logo
Книга ШЕЙНОВ

2.1. Руководитель и конфликт

ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Любая управленческая и производственная деятельность практически всегда сопряжена с конфликтами.

И хотя в каждом определенном случае причина жалобы, конфликта совершенно конкретная, своя, при анализе обнаруживается, что все они имеют общую основу: фактическое положение дел входит в противоречие с ожиданием людей, которые и становятся в ряды конфликтующих.

^ ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ

Плачевное состояние экономики, множество просчетов и ошибок руководства подорвали престиж руководителей.

В некоторых трудовых коллективах упала дисциплина, ухудшилось отношение к труду. Многие знают свои права, но забыли о своих обязанностях.

Все это привело к тому, что в нашей стране никогда еще не было так трудно быть руководителем, как теперь.

^ ВО ЧТО ОБХОДЯТСЯ КОНФЛИКТЫ

Разрушительная сила конфликтов Такова, что организации, где не уделяют должного внимания своевременному

их разрешению, оказываются полностью парализованными и никакая комиссия не в состоянии найти пути к ликвидации конфликта, к восстановлению работоспособности пораженной конфликтом организации.

Массовый характер, буквально эпидемии трудовых конфликтов приводят к огромным потерям. А ведь надо учесть и разрушительное влияние конфликтов на здоровье их участников.

НЕ ТОЛЬКО НАША ПРОБЛЕМА

Проблема конфликтов на производстве существует повсеместно. Например, французский социолог Бенат Гурней в книге «Введение в науку управления» пишет: «Все мы хотели бы полностью избежать конфликтов. Но это абсурдная мечта».

Так же определенно высказался и Генри Форд (младший): «Если бы научиться разрешать конфликты, то это позволило бы снизить себестоимость автомобиля больше, чем за 25 лет технических нововведений».

ОБУЧЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

У нас конфликтов больше, чем в странах с развитой экономикой. На наш взгляд, это происходит и потому, что наших руководителей и специалистов нигде не учат основам искусства общения (в том числе — с подчиненными), социальной психологии, методам разрешения конфликтов.

В большинстве крупных американских, европейских, японских фирм каждый руководитель, специалист ежегодно проходит 2—3-недельную переподготовку, причем значительное внимание уделяется тренингу общения и разрешения конфликтов. Во Франции, в частности, действует,

закон, по которому любое предприятие должно тратить не менее 1,2% прибыли на обучение персонала.

Не получив соответствующей подготовки, руководитель у нас вынужден действовать методом проб и ошибок. Правда, страдает при этом не только (а чаще и не столько) руководитель, но и подчиненные, а также дело, за которое отвечает этот руководитель.

КОНФЛИКТЫ И ИНФОРМАЦИЯ

Одним из проявлений недоверия подчиненных по отношению к администрации является сокрытие ими информации от руководителя. Руководитель, как правило, последним узнает о намерении одного из подчиненных уволиться, как и о других событиях в жизни коллектива.

Исследования показали, что до 80% информации о под чиненных руководитель получает в виде жалоб и во время конфликтов.