logo search
Курс лекций Психол

1.3. Современные представления о психике

В настоящее время появилась возможность для научной разработки проблемы предмета психологии. Не нужно рассматривать естественное бесконечное развитие науки, в том числе и психологии, включающее новое осмысление предмета психологии, как попытку очередной революции, на этот раз в науке – психологии. Осмысление и новые подходы к пониманию предмета психологии – естественный научный процесс, который сдерживался в нашей стране многие годы, но теперь все-таки продолжился (А. Горбатенко).

В соответствии с системной концепцией психики:

– психика – открытая система самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью, присущая живому организму;

– психика, понимаемая как система самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью организма, имеет свою внутреннюю, присущую ей логику и может рассматриваться как с точки зрения функционирования отдельных элементов системы и их взаимосвязи, так и с точки зрения функционирования системы в целом.

В наиболее общем и упрощенном виде психика может быть представлена как открытая функциональная система, состоящая из трех элементов (рис. 1). Суть функционирования такой системы в наиболее общем и упрощенном виде состоит в том, что удовлетворение определенных потребностей становится мотивом-целью, который активизирует процессы формирования психического образа, а психический образ, в свою очередь, активизирует деятельность, направленную на удовлетворение потребности и мотива–цели, вызвавших эту деятельность.

Поскольку все эти элементы связаны в систему с обратной связью, где не действуют привычные причинно-следственные отношения, то, строго говоря, неважно, с какого из элементов начинать рассмотрение такой системы.

Рис. 1

Однако по сложившейся бытовой и научной традиции, для облегчения понимания функционирования такой системы принято начинать с анализа побудительных причин – потребностей, целей и мотивов, затем переходить к рассмотрению формирования психического образа и, наконец – к рассмотрению деятельности, которая, с одной стороны, является следствием психической активности, а с другой – направлена на прекращение этой активности.

Таким образом, предмет изучения психологии – это самоуправление целенаправленной жизнедеятельностью организма.

Дать определение любому научному понятию – значит объяснить его с помощью других, уже известных понятий, указать на его место в ряду других, уже известных явлений, выделив при этом специфические, присущие только этому понятию особенности. Применим это правило для определения предмета психологии.

Психика присуща живым организмам и отсутствует у неживых объектов – физических тел. По поводу того, чем же отличается живая материя от неживой, написано много научных работ, которые сходятся в том, что живые организмы способны к целенаправленной жизнедеятельности.

Неодушевленные, неживые объекты такой способностью не обладают. В настоящее время никто не спорит с тем положением, что активная целенаправленная жизнедеятельность возможна только в том случае, если имеется возможность самоуправления этой жизнедеятельностью. Ключевым в таком определении предмета психологии является понятие «управление».

Вряд ли кто-то станет спорить, что мир бесконечен и непознаваем до конца и что возможна некая непознаваемая сущность, если хотите, Бог или Природа, которая оказывает влияние, а может быть и управляет душой живого организма, в то время как душа, допускающая ее познание, управляет самим организмом.

Психика управляет человеком как целостным объектом, не выделяя его отдельных органов или составляющих частей. Различные науки, изучающие человека, определяя свой предмет изучения, выделяют различные аспекты жизнедеятельности организма, причем аспект управления активной целенаправленной жизнедеятельностью организма стал предметом изучения науки, в название которой вошло слово «душа» – науки психологии.

В монографиях, посвященных теоретическим проблемам управления в технике, в кибернетике, в психологии и т.д. механизм управления давно уже понимается как система с обратной связью, включающая в свою структуру три основные компонента, связанные как прямой, так и обратной связью (рис. 2).

Рис. 2

Отметим, что данная схема ни в коем случае не претендует на то, чтобы продемонстрировать всю сложность и многогранность механизма управления. В этой схеме подчеркивается системный характер функционирования управления, предполагающий прямые и обратные связи отдельных элементов.

В отечественной психологии также неоднократно делались попытки представить структуру и функционирование психики как систему с обратной связью. Это и рефлекторное кольцо, и системный подход к анализу движений Н.А. Бернштейна, и акцептор действия П.К. Анохина и другие более или менее известные попытки объяснить функционирование психики, используя системные принципы. Рассматривая психику как функциональную систему эти авторы стремились к целостному пониманию психики, когда все элементы психики логически связаны друг с другом.

Наиболее четко идея целостности психики и системной взаимосвязи отдельных компонентов психики – мотива, образа и действия, нашла свое отражение в работах М.Г. Ярошевского, использовавшего системный подход для категориального анализа «... развития психологического познания как деятельности».

Он убедительно показал, что слабость и односторонность популярных психологических теорий (психоанализа, гештальт-психологии и бихевиоризма) состоит как раз в том, что эти теории не используют всестороннего, целостного, системного подхода к изучению психики и, в конечном счете, ограничены в понимании предмета психологии.

