logo search
Книга ШЕЙНОВ

Глава 6

ШКОЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

"Жвачка"

Многие подростки любят жевать "жвачку" на уроках. На уроке физкультуры ученик жевал, надувал пузыри. Учитель потребовал, чтобы тот прекратил. Мальчик сделал вид, что выкинул "жвачку", но продолжал жевать. Учитель сделал еще одно замечание - все безрезультатно.

Учитель: "Сколько можно повторять одно и то же?! Бестолковый!"

Ученик: "Почему Вы меня оскорбляете? Сами такие!"

Учитель: "Вон с урока! И без родителей не приходи!"

Конфликт типа В, разрешается по второй формуле.

Первая конфликтная ситуация — привычка жевать «жвачку» везде, где захочется.Жевание раздражает многих взрослых, особенно если это происходит во время общения. Они воспринимают это как проявление неуважения к старшим. Тем более не допустимо это во время школьных уроков.

Особое место занимают уроки физкультуры. Если во время физических упражнений «жвачка» попадет в дыхательные пути, ребенок может задохнуться. Это составляет вторую конфликтную ситуацию,требующую упреждающих действий педагога. Нам представляется необходимым, чтобы на первом же уроке, когда детям сообщаются требования к учащимся (спортивная форма, обувь и т. д.), учитель разъяснил, почему на уроках физкультуры категорически запрещается жевать «жвачку», и предупредил о строгих наказаниях, которые за это неминуемо последуют. Разъясняя опасность, можно апеллировать к телепередаче «Телефон спасения — 911», где приводится много ситуаций, связанных с попаданием инородных тел в дыхательные пути.

"Проверялъщица"

После контрольной работы учитель попросил отличницу помочь проверить работы, так как он не успевал к следующему уроку в этом классе.

Ко/да она проверяла, к ней подошел староста ее класса и попросил завысить ему оценку. Она ответила, что боится это сделать.

После этого случая староста и его друзья стали всячески обзывать и унижать девушку, создав для нее невыносимую обстановку.

Конфликт типа Б, разрешается по первой формуле. Конфликтная ситуация — перекладывание учителем на

205

ученицу ответственности(за поставленную оценку). Инцидент — требование старосты.

Привлекать учащихся к проверке работ необходимо с соблюдением условий, предохраняющих от возникновения конфликта. С удовольствием хочу поделиться подобным опытом. Автору доводилось проводить контрольные для студенческого потока (5 групп одновременно, до 150 чело век). Быстро проверить такую массу работ нереально. Была применена следующая процедура. От группы приглашались 2-4 лучших студента. Каждому из них предлагался на проверку один вариант другойгруппы. Студентам поручалось «разметить» проверяемую работу, то есть отметить ошибки в работе, а не ставить оценки. Таким образом, ответственность за оценку оставалась за преподавателем, который, просматривая «размеченные» работы, ставил оценки. За несколько лет такой практики, не было ни одного случая проявления нечестности со стороны проверяющих. Излишне говорить, что проверяющие во время этих работ закрепляли свои знания.

При распределении вариантов некоторые проверяющие просили не давать им определенную группу, где у них были друзья, чтобы не подвергать себя испытанию, не брать на себя ответственность перед ними.

"Ходячая энциклопедия"

14-летний подросток хорошо учится, среди одноклассников слывет "ходячей энциклопедией", но в остальном ничем не выделяется.

Однажды приходит из школы с плохим настроением. Причина - никто из ребят не сказал ему о месте и времени встречи для совместного похода в кино.

206

Для подростков характерно желание самоутвердиться, обратить на себя внимание. В ход идут экстравагантность одежды, прически, поведения, превосходство в физической силе и т.д.

Способ самоутверждения, избранный героем данного сюжета, вызывает уважение, но включает элемент превосходства над другими.А это не очень нравится сверстникам, в этом состоит конфликтная ситуация. Инцидентом является случай с кино.Имеет место первая формула конфликта, относящегося к типу Б.