"Предвзятое" решение
Рабочие места начальника цеха и некоторых его подчиненных находятся на значительном удалении друг от друга. Начальник цеха не видит, чем заняты подчиненные в течение рабочего дня. Он считает, что они не загружены работой, бездельничают, и собирается сократить одного из них. Их аргументы о занятости, нехватке времени, о невозможности справиться с работой меньшим числом слушать не хочет.
Конфликт типа В, разрешается по второй формуле, так как здесь две конфликтные ситуации. Первая — отсутствие объективных критериев оценки труда этих работников.Если бы такие критерии были — столь полярных оценок работы не было бы. Пока не будут установлены объективные показатели — оценка работы будет субъективной, то есть источником конфликтов.
Вторая конфликтная ситуация заключается в различном отношении к труду.Есть работники, которые не считают зазорным во время работы играть в компьютерные игры, подолгу говорить по телефону на неслужебные темы, заниматься другими личными делами, опаздывать на работу или уходить пораньше, устраивать чаепития — и при этом считают себя хорошими работниками: ведь они справляются с работой, не допускают срывов и т. д.
Другие (обычно это люди, получившие соответствующее воспитание в семье, или их отношение к работе сформировалось под влиянием первого начальника) считают перечисленные выше «шалости» серьезными нарушениями трудовой дисциплины. По всей видимости, начальник цеха как раз и принадлежит к такой категории работников. Достаточно ему один, а тем более несколько раз заметить подобные нарушения дисциплины — мнение его о таких работниках будет самым неблагоприятным. В частности — о их недостаточной загрузке.
Однажды, общаясь с американским нефтепромышленником, автор спросил его, что более всего не понравилось ему на наших предприятиях. Тот ответил: «То, что у вас персонал может в рабочее время играть в компьютерные игры и его за это никак не наказывают! У нас это был бы последний рабочий день любителя поиграть!»
Конечно, и у нас есть и руководители, и рядовые сотрудники, которые не допустят подобного отношения к рабочему времени. Но много и других, которые считают придирками замечания руководителей по поводу подобных «шалостей» в рабочее время. И это — серьезная конфликтная ситуация.
^Позаботился^
Специалист, много лет проработав в одном отделе, решил перейти в другой, где он видит возможность профессионального роста. Должность и зарплата, о которых он договорился с руководителем того отдела, предполагались прежними.
Однако его теперешний начальник категорически отказался завизировать заявление, прекрасно зная, что по установившемуся в организации порядку без его согласия специалист не сможет уйти из отдела.
Главным аргументом начальника был тот, что специалист при переходе -«ничего не выигрывает». На слова подчиненного о возможности профессионального роста он никак не отреагировал.
Работник понимает, что такой "за6отой" о нем руководитель лишь прикрывает желание не потерять нужного специалиста. Пришлось обращаться к вышестоящему руководству. Но и для того причина переходи показалась несерьезной, в ходатайстве было отказано,
Новое обращение к непосредственному руководителю привело к разговору на повышенных тонах, взаимным оскорблениям... Через некоторое время специалист уволился.
Одним из сильнейших мотивов к труду является возможность самореализации. Составной частью ее является профессиональный рост работника.
К сожалению, многие руководители сводятпроблему мотивации труда лишь к зарплате (премиям) и повышению в должности.
В то же время известно, что интерес к работе на определенной должности специалист испытывает лишь первые 5 лет. После этого он работает по инерции и с течением времени становится все большим тормозом в любых нововведениях.
Поэтому в современном менеджменте разработаны различные процедуры, позволяющие в максимальной степени использовать творческий потенциал работника, не дать притупиться чувству нового, сохранить живой интерес к работе.
Укажем здесь две такие процедуры.
1. «Ротация по горизонтали». Смысл ее состоит в том, что по прошествии 4-5 лет работников (специалистов, руководителей) перемещают на аналогичные должности в других подразделениях. Это расширяет их кругозор, заставляет постоянно работать над собой, а подразделения получают свежий взгляд, новые идеи.
Кстати, при повышении в должности учитывается не столько общий стаж, сколько количество разных видов деятельности, которые освоили претенденты на должность.
2. «Программы обогащения труда». Их смысл состоит в том, что руководитель поощряет освоение подчиненными новых специальностей, видов деятельности, производственных операций. Толчком к этому послужило то обстоятельство, что работники конвейеров, несмотря на высокие заработки, не выдерживают монотонного труда и уходят через 2-4 года. Программы обогащения труда позволили уменьшить текучесть кадров и повысить качество выпускаемой продукции.
Возвращаясь к рассматриваемой нами ситуации, остается лишь подытожить: конфликтная ситуация — безразличие руководства к профессиональному росту работников, к заинтересованности их своей работой, к возможности самореализации. Инцидент — появление вакансии в другом отделе,заинтересовавшей работника. Конфликт разрешается по первой формуле (тип Б).
4.3. НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
- 1.2. Как возникают конфликты
- Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.
- 1.3. Первопричины конфликтов типы конфликтогенов
- 1.4. Как избежать конфликтогенов
- Еще Будда сказал: "Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным".
- 1.5. Технология разрешения конфликтов
- Первая формула конфликта
- Вторая формула конфликта Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
- 6 Правил формулирования конфликтной ситуации
- 1.6. Типология конфликтных личностей
- 1.7. Умеете ли вы разрешать конфликты?
