logo search
Книга ШЕЙНОВ

Наказывая -не унижай

Сын учится в 6-м классе. Мальчик энергичный, неусидчивый, упрямый.

На уроке музыки мешал учителю и тот удалил его из класса. На следующие свои уроки учитель его не допускает, требуя прежде публичного извинения.

Мальчик отказывается. После вызова родителей в школу с ним говорили дома «по-разному». После этого подросток перестал посещать и другие уроки.

Конфликт разрешается по второй формуле, относится к типу Б. Первая конфликтная ситуация — плохое поведение ученика на уроке.

Есть принцип управления — наказывая, не унижай. Нарушение его и создало в данном случае вторую конфликтную ситуацию.Требование извиниться в присутствии всего класса подросток воспринял как унизительное: во-первых, это само по себе трудно; во-вторых, не отвечало тяжести его проступка и, в-третьих, не принято в школе за подобные нарушения. В результате наказание выглядело чрезмерным. А далее события развиваются по закономерности, известной нам как эскалация конфликтогенов.

Для иллюстрации значимости упомянутого управленческого принципа в цивилизованном обществе приведем исторический факт.

Вождь французской революции Марат был убит террористкой Шарлоттой Корде. Ее арестовали и казнили. Когда отрубленная голова упала в корзину, палач Сансон достал ее и нанес пощечину за гибель кумира революционеров Марата.

За оскорбление личности, за нарушение правила «наказывая — не унижай» палач был отстранен от должности. Так прервалась самая длинная династия парижских палачей Сансонов.

212

Кое-что о царе

На уроке литературы изучается роман А. Толстого "Петр /". Учительница плохого мнения об этом царе и не скрывает этого. Более того, она настойчиво проводит мысль, что нынешние беды идут от Петра.

Одна из учениц высказывает несогласие с учительницей, приводя доводы о том, что Петр I много сделал для страны. Учительница воспринимает это как вызов себе и в конце урока ставит девушке тройку, которая портит ей четвертную оценку, а значит, - и годовую и препятствует в итоге получению медали.

Одна из важнейших задач обучения — научить мыслить. А мышление предполагает разномыслие.

Нетерпимость к другому мнению — конфликтная ситуация.Преследование за иное мнение — тем более. Инцидентом послужилостечение обстоятельств — у ученицы оказалось мнение, отличное от учительского.Конфликт разрешается по первой формуле, относится к типу Б.