Первый этап разрешения конфликта:
ОПРЕДЕЛИТЬ, ГДЕ ЕГО ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ
Он состоит в том, чтобы установить истинную (часто тщательно скрываемую или неосознаваемую) причину конфликта.
Например, заботой о деле, принципиальностью часто маскируют корыстные интересы, задетое самолюбие, обиды (в том числе и давние), желание избавиться от неугодного и занять его место.
Эта маскировка нужна потому, что никто не хочет выглядеть склочником — ведь окружающие дорожат спокойной атмосферой в коллективе. Подмена мотивов может происходить вначале для «внешнего употребления», для объяснения своей позиции окружающим, но затем и самому инициатору конфликта верить в это оказывается более приятным.
Здесь срабатывает психологический механизм самозащиты, как и вообще в случаях неблаговидных поступков:
кроме истинной — неблагородной причины придумывается некая благородная «причина», якобы двигающая человеком.
Таким образом, первая задача руководителя — отыскать, где спрятано зерно конфликта — является весьма непростой.
Несколько облегчает эту задачу такой подход: попытаться проанализировать всевозможные причины, рассматривая отдельно конструктивные составляющие, с одной стороны, и личностно-эмоциональные — с другой.
Помогает обнаружению скрытых участников конфликта ответ на вопрос: кому выгодно? (вопрос всех сыщиков).
Внешним признаком вовлеченности человека в личностно-эмоциональный, деструктивный конфликт является его поведение, проявляющееся в излишнем многословии, взволнованности речи, нежелании слушать встречные доводы.
В случае конструктивного конфликта участники сдержаннее в проявлении эмоций, больше значения придается логике, фактам, аргументам.
Поэтому излишней горячностью участника в конструктивном конфликте может служить указание на то, что конструктивная составляющая для него является, возможно, лишь ширмой для достижения своих личных интересов.
Продолжая сравнение с болезнью, можно сказать, что так же, как невозможно правильное лечение без постановки точного диагноза, так невозможно и эффективное разрешение конфликта без знания действительных причин, к нему приведших.
СИТУАЦИЯ
В качестве иллюстрации приведем такой пример из практики. Опытные рабочие стали отказываться заниматься наставничеством. Руководство обвинило их в рваческих настроениях, в нежелании создавать себе конкурентов, в намерении закрепить свое исключительное положение.
Однако в действительности оказалось, что у рабочих были на то другие причины: поступление необходимых комплектующих деталей было неритмично, и рабочие постоянно находились на грани их нехватки. Поэтому они считали, что сначала нужно обеспечить поступление комплектующих, а потом увеличивать количество мест. Когда вопрос с комплектующими был решен, наставничество перестало быть проблемой.
Первоначальная версия была выгодна лицам, ответственным за обеспечение рабочих мест всем необходимым, ибо уводила их от ответственности. Но одновременно уводила и от разрешения конфликта, способствовала его запутыванию, обрастанию новыми конфликтами.
Конфликтная ситуация была в неудовлетворенности рабочих плохим обеспечением их комплектующими деталями. Отказ от наставничества есть лишь проявление, имевшее место в конфликтной ситуации с нехваткой комплектующих. Инцидентом может быть любое неосторожно сказанное руководителем слово, любой иной повод.
К сожалению, многие наши руководители подходят к разрешению конфликтов поверхностно, не решаясь (или не догадываясь) заглянуть в глубь явления, понять его причины. Это мастера улаживания инцидента, умиротворения спорящих.
Поскольку при этом остаются неустраненными причины конфликтов, последние возникают снова и снова, порожденные одной и той же неустраненной конфликтной ситуацией.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Конкретные действия руководителя в конфликте зависят, во-первых, от того, видит ли он свою вину. Это, вероятно, самый сложный момент, не поддаться соблазну искать ошибки прежде всего у других, оберегая от критики себя. Дальнейшее зависит от того, какой цели добиваются инициаторы конфликта — ближней или дальней.
Если это достижение ближней цели, то чаще всего необходимо некоторое практическое действие: принять или отменить решение (если это возможно), извиниться, если есть вина, предпринять конкретные шаги. Оценить положение и принять решение в этом случае сравнительно нетрудно.
Сложность здесь состоит в том, что в случае, когда реальных шагов по удовлетворению претензий сделать невозможно, требуется убедить в вынужденности вашего отказа.
