logo
Книга ШЕЙНОВ

Кому класть голову в пасть?

Руководитель поручает старательному подчиненному сходить к главному бухгалтеру по служебному делу. А у главного бухгалтера принцип: она общается только с руководителями, рядовые сотрудники к ней не вхожи. Поэтому нашего визитера она довольно грубо выставляет за дверь, отругав его при этом как мальчишку. Узнав о безуспешном походе, руководитель забрал у подчиненного документы, не проронив ни слова. Настроение у того — хуже не придумаешь: и поручение не выполнил, и унижение схлопотал.

Первая конфликтная ситуация создана неэтичным поступком руководителя. Заведомо зная о «принципах» главбуха, он, тем не менее, направил к нему подчиненного. Что им двигало: желание «спихнуть неудобный вопрос» на другого, или нехватка времени, или что-либо еще — результат один: унижение человека.

Второй конфликтной ситуацией является бестактное поведение главбуха. Даже если введенный ею принцип разумен (и утвержден директором), то нарушившего его не следует унижать, нужно просто объяснить ситуацию.

В результате же специалист получил моральную пощечину от двух начальников, как будто сговорившихся унизить

его достоинство.

Конфликт типа В, разрешается по второй формуле.

^Тигр:> в кресле

Директор, человек резкий, эксцентричный, не терпит возражений со стороны подчиненных. И вот в один, далеко не прекрасный день он, придя на работу явно не в духе, накинулся на. секретаршу, что у него на столе нет ни одной пишущей ручки. Секретарь извинилась и принесла несколько ручек. Но это не остановило директора: в очень грубой форме он назвал ее никудышной секретаршей, сказал, что она ничего не делает, а только протирает

стул.

Секретарша попыталась напомнить ему, что он ее хвалил, но он указал ей на дверь и потребовал написать заявление об увольнении. Она хлопнула дверью и, позвонив в министерство, записалась на прием к заместителю министра.

В результате директору предложили оставить ее в покое и впредь соблюдать служебную этику.

Конфликт типа Б, разрешается по первой формуле.

Конфликтная ситуациязаключена в самом характере директора.Это может быть высокая природная агрессивность, которая является противопоказанием к руководящей работе. При высокой природной агрессивности мало шансов занять директорское кресло, поэтому здесь скорее всего проявилась ситуативная агрессивность, то есть ответная бурная реакция на неблагоприятные обстоятельства.Эти обстоятельства и послужили инцидентом.

Нетерпимость к любому возражению может развиться у руководителя при длительном непротивлении ему со стороны окружающих. Расправившись с инакомыслием в рядах подчиненных, руководитель замыкает на своем мнении решение всех вопросов.

Теряя опору среди подчиненных, руководитель наносит большой вред делу. Ибо принципиально новые мысли приходят чаще всего в процессе обсуждений. Но поддакивание ~ это антипод обсуждения.

Тесты на степень агрессивности можно найти в книге автора «Как управлять другими. Как управлять собой (Искусство менеджера)». Минск: Амалфея, 1996 г.