- 3.2. Социальная леность
- 3.3. Деиндивидуализация
- 3.4. Групповая поляризация
- 3.5. Огруппление мышления
- 3.6. Влияние меньшинства
- 4. Медицинский аспект психологии групп
- 4.1. Врач как член профессиональной группы
- 4.2. Значимые для врача социальные группы
- 4.3. Эффективность вхождения личности в группу
- Глава V. Психология юношеского возраста
- 1.2. Совершенствование психических процессов
- 1.3. Развитие общих и специальных способностей
- 1.4. Развитие мышления
- 2. Развитие личности в юношеском возрасте
- 2.1. Развитие самосознания
- 2.2. Развитие мировоззрения как целостной системы взглядов
- 2.3. Критическое осмысление действительности
- 2.4. Развитие рефлексивного сознания Юность – это период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество.
- 4. Итоги психического развития в юношеском возрасте
- 4.1. Ранняя юность
- 4.2. Поздняя юность
- 5.1 Особенности развития личности студента
- 5.2. Трудности и противоречия развития психической сферы юношей и девушек
- Глава VI. Психология и терапия семейных
- 2. Жизненный цикл семьи
- 3. Свойства семейной системы
- 4. Практика психологической помощи семье
- 4.1. Организация работы семейного психотерапевта
- 4.2. Техники работы с семьей
- 4.3. Схема проведения первичного приема
- 4.4. Когда и как заканчивать работу с семьей
- Курс лекций
- 210602, Витебск, Фрунзе, 27
- 210602, Витебск, Фрунзе, 27