Цель инициатора конфликта может быть отдаленной. Достижение ее не может быть осуществлено немедленно, поскольку нужно длительное время для реализации принятых решений: реорганизовать работу подразделения, улучшить условия труда и отдыха, отступить от привычных порядков и сложившихся структур и т.д.
Такого рода преобразования требуют многих последовательных шагов. Но самое главное, чтобы первый шаг был сделан без промедления: он покажет инициаторам конфликта, что «лед тронулся». Бездействие же руководства, даже сдабриваемое обещаниями, способно лишь раздражать людей.
В случае, когда руководитель добивается изменения отношения подчиненного к своим обязанностям, то решающее звено в этом конфликте — убедить его, что это не прихоть руководителя, а настоятельная необходимость, с которой нужно считаться.
Есть еще одна разновидность конфликтов, выражающаяся в негативной эмоциональной реакции на происшедшее.
Когда ничего уже изменить нельзя, конфликты такого рода не имеют смысла. Но пострадавший внутренне никак не может с этим примириться и постоянно возвращается к этому событию, создавая напряженность в отношениях с окружающими.
Руководителю в таких случаях необходимо учитывать состояние человека, проявлять сочувствие к нему, ибо только на эмоциональном уровне можно исчерпать такого рода конфликты.
Нередко возникают конфликты, в основе которых — мнимые противоречия. Такое случается в основном из-за какого-либо небольшого инцидента или реплики руководителя в адрес «не вовремя подвернувшегося под руку» подчиненного.
Разрешение ситуации достигается откровенной беседой и . проявлением доброжелательного отношения к подчиненному.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ
В общении с конфликтующими соблюдайте следующие правила:
• проявляйте выдержку; учитывая, что в конфликтах «прорывается» наболевшее, ведите дело с максимальным тактом и осторожностью, чтобы не дать вовлечь себя в конфликт или усугубить его;
• выслушивайте обращающихся к Вам, дайте высказаться до конца, полностью используя терапевтический эффект возможности выговориться, «поплакаться»;
• не спешите с выводами и обещаниями, не «рубите с плеча»; только выслушав другую сторону, проверив все
факты и утверждения, осмысливайте ситуацию и принимайте соответствующие меры.
• не переоценивайте степень своей информированности, помните, что эффективность коммуникации снизу — вверх (от подчиненных к руководителям) составляет в среднем всего лишь 10%.
- 1.2. Как возникают конфликты
- Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.
- 1.3. Первопричины конфликтов типы конфликтогенов
- 1.4. Как избежать конфликтогенов
- Еще Будда сказал: "Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным".
- 1.5. Технология разрешения конфликтов
- Первая формула конфликта
- Вторая формула конфликта Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
- 6 Правил формулирования конфликтной ситуации
- 1.6. Типология конфликтных личностей
- 1.7. Умеете ли вы разрешать конфликты?
- 2.1. Руководитель и конфликт
- 2.2. Классификация и типология конфликтов
- 2.3. Причины конфликтов
- 2.4. Ошибочные действия руководителей
- Нарушения трудового законодательства
- О несправедливая оценка подчиненных
- 2.5. Действия в конфликтных ситуациях четыре вопроса
- Общеколлективный конфликт Межгрупповой конфликт Межличностный конфликт
- Первый этап разрешения конфликта:
- 2.6. Предупреждение конфликтов
- 2.7. Руководитель и конфликтные личности
- 2.8. Кроссворды:
- 17. Конкретные действия руководителя в конфликте зависят от того, видит ли он свою ... За возникновение конфликта.
- 3.1. Как предотвратить конфликт
- Возможные схемы возникновения и разрешения конфликтов.
- 3.2. Диагноз болезни под названием «конфликт»
- 3.3. Ситуации морального выбора
- 3.4. Цель рассмотрения конкретных конфликтов
- 4.1. Нарушение принципов управления
- Реорганизация
- «Как ехать, так...»
- Без вины виноватый
- 4.2. Просчеты в работе с кадрами Бывшие сослуживцы
- Обещанного три года ждут?
- Компьютеризация
- "Выживают" на пенсию
- Рабочий отказывается...
- Претенденты
- Не ждали...
- Незаменимый
- "Предвзятое" решение
- С больной головы — на здоровую, или "Сам дурак"
- "Не лезь не в свое дсло"
- "Я начальник, ты..."
