logo
Книга ШЕЙНОВ

4.1. Нарушение принципов управления

Наиболее часто нарушаются следующие принципы управления:

ПРИНЦИП ИНСТРУКЦИИ:

Управлять предпочтительно с помощью правил и инструкций, а не приказов и распоряжений.

ПРИНЦИПБЛИЗОСТИ:

Вопросы должны решаться как можно ближе к тому уровню, на котором они возникли.

ПРИНЦИП ОПЕРАТИВНОСТИ:

Руководитель должен оперативно реагировать на происходящее, чтобы подчиненные постоянно ощущали, как их действия оцениваются руководителем.

ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ:

Руководитель должен постоянно воспитывать подчиненных — словом и делом.

ПРИНЦИП ДЕЛЕГИРОВАНИЯ:

Делегирование полномочий продуктивно только тогда, когда управленческая ответственность остается за руководителем.

ПРИНЦИП ТЕРПЕНИЯ:

Во взаимоотношениях с подчиненными руководитель должен проявлять бесконечное терпение.

ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ:

Работник должен отвечать только за то, на что он в состоянии влиять.

Следующие сюжеты показывают, как на практике происходит нарушение управленческих принципов.

"Слуга двух господ"

"Старший по должности сотрудник дает мне срочное задание, которое я принимаюсь выполнять немедленно. Вскоре другой сотрудник, занимающий аналогичную должность, принес задание, тоже срочное. Я объясняю, что выполняю срочную работу и не могу сию минуту взяться за новое задание. Он настаивает, я отказываю. Он идет жаловаться на меня начальнику, но того нет, он возвращается и продолжает настаивать на своем. Разговор пошел на повышенных тонах, после чего я наделала ошибок в работе и в итоге оказался недоволен и первый сотрудник".

Нельзя сказать, что такая ситуация возникает ежедневно, но время от времени она повторяется. Руководитель, когда он на месте, решает, какое задание делать раньше. Но когда его нет, случаются конфликты.

Конфликтная ситуация — в неудовлетворительной организации труда. Инцидентом послужило стечение обстоятельств — возникновение одновременно двух срочных работ.

Руководитель данного подразделения, встречаясь с подобными ситуациями, должен был (совместно с работницей) разработать инструкцию о порядке выполнения заданий, предусмотрев в ней процедуру разрешения подобных вопросов, по возможности, без своего участия, то есть действовать в соответствии с принципом «управлять предпочтительно с помощью инструкций, а не распоряжений».

Руководитель, игнорирующий этот принцип, перегружает себя мелкими делами, решением вопросов, которые можно было разрешить в зародыше, раз и навсегда.

Рядом с рабочим местом работницы должна быть вывешена утвержденная руководителем инструкция о порядке выполнения работ (а заодно и требования к сдаваемым

89

материалам). В инструкции следует указать, что время подачи работы регистрируется и выполняются работы в порядке их поступления. Срочные работы должны иметь определенные признаки — визу руководства и указания о их первоочередности.

В соответствии со систематизацией конфликтов, приведенной в главе 3 (раздел 3.1), имеем случай Б, то есть конфликт разрешается по первой формуле, так как имеется одна конфликтная ситуация и инцидент: конфликтная ситуация — неудовлетворительная организация труда плюс инцидентвозникновение одновременно двух срочных работ, ив результате — конфликт.