logo
Книга ШЕЙНОВ

"Сегодня - ты, а завтра - я"

Мастер вызвал рабочею и стал ею отчитывать за опоздание. Рабочий ссылался на плохую работу транспорта, так как был гололед. Мастер не принял объяснений и <<высек>> нарушителя. Назавтра нужно было остаться на сверхурочную работу, но работник мастеру в этой просьбе отказал. В результате работа была сорвана.

В отношениях руководитель — подчиненный есть формальная и неформальная составляющие.

Формальная субординация очевидна: подчиненные зависят от начальника, он должен наказывать за проступки и т. д. Однако полная формализация отношений наносит немалый ущерб делу. Ибо бывают ситуации, когда руководитель зависит от подчиненных. Например, в ситуациях, аналогичных описанной.

Другой пример дают нам забастовки типа «работаем по правилам», получившие распространение, например, в Японии. Работники начинают действовать строго по предписа

ниям, инструкциям, не исполняют распоряжений, не подкрепленных последними. И самые высокоорганизованные виды деятельности оказываются парализованными. Останавливаются поезда, конвейеры и т. д.

Эти примеры подтверждают, что действительно невозможно формализовать такой сложный вид деятельности, как управление. В нем обязательно должны присутствовать неформальные, человеческие отношения.

И руководителю ни в коем случае нельзя забывать, особенно когда наказывает, что наказание не должно унижать человеческое достоинство. Мастер переступил эту грань, чем и создал конфликтную ситуацию,от которой пострадал и сам.

Беседа с опоздавшим должна была носить воспитательный характер, чтобы рабочий впредь не опаздывал, а не представлять собой «разнос».

Инцидентом здесь служитстечение обстоятельств, вызвавших опоздание.Конфликт разрешается по первой формуле, относится к типу Б.