Так, психоанализ, гештальт-психология и бихевиоризм анализируют соответственно потребности и мотивы, психический образ и деятельность, но не рассматривают психику в целом, во всей полноте ее свойств.

Применяя общую схему системы управления к психике, можно наполнить ее конкретным психологическим содержанием:

цели управления состоят в удовлетворении потребностей и мотивов, изучение которых, относится к предмету психологии (традиционный предмет психоанализа);

средства – это психический образ, изучение которого также относится к предмету психологии (традиционный предмет гештальт-психологии);

результат – это деятельность, направленная на достижение цели, изучение которой относится к предмету психологии (традиционный предмет бихевиоризма и отечественной теории деятельности).

Системная концепция психики шире, чем любая традиционная психологическая теория, в том числе и теория деятельности, и в то же время не противоречит ни одной из них. Именно в ней реализуется целостный подход к психике.

2. Система явлений, которые изучает психология

Явления, изучаемые психологией, и объединенные общими понятиями «умственная (психическая) деятельность», «поведение», условно можно разделить на процессы, свойства и состояния.

«Психические процессы охватывают:

1) познавательные процессы: ощущения и восприятия, память, воображение и мышление;

2) волевые процессы: мотивы, стремления, желания, принятие решений;

3) эмоциональные процессы: чувства, эмоции.

Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальный характер изучаемого общей психологией явления.

К психическим состояниям относятся проявления психических процессов: познавательных (например, сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты).

Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления.

Психические свойства включают: качества ума (способности), устойчивые особенности волевой сферы (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент).

Понятие «психическое свойство» отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности.

Разделение на указанные группы основных понятий общей психологии условно.

Так, аффект может рассматриваться и как психический процесс, поскольку в нем выражена динамика чувств, стадиальный его характер; и как психическое состояние, поскольку он характеризует психику в данный период времени; и как проявление психических свойств личности: вспыльчивости, гневливости.

С помощью познавательных процессов человек познает мир, строит субъективный образ этого мира, разрабатывает стратегию поведения в нем.

Психические свойства и состояния личности регулируют общение человека с другими людьми, непосредственно управляют поступками и действиями.

Каким образом, отдельные психические процессы связаны между собой? Все психические процессы объединены общим объектом – человеком.

Любое психическое явление может быть представлено и как процесс, и как свойство, и как состояние.

Например, внимание традиционно рассматривается как психический процесс, но внимание – это и свойство («Этот – внимательный человек, а тот – невнимательный») и состояние («Управление автомобилем требует состояния повышенного внимания»).

Такое традиционное деление говорит всего лишь о том, что принято рассматривать психические явления в трех различных проявлениях – как процесс, как свойство или как состояние. Отдельные психические явления необходимо рассматривать как элементы единой открытой функциональной системы с обратной связью.

В науках, использующих понятие системы – экономике, кибернетике, управлении, радиотехнике и т.д. давно уже установлено, что изучить и описать систему значит: изучить и описать особенности функционирования системы в целом; изучить и описать функционирование отдельных элементов системы и их взаимосвязь и взаимовлияние.

Изучение и описание особенностей функционирования психики в целом, включает:

– системное определение предмета и принципов психологии;

– определение развития психики в онтогенезе и филогенезе;

– определение сознания в единстве с бессознательным.

Изучение и описание функционирования отдельных элементов психики, а также их взаимосвязь и взаимовлияние включает:

– определение потребностей и мотивов;

– определение элементов, выполняющих функцию формирования психического образа: непроизвольного и произвольного внимания, ощущения и восприятия, эмоций и мышления;

– определение психической активности – деятельности;

– определение памяти как элемента системы, выполняющей функцию координации функционирования различных элементов психики.

Последовательность изучения и описания этих элементов задается логикой функционирования психики. Самостоятельный интерес представляет изучение и описание проявлений функционирования психики как системы: темперамента, личности, характера.

3. Отрасли психологии

В настоящее время психология представляет собой весьма разветв­ленную систему наук. Их можно разделить на фундаментальные и специаль­ные, прикладные, каждая из которых использует строго научные методы для выявления новых фактов и закономерностей, для изучения механизмов психики, поведения.

Фундаментальные, или базовые, отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания психики и поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются. Их в силу универ­сальности объединяют термином «общая психология».

Наряду с ними выделяют прикладные отрасли науки, призванные исс­ледовать поведение, психическую деятельность людей, занятых тем или иным видом конкретной деятельности (педагогическая, медицинская психо­логия, психология управления и др.).

Отрасли психологии можно классифицировать и в зависимости от то­го, тяготеют они к биологическим наукам (отрасли психологии: зоопсихо­логия, психофизиология, нейропсихология) или общественным (этнопсихо­логия, психолингвистика, социальная психология, психология искусства).

