Еще Будда сказал: "Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным".
Как сдержать агрессию
Агрессивность требует выхода. Однако, выплеснувшись в виде конфликтогена, возвращается бумерангом конфликта. Великий Лев Толстой точно подметил: «То, что начато в гневе, кончается в стыде».
Однако не «выпускать пар» агрессивности небезвредно для здоровья: гипертония, язва желудка и двенадцатиперстной кишки — вот болезни сдержанных эмоций.
Мудрость гласит: «Язва желудка — не от того, что едим мы, а от того, что ест нас».
Итак, эмоции требуют выхода и подобная разрядка необходима человеку. Но, как видно из предыдущего, разрядиться на окружающих — это не выход, а выходка.
Есть три способа снять агрессивность — пассивный, активный и логический.
Пассивный способ заключается в том, чтобы «поплакаться» кому-то, пожаловаться, выговориться. Терапевтический эффект этого огромен. Женщины в этом отношении находятся в более выгодных условиях: сложилось так, что мужчине не пристало жаловаться, а тем более плакать. Слезы же снимают внутреннее напряжение, так как с ними выводятся ферменты — спутники стресса. Дать облегчение
— это одна из важнейших функций слез.
Найдите человека, который с сочувствием Вас выслушает, и Вы почувствуете, что Вам стало гораздо легче. Среди Ваших близких всегда найдется такой человек. Расскажите вечером супругу (супруге) о дневных неприятностях
— это не только успокоит Вас, такая откровенность укрепляет взаимное доверие в семье.
АКТИВНЫЕ СПОСОБЫ
Все они строятся на двигательной активности. В основе их лежит тот факт, что адреналин — спутник напряженности — «сгорает» во время физической работы. Лучше всего той, что связана с разрушением целого, рассечением его на части: копка земли, работа топором и пилой, косьба.
Из спортивных занятий быстрее всего снимают агрессивность те виды, которые включают удары: бокс, теннис (большой и настольный), футбол, волейбол, бадминтон.
Даже наблюдение за соревнованиями даст выход агрессии. Болельщики испытывают те же эмоции, что и играющие: их мышцы непроизвольно сокращаются, как будто они сами борются на площадке. Эти эмоции и физическая нагрузка «сжигают» излишки адреналина.
Не менее полезны так называемые циклические упражнения, связанные с повторением огромного количества раз элементарных движений: неторопливый бег, быстрая ходьба, плавание, велосипед. Поглощая значительное количество энергии, эти занятия эффективно снимают нервное напряжение. Например, каково бы ни было раздражение перед началом бега, уже на 2-3 километре всегда наступает облегчение, приходит простая мысль: «Жизнь прекрасна! Все остальное — мелочи».
Увлечения типа «кто кого победит» (охота, рыбалка), чтение и просмотр детективов, фильмов ужасов также неплохо снимают агрессивность.
Большинство из приведенных рекомендаций все же легче реализовать мужчинам, они им более интересны. Женщинам можно рекомендовать дополнительно аэробику (не профессионально-спортивную, чреватую травмами, а любые упражнения под музыку) или просто потанцевать. А если уж
совсем невмоготу — грохните об пол тарелку, чашку — из тех, что не жалко. Сразу почувствуете большое облегчение. (Любопытно, что на Западе можно купить крайне дешевую посуду, специально предназначенную для битья.)
Отсутствие возможности избавиться от заряда агрессивности не только вредно, но и мешает полноценно жить, работать. Чтобы снять раздражение на работе, японцы используют следующий необычный способ. В специальной комнате помещаются манекены, изображающие руководителей — от директора до бригадиров. Всякий работник может отдубасить любого представителя администрации, для этого имеется набор палок, плеток. Такая психологическая разгрузка улучшает атмосферу в коллективе, повышает производительность и качество труда.
Логический способ погасить агрессивность приемлем преимущественно для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку главное — докопаться до сути явления. Ему отгонять от себя неприятные мысли — себе дороже, поэтому лучше именно сосредоточиться на неприятностях, а все остальные дела отложить на потом, пока не будет найден выход из сложившегося положения. Уже сама эта аналитическая работа успокаивает, так как отнимает много энергии. Кроме того, человек занимается привычным (и достаточно любимым) делом — работой мысли, в результате эмоции притупляются.
Преодоление эгоизма
Любовь к себе — в разумных пределах — присуща любому нормальному человеку. Каждый должен заботиться о себе, чтобы не стать обузой для других. Например, заботиться о своем здоровье, будущем, благосостоянии и т.п. Еще Аристотель отметил: «Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви».
У эгоиста любовь к себе гипертрофирована, достижение целей осуществляется за счет других людей. Обычно, поступая эгоистично, человек преследует корыстные цели, достижение каких-то благ. Однако при этом он теряет значительно больше — свою добрую репутацию. Приобретя же •юпутацию эгоиста, он потеряет в дальнейшем значительно юльше, чем приобрел в данный момент. Если эгоист проанализирует свои поступки и окружение, то увидит, что он в вакууме, у него нет друзей, что ему дается все намного труднее, чем остальным, и в итоге он в проигрыше.
В заключение отметим, что самая почетная победа — та, которую одерживают над эгоизмом.
- 1.2. Как возникают конфликты
- Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.
- 1.3. Первопричины конфликтов типы конфликтогенов
- 1.4. Как избежать конфликтогенов
- Еще Будда сказал: "Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным".
- 1.5. Технология разрешения конфликтов
- Первая формула конфликта
- Вторая формула конфликта Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
- 6 Правил формулирования конфликтной ситуации
- 1.6. Типология конфликтных личностей
- 1.7. Умеете ли вы разрешать конфликты?
