logo search
Курс лекций Психол

Глава III. Системные элементы психики

ЛЕКЦИЯ 5.

ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ

1. Традиционный подход к потребностно-мотивационной

сфере человека

1.1. Потребности, мотивы, мотивировки

Источником активности живого существа являются его потребности, побуждающие его действовать определенным образом и в определенном направлении.

Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий его существования, порождающую активность по отношению к этим условиям.

Потребность это состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития. Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и взаимовоздействии между собой в целостной системе направленности личности. Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Между потребностями может быть конфликт за право вызывать ту или иную активность субъекта. Потребности побуждают человека к активности.

В потребностях животного непосредственно представлена природная вещь как стимул его активности.

Иную картину представляют активность человека и источники этой активности – человеческие потребности. Потребности человека формируются в процессе его воспитания и самовоспитания, т.е. приобщения к миру человеческой культуры.

Потребности выступают как такие состояния личности, благодаря которым осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств, и воли человека.

Потребности могут быть осознанными, и тогда они проявляются в форме мотивов поведения, а могут выступать в форме влечений или малоосознанных побуждений, когда человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние напряженности и беспокойства.

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источниками активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели.

Прерванное действие, вызванное актуализированной потребностью, имеет тенденцию возобновляться (феномен Б.В. Зейгарник).

Основные характеристики потребностей: сила, периодичность возникновения и способы удовлетворения.

Объективная сторона потребности – это нехватка чего-либо, состояние напряженности. Субъективная – появление соответствующих ей образов, слов и пр., а также предвосхищение ожидаемого удовольствия, наслаждения (в этом случае говорят о наличии «желания») или предвосхищение грядущего страдания от невозможности удовлетворить актуальную потребность (это ожидание вызывает страх).

Страх неудовлетворения сильнее, чем само переживание неудовлетворенности потребности:

– страх перед голодом переживается субъективно тяжелее, чем само состояние голода;

– случаи преждевременной смерти потерпевших кораблекрушение: до 90% людей погибают в первые три часа, главным образом, от страха (если исключить случаи обморожения в холодной воде, неумение плавать и др.);

– худшее психологическое состояние людей, переживших бомбежку в убежище по сравнению с состоянием людей, выполнявших работу при непосредственной угрозе;

– более частые неврастенические нарушения у солдат второй линии обороны, чем у солдат на передовой;

– на войне неврозы редки у тяжелобольных и искалеченных, а почти исключительно встречаются у физически здоровых и легкораненых;

Страх перед диетой, физической нагрузкой, страх заразиться, съесть что-то не то, не добежать свои километры – психологически тяжелее, чем сама опасность.

Мотив (от лат. mоvеге – приводить в движение, толкать) – это: 1) совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) предмет ради которого деятельность осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотив выполняет следующие функции:

– направляющую;

– смыслообразующую (придает деятельности личностный смысл);

– контролирующую (через механизм «эмоциональной коррекции» поведения, когда эмоции оценивают личностный смысл происходящих событий).

Мотивы всегда связаны с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью и речью. Они являются потенциально осознаваемые (т. е. способные стать осознанными) стимулы поведения.

Напряжение, связанное с неудовлетворением потребности, у разных людей одно и то же, однако интеллектуальная обработка возникших переживаний различна.

Каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах, т.е. удовлетворена с помощью различных предметов.

Мотив возникает при реализации потребности в ходе поисковой активности, когда объект активности превращается в «предмет потребностей». Следовательно, развитие мотивов происходит через изменение и расширение круга деятельности.

Мотивация – 1) система факторов, детерминирующих поведение (сюда входят потребности, мотивы, цели, интересы и пр.); 2) характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В наиболее широком смысле мотивация иногда определяется как детерминация поведения вообще.

Мотивационная сфера человека, как и другие его психологические качества, имеет свои источники в практической деятельности.

Развитие мотивации связывают не только с ее обогащением, но и с установлением определенной иерархии мотивации.

Мотивировка – это рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной (значимой) группы обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. Мотивировка отличается от мотивов поведения и выступает как одна из форм осознания этих мотивов.

С помощью мотивировки личность иногда оправдывает свои действия и поступки, приводя их в соответствие с нормативно задаваемыми обществом способами поведения в данных ситуациях и своими личностными нормами.

Мотивировка может иногда сознательно использоваться субъектом для маскировки действительных мотивов своего поведения.

Мотивация человека является устойчивой характеристикой его личности. Причем критерием оценки мотивационной направленности личности служит объективный результат ее действий. В зависимости от того, в какую мотивационно-смысловую систему включено данное действие, меняется не только его направленность, но и эффективность, полноценность.

На мотивации и восприятии, которые неразрывно связаны между собой на уровне экстравертированного сознания, основывается активация организма. Без мотивации любое восприятие становится бесполезным. С другой стороны, без восприятия и осознания внешней действительности человек был бы неспособен направлять свою активность на удовлетворение потребности.