В целом психология относится к естественным наукам, хотя ее поло­жение некоторые ученые рассматривают как промежуточное между естест­венными, философскими и социальными науками.

Поскольку курс «Психология» преподается в медицинском вузе, оста­новимся на некоторых отраслях психологической науки, которые могут быть наиболее интересны медикам.

Клиническая психология. Клинические психологи работают в больни­цах, центрах психического здоровья, в консультационных кабинетах. Их не надо путать с психиатрами. Чаще всего они имеют дело с людьми, ко­торые жалуются на состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на труд­ности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Психолог должен уяс­нить проблему путем беседы и психологического обследования и применить наиболее подходящую психотерапию. Клинический психолог разрабатывает технологии индивидуальной психологической работы, работы с определен­ной группой клиентов, изучает эффективность тех или иных психотерапев­тических приемов. Имея дело с больными, клинический психолог обычно работает в бригаде под руководством лечащего врача.

Медицинская психология – отрасль психологии, использующая психо­логические закономерности в диагностике, лечении, профилактике заболе­ваний. Изучает деятельность врача, медицинского персонала, их отноше­ние к больному, психологию больных и их отношения между собой, роль психических факторов в возникновении психосоматических заболеваний, психологический климат медицинский учреждений. В задачи медицинской психологии входит психокоррекционная работа, в частности психотерапия, психогигиена, психологическая экспертиза, связанная с социальной и трудовой реабилитацией больных.

Патопсихология. Изучает особенности психических процессов, наблю­даемых у больных с психическими заболеваниями и позволяет ближе подой­ти как к научному изучению душевных болезней, так и к выявлению неко­торых закономерностей психической деятельности, выявляющейся при пато­логических состояниях.

Психофизиология. Изучает физиологические механизмы психических процессов. В рамках этого направления разработано учение об ощущениях, их измерении и основных механизмах, учение об основных законах памяти и внимания, учение о психофизиологических механизмах движения и т. д.

Психофармакология призвана испытывать лекарственные вещества и активные факторы, синтезируемые в фармакологических лабораториях, с тем, чтобы описать из воздействия на поведение подопытных животных, затем провести испытание на людях и после этого рекомендовать в прода­жу.

Зоопсихология использует методы, принятые в психологии, чтобы до­полнить данные этологов о поведении различных видов животных. Она ста­рается лучше понять то, что составляет специфику человеческой природы, устанавливая родственные связи человека с животным миром.

Возрастная психология пытается изучить, как разви­вается поведение с раннего внутриутробного периода до самого конца жизни.

Экологическая психология занимается изучением наиболее эффектив­ных способов улучшения условий в местах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения сре­ды токсическими веществами и накопления отбросов.

Педагогическая психология занимается разработкой наиболее эффек­тивных методов обучения, дает рекомендации преподавателям выработать в себе такие навыки, которые помогают создать в учебном заведении прият­ную и продуктивную психологическую атмосферу.

Парапсихология. Здесь исследователь часто бывает вынужден рабо­тать на самой границе официально признаваемой науки. Цель его состоит в том, чтобы проверить, существуют ли в действительности те психологи­ческие явления, которые невозможно объяснить на современном уровне на­ших знаний. Если есть возможность, он пытается выявить элементы, поз­воляющие найти место этих проявлений в рамках жизнедеятельности организма, и установить условия, в которых они возникают.

Поскольку психология имеет статус не только академической науки, но и включает сферу практического применения приобретенных знаний, профессиональные психологи:

1) проводят научные исследования в области психологии;

2) преподают психологию;

3) непосредственно оказывают психологическую помощь.

Одни психологи занимаются проблемами отдельных людей в случаях их эмоциональных и социальных кризисов. Другие психологи создают програм­мы для привлечения внимания людей к различным общественным мероприяти­ям или непосредственно участвуют в таких мероприятиях.

Психолог-консультант обычно помогает людям, не нуждающимся в пси­хотерапии. К нему обращаются с проблемами, касающимися отношений между людьми, чаще всего супружеских или семейных. В таких случаях он должен облегчить налаживание конструктивного диалога между супругами или меж­ду родителями и детьми, с тем, чтобы они могли разрешить свои пробле­мы.

Психологи-консультанты участвуют в работе различных центров по предупреждению самоубийств и разного рода организаций по борьбе с нар­команией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Роль такого психолога в том, чтобы помочь обществу осознать возникшие проблемы, нацелиться на них и пос­тараться решить.

Психологи-консультанты оказывают психологическую поддержку уча­щимся, у которых возникают трудности, связанные с процессом адаптации.

Психолог-консультант разрабатывает программу обучения, направлен­ную на повышение производительности труда и чувства сопричастности к делу предприятия у служащих и рабочих. Он может выступать в роли кон­сультанта как рабочих, так и предпринимателей и играть важную роль в разрешении конфликтов между ними.