- 2.1. Руководитель и конфликт
- 2.2. Классификация и типология конфликтов
- 2.3. Причины конфликтов
- 2.4. Ошибочные действия руководителей
- Нарушения трудового законодательства
- О несправедливая оценка подчиненных
- 2.5. Действия в конфликтных ситуациях четыре вопроса
- Общеколлективный конфликт Межгрупповой конфликт Межличностный конфликт
- Первый этап разрешения конфликта:
- 2.6. Предупреждение конфликтов
- 2.7. Руководитель и конфликтные личности
- 2.8. Кроссворды:
- 17. Конкретные действия руководителя в конфликте зависят от того, видит ли он свою ... За возникновение конфликта.
- 3.1. Как предотвратить конфликт
- Возможные схемы возникновения и разрешения конфликтов.
- 3.2. Диагноз болезни под названием «конфликт»
- 3.3. Ситуации морального выбора
- 3.4. Цель рассмотрения конкретных конфликтов
- 4.1. Нарушение принципов управления
- Реорганизация
- «Как ехать, так...»
- Без вины виноватый
- 4.2. Просчеты в работе с кадрами Бывшие сослуживцы
- Обещанного три года ждут?
- Компьютеризация
- "Выживают" на пенсию
- Рабочий отказывается...
- Претенденты
- Не ждали...
- Незаменимый
- "Предвзятое" решение
- С больной головы — на здоровую, или "Сам дурак"
- "Не лезь не в свое дсло"
- "Я начальник, ты..."
- 4.4. Работа и быт Мои дети всегда со мной
- Как аукнется, так и откликнется
- На аттестации
- 2) Бытовая — претензии соседей по поводу собаки.
- 4.5. Проблемы с дисциплиной
- "Сегодня - ты, а завтра - я"
- Многодетный отец
- Переборщили...
- 4.6. Нарушения этики Заявление об отпуске
- Кому класть голову в пасть?
- Знай свое место
- Жалоба в "жалобную" комиссию
- 3) Он дает нам больше, чем любой из нас.
- "Я не флюгер"
- После праздника
- Приработок
- "Хозяин — барин"
- "Любовница"
- Соперничество
- Подозрение
- "Святое" число 7
- Новенькая
- Поздравление
- Оклад новичка
- 4.9. Злоупотребление служебным положением Протеже
- Коммерсант в государственном кресле
- "Домработница" в учреждении
- Гарем из сотрудниц?
- Назначил — снял...
- 4.10. Коллизии в частных фирмах Конфликт с главбухом
- Интервью
- Приставания шефа
- Конфликт с иностранным партнером
- "Чем лучше — тем хуже"
- «Второсортный начальник заинтересован в третьесортных подчиненных»
- 4.11. Дела профсоюзные Поездка за грибами
- Путевка в санаторий
- С женой - подлечиться
- "Здоровые предпочитают купаться"
- Где оно, социальное партнерство?
- Суд да дело
- Учиться — и еще раз учиться!
- Глава 5
- 5.1. Взаимоотношения супругов Горячие чувства
- Подарок
- "Женская" работа
- Сквитались
- Поговорили...
- Сиди лучше дома
- "Я не нянька"
- Трагедия
- "Черная сила"
- Эх, поторопились...
- Холодная котлета
- Встреча одноклассников
- "Bom и помогай после этого людям... "
- Пировали — веселились...
- Пятно па репутации
- "Присоединился" к товарищу
- 5.2. Родители и дети Семечки
- "Замок" из песка
- Соперники
- Компания
- Неприятный визит
- "Беларуская мова"
- Домашнее задание
- Помощник
- Школа мод
- Дал сдачи
- Язык мой - враг мой
- Виновный во всех грехах
- Перед дискотекой
- Выбор жизненного пути
- "Любитель" беспорядка
- 5.3. Братья наши меньшие Котенок
- Трое в доме, не считая собаки
- Собака - друг человека
- То как зверь она завоет...
- На прогулке
- Глава 6
- Опять двойка!
- Несправедливая оценка
- О пользе активности
- Выпускной класс
- Хотел, как лучше
- Свинья на доске
- Наказывая -не унижай
- "Нехороший" человек ("редиска")
- Эксперимент на детях
- Глава 7
- 7.1. Друзья На рыбалке
- Друг детства
- Размолвка
- Какие счеты между друзьями?
- Для друга ничего не жалко
- 7.2. Подруги Пообщались...
- Кольцо в фарше
- На остановке
- "Испорченный телефон"
- Любовь и слезы
- "Клятва Гиппократа" - только наоборот
- 7.3. Юноши и девушки Пироги... И телевизор
- Малость поспешил...
- Как козел стерег капусту
- День рождения
- Свободные места и нравы
- Театр и бизнес
- 7.4. Влюбленные
- Случайная встреча
- На лавочке в парке
- Фигаро тут, Фигаро там...
- 7.5. Молодожены На свадьбе
- Первая покупка
- Семейные вечера
- Друзья, подруги...
- Ревность
- Шипы и розы
- Большой ребенок
- Глава 8
- 8.1. Соседи "Снегурочка"
- Туалет в песочнице
- Телефон
- Соседский кот
- 8.2. Продавцы и покупатели
- Продукты - в кепку
- На рынке
- Маникюр
- Перед закрытием
- Сквитались...
- У кассы
- 8.3. Пассажиры в трамвае
- В такси
- В автобусе
- В метро
- В электричке
- В троллейбусе
- 8.4. Старшие - младшие На улице
- В автобусе
- На заводе
- В магазине
- Подарочек
- В дизель-поезде
- На даче
- Фронтовик
- 8.5. Клиенты в парикмахерской
- Должник
- В темноте
- "Частная лавочка"
- В салоне