- 2.1. Руководитель и конфликт
- 2.2. Классификация и типология конфликтов
- 2.3. Причины конфликтов
- 2.4. Ошибочные действия руководителей
- Нарушения трудового законодательства
- О несправедливая оценка подчиненных
- 2.5. Действия в конфликтных ситуациях четыре вопроса
- Общеколлективный конфликт Межгрупповой конфликт Межличностный конфликт
- Первый этап разрешения конфликта:
- 2.6. Предупреждение конфликтов
- 2.7. Руководитель и конфликтные личности
- 2.8. Кроссворды:
- 17. Конкретные действия руководителя в конфликте зависят от того, видит ли он свою ... За возникновение конфликта.
- 3.1. Как предотвратить конфликт
- Возможные схемы возникновения и разрешения конфликтов.
- 3.2. Диагноз болезни под названием «конфликт»
- 3.3. Ситуации морального выбора
- 3.4. Цель рассмотрения конкретных конфликтов
- 4.1. Нарушение принципов управления
- Реорганизация
- «Как ехать, так...»
- Без вины виноватый
- 4.2. Просчеты в работе с кадрами Бывшие сослуживцы
- Обещанного три года ждут?
- Компьютеризация
- "Выживают" на пенсию
- Рабочий отказывается...
- Претенденты
- Не ждали...
- Незаменимый
- "Предвзятое" решение
- С больной головы — на здоровую, или "Сам дурак"
- "Не лезь не в свое дсло"
- "Я начальник, ты..."
- 4.4. Работа и быт Мои дети всегда со мной
- Как аукнется, так и откликнется
- На аттестации
- 2) Бытовая — претензии соседей по поводу собаки.
- 4.5. Проблемы с дисциплиной
- "Сегодня - ты, а завтра - я"
- Многодетный отец
- Переборщили...
- 4.6. Нарушения этики Заявление об отпуске
- Кому класть голову в пасть?
- Знай свое место
- Жалоба в "жалобную" комиссию
- 3) Он дает нам больше, чем любой из нас.
- "Я не флюгер"
- После праздника
- Приработок
- "Хозяин — барин"
- "Любовница"
- Соперничество
- Подозрение
- "Святое" число 7
- Новенькая
- Поздравление
- Оклад новичка
- 4.9. Злоупотребление служебным положением Протеже
- Коммерсант в государственном кресле
- "Домработница" в учреждении
- Гарем из сотрудниц?
- Назначил — снял...
- 4.10. Коллизии в частных фирмах Конфликт с главбухом
- Интервью
- Приставания шефа
- Конфликт с иностранным партнером
- "Чем лучше — тем хуже"
- «Второсортный начальник заинтересован в третьесортных подчиненных»
- 4.11. Дела профсоюзные Поездка за грибами
- Путевка в санаторий
- С женой - подлечиться
- "Здоровые предпочитают купаться"
- Где оно, социальное партнерство?
- Суд да дело
- Учиться — и еще раз учиться!
- Глава 5
- 5.1. Взаимоотношения супругов Горячие чувства
- Подарок
- "Женская" работа
- Сквитались
- Поговорили...
- Сиди лучше дома
- "Я не нянька"
- Трагедия
- "Черная сила"
- Эх, поторопились...
- Холодная котлета
- Встреча одноклассников
- "Bom и помогай после этого людям... "
- Пировали — веселились...
- Пятно па репутации
- "Присоединился" к товарищу
- 5.2. Родители и дети Семечки
- "Замок" из песка
- Соперники
- Компания
- Неприятный визит
- "Беларуская мова"
- Домашнее задание
- Помощник
- Школа мод
- Дал сдачи
- Язык мой - враг мой
- Виновный во всех грехах
- Перед дискотекой
- Выбор жизненного пути
- "Любитель" беспорядка
- 5.3. Братья наши меньшие Котенок
- Трое в доме, не считая собаки
- Собака - друг человека
- То как зверь она завоет...
- На прогулке
- Глава 6
- Опять двойка!
- Несправедливая оценка
- О пользе активности
- Выпускной класс
- Хотел, как лучше
- Свинья на доске
- Наказывая -не унижай
- "Нехороший" человек ("редиска")
- Эксперимент на детях
- Глава 7
- 7.1. Друзья На рыбалке
- Друг детства
- Размолвка
- Какие счеты между друзьями?
- Для друга ничего не жалко
- 7.2. Подруги Пообщались...
- Кольцо в фарше
- На остановке
- "Испорченный телефон"
- Любовь и слезы
- "Клятва Гиппократа" - только наоборот
- 7.3. Юноши и девушки Пироги... И телевизор
- Малость поспешил...
- Как козел стерег капусту
- День рождения
- Свободные места и нравы
- Театр и бизнес
- 7.4. Влюбленные
- Случайная встреча
- На лавочке в парке
- Фигаро тут, Фигаро там...
- 7.5. Молодожены На свадьбе
- Первая покупка
- Семейные вечера
- Друзья, подруги...
- Ревность
- Шипы и розы
- Большой ребенок
- Глава 8
- 8.1. Соседи "Снегурочка"
- Туалет в песочнице
- Телефон
- Соседский кот
- 8.2. Продавцы и покупатели
- Продукты - в кепку
- На рынке
- Маникюр
- Перед закрытием
- Сквитались...
- У кассы
- 8.3. Пассажиры в трамвае
- В такси
- В автобусе
- В метро
- В электричке
- В троллейбусе
- 8.4. Старшие - младшие На улице
- В автобусе
- На заводе
- В магазине
- Подарочек
- В дизель-поезде
- На даче
- Фронтовик
- 8.5. Клиенты в парикмахерской
- Должник
- В темноте
- "Частная лавочка"
- В салоне