- 4.4. Работа и быт Мои дети всегда со мной
- Как аукнется, так и откликнется
- На аттестации
- 2) Бытовая — претензии соседей по поводу собаки.
- 4.5. Проблемы с дисциплиной
- "Сегодня - ты, а завтра - я"
- Многодетный отец
- Переборщили...
- 4.6. Нарушения этики Заявление об отпуске
- Кому класть голову в пасть?
- Знай свое место
- Жалоба в "жалобную" комиссию
- 3) Он дает нам больше, чем любой из нас.
- "Я не флюгер"
- После праздника
- Приработок
- "Хозяин — барин"
- "Любовница"
- Соперничество
- Подозрение
- "Святое" число 7
- Новенькая
- Поздравление
- Оклад новичка
- 4.9. Злоупотребление служебным положением Протеже
- Коммерсант в государственном кресле
- "Домработница" в учреждении
- Гарем из сотрудниц?
- Назначил — снял...
- 4.10. Коллизии в частных фирмах Конфликт с главбухом
- Интервью
- Приставания шефа
- Конфликт с иностранным партнером
- "Чем лучше — тем хуже"
- «Второсортный начальник заинтересован в третьесортных подчиненных»
- 4.11. Дела профсоюзные Поездка за грибами
- Путевка в санаторий
- С женой - подлечиться
- "Здоровые предпочитают купаться"
- Где оно, социальное партнерство?
- Суд да дело
- Учиться — и еще раз учиться!
- Глава 5
- 5.1. Взаимоотношения супругов Горячие чувства
- Подарок
- "Женская" работа
- Сквитались
- Поговорили...
- Сиди лучше дома
- "Я не нянька"
- Трагедия
- "Черная сила"
- Эх, поторопились...
- Холодная котлета
- Встреча одноклассников
- "Bom и помогай после этого людям... "
- Пировали — веселились...
- Пятно па репутации
- "Присоединился" к товарищу
- 5.2. Родители и дети Семечки
- "Замок" из песка
- Соперники
- Компания
- Неприятный визит
- "Беларуская мова"
- Домашнее задание
- Помощник
- Школа мод
- Дал сдачи
- Язык мой - враг мой
- Виновный во всех грехах
- Перед дискотекой
- Выбор жизненного пути
- "Любитель" беспорядка
- 5.3. Братья наши меньшие Котенок
- Трое в доме, не считая собаки
- Собака - друг человека
- То как зверь она завоет...
- На прогулке
- Глава 6
- Опять двойка!
- Несправедливая оценка
- О пользе активности
- Выпускной класс
- Хотел, как лучше
- Свинья на доске
- Наказывая -не унижай
- "Нехороший" человек ("редиска")
- Эксперимент на детях
- Глава 7
- 7.1. Друзья На рыбалке
- Друг детства
- Размолвка
- Какие счеты между друзьями?
- Для друга ничего не жалко
- 7.2. Подруги Пообщались...
- Кольцо в фарше
- На остановке
- "Испорченный телефон"
- Любовь и слезы
- "Клятва Гиппократа" - только наоборот
- 7.3. Юноши и девушки Пироги... И телевизор
- Малость поспешил...
- Как козел стерег капусту
- День рождения
- Свободные места и нравы
- Театр и бизнес
- 7.4. Влюбленные
- Случайная встреча
- На лавочке в парке
- Фигаро тут, Фигаро там...
- 7.5. Молодожены На свадьбе
- Первая покупка
- Семейные вечера
- Друзья, подруги...
- Ревность
- Шипы и розы
- Большой ребенок
- Глава 8
- 8.1. Соседи "Снегурочка"
- Туалет в песочнице
- Телефон
- Соседский кот
- 8.2. Продавцы и покупатели
- Продукты - в кепку
- На рынке
- Маникюр
- Перед закрытием
- Сквитались...
- У кассы
- 8.3. Пассажиры в трамвае
- В такси
- В автобусе
- В метро
- В электричке
- В троллейбусе
- 8.4. Старшие - младшие На улице
- В автобусе
- На заводе
- В магазине
- Подарочек
- В дизель-поезде
- На даче
- Фронтовик
- 8.5. Клиенты в парикмахерской
- Должник
- В темноте
- "Частная лавочка"
- В салоне