logo search
Книга ШЕЙНОВ

Эксперимент на детях

Дирекция школы проводит эксперимент: школьники оценивают письменно своих преподавателей. Одна девочки оценила учительницу на "удовлетворительно".

Результаты становятся известны учителям. В итоге ученица с "отлично" по соответствующему предмету "съезжает" на"удовлетворительно".

Конфликт разрешается по первой формуле, так как относится к типу Б. Конфликтная ситуация заложена в постановке эксперимента,дающей возможность узнать авторов ответов. Инцидентом послужило то, что учительница узнала, кто ей поставил «З».Все дальнейшее — конфликт.

По всем правилам социальных исследований должна быть обеспечена анонимность анкетирования, что и предотвратило бы конфликт.

"Око за око"

Учительница после нелицеприятной критики ее родителями на родительском собрании начала преследовать их сына, несправедливо занижая ему оценки.

Конфликт типа В, разрешается по второй формуле, поскольку здесь две конфликтные ситуации. Первая — критика с нарушением всех правили прежде всего — в

215

присутствии большого числа свидетелей. Вторая — преследование ученика.

Правила критики уже обсуждались нами. А более тяжелую конфликтную ситуацию в школе, чем преследование ребенка учителем, и представить трудно.

"Правдолюбка"

Ученица 6-го класса, очень способная девочка, проучилась отлично все 5 лет. Имеет привычку говорить любому все, что о нем думает.

В этот раз она высказалась нелицеприятно в глаза классной руководительнице. После этого успеваемость по ее предмету у девочки резко упала.

Конфликт типа В, разрешается по второй формуле. Первая конфликтная ситуация — «комплекс правдолюбца».Человек, не соизмеряющий свои слова с последствиями их, является постоянным источником конфликтов, от которых будут страдать и окружающие, и он сам.

И родителям, и учителям стоит уделить в воспитании девочки самое серьезное внимание этой ее склонности. На примерах убедить ее, что никто не может быть носителем истины в последней инстанции, каждый может ошибаться, в том числе и критикующий, присвоивший себе право всех судить.

Вторая конфликтная ситуация месть, не достойная педагога.