logo search
Курс лекций Психол

3. Формы эмоциональных состоянии

К основным формам эмоциональных состояний, которые испытывает человек, относятся аффекты, собственно эмоции, чувства, стрессовые состояния, настроение, фрустрация, страсть.

1. Аффект сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффект навязывает субъекту стереотипные действия (агрессию, бегство, оцепенение).

Аффект возникает в ответ на уже фактически наступившую ситуацию, порождает аффективные следы (комплексы), которые при определенных условиях могут полностью оттормаживаться, вытесняться из сознания.

Повторение ситуации ведет к аккумуляции аффекта, который разряжается в бурном неуправляемом аффективном поведении – «аффективном взрыве». На этом свойстве эффектов основаны различные методы их изживания, канализации.

Особенности аффектов: большая интенсивность, кратковременность, безотчетность, диффузный характер, воспринимаются субъектом как состояния моего «Я».

Чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, подученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Аффективный комплекс – это совокупность образов памяти, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание. Актуализация одного из элементов комплекса влечет, даже против воли субъекта, немедленное «введение» в сознание других его элементов (К. Юнг, А.Р. Лурия и др.).

Комплекс – это агломерация ассоциаций, болезненного аффективного характера. Этими аффектироваными чувствами трудно управлять и они связаны с физиологическими реакциями (комплекс «сидит» в теле).

2. Собственно эмоции длительное состояние, иногда слабо проявляющееся во внешнем поведении. Выражает оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ней.

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Особенности эмоций:

1) относительно длительные состояния, слабо проявляющиеся во внешнем поведении;

2) имеют ситуационный характер;

3) способны предвосхищать ситуации и события благодаря представлениям о пережитых или воображаемых ситуациях;

4) обладают способностью к обобщению и коммуникации (индивидуальный опыт переживаний формируется и в результате эмоциональных сопереживаний);

5) воспринимаются как состояния, происходящие «во мне»;

6) участвуют в развитии смысловой сферы личности (эту функцию выполняют, например, эстетические эмоции).

Факторы, определяющие эмоции:

– характер получаемой извне информации;

– неожиданность информации;

– степень достаточности информации;

– вероятность удовлетворения актуализированной потребности;

– уровень активации (если он слишком высок, то остаток активации переносится на последующую эмоцию, которая усиливается);

– особенности восприятия ситуации в целом (восприятие ситуации определяет направленность эмоции);

– уровень умственного развития;

– предшествующий опыт.

Интенсивность эмоций связана с уровнем активации организма, а их направленность зависит от восприятия ситуаций в целом. Но само возникновение эмоций и ее положительная или отрицательная окраска определяются, прежде всего, количеством информации, которой располагает человек в данный момент.

3. Чувства возникают в результате обобщения эмоций. Они имеют отчетливо выраженный предметный характер, связаны с представлением или идеей о некотором объекте (конкретном или обобщенном).

Амбивалентность переживаний возникает в результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.

Чувства образуют ряд уровней, начиная от чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. С.Л. Рубинштейн выделил три сферы (уровня) проявления чувств человека:

1) аффективно-эмоциональная чувствительность: элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные с удовлетворением органических потребностей;

2) предметные чувства: материальные, интеллектуальные, эстетические, связанные с обладанием определенными предметами и с конкретными видами деятельности;

3) обобщенные мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Особенности чувств:

– интенсивность,

– продолжительность,

– осознанный характер,

– связь с конкретными предметами, действиями, людьми, идеями,

– разноуровневость.

4. Эмоциональный стресс. Стресс – неспецифическая реакция организма на любое требование извне. Эмоциональный стресс представляет собой определенный комплекс простых эмоций и является сложным эмоциональным переживанием.

Стресс (общий адаптационный синдром) – это неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования.

Каждое воздействие на организм предъявляет как специфические требования для адаптации к нему (например дрожь и суждение сосудов на холоде), так и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой сталкивается человек. Стресс – это общий знаменатель любой приспособительной реакции.

Стресс не есть просто нервное напряжение. Это комплексная реакция всего организма. Следует различать понятия стресс и дистресс.

Стресс не является вредным. Умеренный уровень стресса сопровождает человека всю жизнь, помогая осуществлять приспособительные реакции.

Дистресс – результат чрезмерного стресса. Наступает при исчерпании адаптационных резервов, оказывает деструктивное действие на организм.

Г. Селье (1974), изучая общий синдром адаптации, показал как стресс связан с постепенным истощением организма и выделил три этапа этого синдрома.

Фазы стресса.

1. Реакция тревоги. Организм под влиянием стрессогенных факторов для осуществления адаптации изменяет характеристики своего функционирования. На этой стадии сопротивляемость понижена, реакции на раздражители могут быть чрезмерными.

2. Фаза сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями организма, наступает адаптация. Реакция тревоги исчезает, сопротивляемость повышается.

3. Фаза истощения. При длительном действии стрессора запасы адаптационной энергии истощаются, вновь появляются признаки реакции тревоги, сопротивляемость падает, на этот раз необратимо.

Различают физиологический и психологический виды стресса. В зависимости от стрессора и характера его влияния психологический стресс подразделяют на информационный и эмоциональный.

Психологический стресс зависит от значимости ситуации для субъекта, от его отношения к ней и оценки угрозы.

В психологическую структуру стресса входят эмоциональные, мотивационно-личностные, интеллектуальные и перцептивные компоненты.

Стрессогенным моментом является не сама по себе ситуация, а соотношение в этой ситуации между мотивам субъекта и его возможностью действовать адекватно им. Одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную реакцию. Индивидуальные различия в реакции зависят от особенностей эндокринной системы, типа нервной деятельности, темперамента, от личностных особенностей (потребностно-мотивационной сферы, перцептивных процессов, интеллектуальной оценки).

Стрессоры (факторы), вызывающие состояние напряжения:

а) ситуации, в которых субъект не способен, не умеет или не готов действовать (новизна, необычность, неопределенность, внезапность ситуации);

б) сверхсильная мотивация (вызывает сверхсильное волнение, повышение напряжения и пр.);

в) ожидание оценки своей личности или деятельности;

г) затруднения в деятельности из-за дефицита времени, отвлекающих факторов и др.

5. Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроения – относительно слабо выраженные, диффузные переживания, не относящиеся к конкретному предмету, могут удерживаться в течении достаточно длительного времени, определяют общий эмоциональный тон.

Характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью, хотя иногда и приобретает значительную интенсивность.

Источники настроения:

а) мера удовлетворенности всем ходом жизни (дома, на работе, в обществе и пр.);

б) здоровье;

в) особенности взаимоотношений с людьми;

г) особенности окружающей среды;

д) эмоционально окрашенные мысли и представления.

Особенности настроения:

– слабая интенсивность;

– значительная длительность;

– неясность, безотчетность;

– влияние на мысли и действия человека.

6. Фрустрация (от лат. frustratio – «обман», «расстройство, «разрушение планов») состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности.

Устойчивость человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Фрустрация может ослабевать, исчезать и усиливаться.

7. Страсть – сильное, стойкое всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.

Страсть является своеобразным сплавом эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение

Причины формирования страсти достаточно разнообразны – они могут определяться осознанными убеждениями (например, страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение (как бывает при паранойяльном развитии личности).

В любом случае страсть органически связана с потребностями и другими свойствами личности.

Страсть избирательна и всегда предметна. Таковы, например, наблюдающиеся у людей страсть к знанию, страсть к музыке, страсть к коллекционированию и т.д.

Страсть выражается в порыве, увлеченности, сосредоточенности, собранности помыслов и сил, направленных на цель (С.Л. Рубинштейн).