logo search
Курс лекций Психол

5.3. Организационные способы управления конфликтами

Различают несколько организационных (административных) и межличностные способы управления конфликтами.

К организационным методам относятся следующие:

1. Четкая формулировка требований. Один из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, – разъ­яснение требований к результатам деятельности каждого конкретного человека и группы в целом; наличие ясно и однозначно сформулиро­ванных прав и обязанностей, правил выполнения заданий.

2. Использование координирующих механизмов. Строгое соблюде­ние принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как каждый знает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у участников совместной деятельности есть разногласия по какому-либо вопросу, связанному с решением учебной или производственной задачи, они могут обратиться к «третейскому судье» – их общему руководителю.

3. Установление общих целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех членов организации о ее политике, стратегии, перспективах, состоянии дел в различных под­разделениях. Очень эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества, формулировка делового «кредо» организации. Например, в одном из российских медицинских колледжей оно сформулировано так: «Мы учимся милосердию». Осозна­ние «социальной миссии» сплачивает коллектив, что, естественно, приводит к сокращению дисфункциональных конфликтов.

Наличие общих целей и ценностей позволяет людям понять, как следует вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы превратить их в функциональные.

4. Система поощрений. Установление четких, объективных кри­териев оценки результатов труда, снижающих вероятность возникно­вения чувства несправедливости, обиды. Разработка системы поощре­ний, исключающей столкновение интересов отдельных сотрудников и подразделений.