logo
Книга ШЕЙНОВ

4.4. Работа и быт Мои дети всегда со мной

"Я работаю секретарем директора. По существу моей работы у директора претензии нет, но ... У меня двое детей школьного возраста. Они часто звонят мне на работу и вот эти мои разговоры раздражают директора. В то же время я не могу запретить детям звонить мне, так как должна знать, что с ними и чем они занимаются".

Мать легко понять: дети для нее — главное в жизни. Она не сможет полноценно трудиться, если ее будут преследовать тревожные мысли: что с ними, как они, не случилось ли что?

Однако нужно понять и директора. Разговоры на личные темы по телефону — это нарушение трудовой дисциплины. Приемная директора — это визитная карточка организации. И если человек, работающий рядом с директором, позволяет себе такое отношение к рабочему времени, имидж организации в глазах посетителей падает, сотрудники получают плохой пример: ей можно, значит, и нам можно. Имидж директора снижается, когда телефон приемной подолгу занят ... и т. д.

Таким образом, конфликтная ситуация — использование служебного телефона и рабочего времени в личных целях.

Многие руководители пытаются выйти из этой ситуации следующими способами: резко ограничивают количество аппаратов с выходом в город, а если это невозможно — строго наказывают за посторонние разговоры.

Результат бывает прямо противоположным. Для того чтобы справиться, как там дети, матери готовы звонить из дальнего телефона-автомата, затратив при этом (с учетом времени добегания и ожидания в очереди) намного больше времени. Часто бывая на таких предприятиях, автор постоянно наблюдает очереди мамаш у таксофонов. И репертуар их не отличается разнообразием: «Поел? Возьми... подогрей... А уроки? Что ты не понимаешь? Сейчас же садись за уроки!..» И т. д. и т. п.

Как видим, практика запретов, не учитывающая важнейших человеческих потребностей, обречена на провал.

Каков же выход? Он состоит в том, что приходится искать компромисс в духе партнерства: мы, руководители, понимаем ваши материнские заботы, но нельзя и злоупотреблять тем, что мы не наказываем за данные нарушения. Все разговоры должны быть очень краткими и не более 1-2 раз в день.

В данном сюжете мать явно (или неявно) поощряет детей к звонкам, ибо для нее звонки, наверное, более важ

ны, чем для детей. Вместо этого ей стоит объяснить детям, что долгие и частые переговоры — это нарушение, что директор недоволен и т. д. Ведь если она это не сделает, ее работа может оказаться под угрозой.

Но есть и еще один положительный результат такого разговора. Постоянный контроль за детьми развивает в них инфантильность, но чаще — по мере их подрастания — протест против плотной опеки. Так что несколько «ослабить поводок» не помешает и для развития в детях самостоятельности.

Инцидентомв данном случае являются звонки детей.Конфликт типа Б, разрешается по первой формуле.