1.2. О природе ощущений
Учение об ощущении утверждает, что предметы и их свойства первичны, ощущения же – результат воздействия материи на органы чувств. При этом ощущения отражают мир таким, каким он существует.
Многочисленные факты свидетельствуют о тонкой специализации органов чувств к отражению того или иного вида энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности.
Специализация органов чувств – продукт длительной эволюции, а сами органы чувств – продукт приспособления к воздействиям внешней среды и поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воздействиям.
У человека тонкая дифференцировка в области ощущений связана с историческим развитием человеческого общества, с общественно-трудовой практикой. Обслуживая процессы приспособления организма к среде, органы чувств могут успешно выполнять свою функцию лишь при условии верного отражения ее объективных свойств.
Ощущения не являются символами, иероглифами, а отражают действительные свойства предметов и явлений материального мира, воздействующих на органы чувств субъекта, но существующих независимо от него (А.В. Петровский).
Ощущения суть субъективные образы объективного мира. Однако для возникновения ощущения недостаточно, чтобы организм подвергался соответствующему воздействию материального раздражителя, необходима и некоторая работа самого организма.
Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных процессов. Таким образом, ощущение – это не только чувственный образ, но также деятельность или компонент ее.
Органы чувств теснейшим образом связаны с органами движения, которые выполняют не только приспособительные, исполнительные функции, но и непосредственно участвуют в процессах получения информации. Так, очевидна связь осязания и движения. Обе функции слиты в одном органе – руке.
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.
Анализатор состоит из трех частей:
1) периферического отдела (рецептора), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс;
2) афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов – проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным;
3) подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
Для возникновения ощущения необходима работа всего анализа- тора как целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора.
Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителей.
Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги. Рефлекторное кольцо состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, деятельность организма в зависимости от условий его существования.
Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная), но и обратная (центробежная) связь. Принцип обратной связи, открытый И.М. Сеченовым, требует признания того, что орган чувств является попеременно рецептором и эффектором. В основе ощущения лежит полный и притом сложный рефлекторный акт, подчиняющийся в своем формировании и протекании общим законам рефлекторной деятельности.
- Предисловие
- Глава I. Психология в медицине
- Актуальность психологической подготовки будущего врача
- 2.1. Современное понимание болезни
- 2.2. Социопсихосоматический подход к человеку.
- 2.3. Системы, подлежащие анализу при изучении болезни
- 2.4. Паллиативное лечение
- 3. Психологический аспект заболевания
- 3.1. Сенсологический этап
- 3.2. Оценочный этап
- 3.3. Этап отношения к болезни
- 4. Значение психологии в подготовке студентов-медиков
- 4.1. Традиционная медицинская модель
- 4.2. Модель выбора
- Глава II. Психика как система самоуправления
- 1. Становление психологии как науки
- 1.1. Понятие «психология»
- 1.2. Психология как самостоятельная наука
- 1.3. Современные представления о психике
- 4. Основные этапы развития психики в филогенезе
- 5. Основные особенности онтогенеза психики человека
- 6. Методы психологического исследования
- 6.1. Наблюдение
- 6.2. Эксперимент
- 6.3. Беседа
- 6.4. Психодиагностика - метод психологического исследования
- Методологические принципы современной психологии
- 1.1. Принцип системности
- 1.2. Принцип развития
- 1.3. Принцип единства сознания и бессознательного
- 1.4. Принцип детерминизма
- 1.5. Принцип активности
- 2. Общая характеристика современных психологических школ
- 2.1. Глубинная психология
- 2.2. Бихевиоризм
- 2.3. Гуманистическая психология
- 2.4. Гештальт-психология
- 2.5. Деятельностный подход
- 2.6. Трансперсональная психология
- 3. Взаимосвязь отдельных психологических направлений
- Сознание – основной социальный механизм жизнеобеспечения человека
- 1.1. Современные взгляды на сущность сознания
- 1.2. Сознание – социально интегрированная система психических функций человека
- 1.3. Свойства сознания
- 1.4. Язык и сознание человека
- 1.5. Состояния сознания
- 1.6. Активное бодрствование
- 1.7. Измененные состояния сознания
- 1.8. Сенсорная изоляция
- 1.9. Состояние сознания перед смертью
- 2. Бессознательное
- 3. Целостность структуры психики
- Глава III. Системные элементы психики
- 1.2. Классификация потребностей
- 1.3. Иерархия потребностей
- 1.4. Индивидуализация способов удовлетворения потребностей
- 1.5. Теории мотивации
- 1.6. Защитные мотивы
- 2. Системные представления о потребностях и мотивах
- 2.1. Потребности и мотивы – основные регуляторы целеполагания и активизации психики
- 2.2. Системная сущность потребностей и мотивов
- 2.3. Диалектика биологического и социального в потребностях человека
- 2.4. Механизмы формирования потребностей
- 1. Внимание
- Общая характеристика
- 1.2. Систематизация внимания
- 1.3. Функции внимания
- 1.4. Внимательность как свойство личности
- 1.5. Расстройства внимания
- 2. Память
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Виды памяти
- 2.3. Запоминание
- 2.4. Хранение и воспроизведение
- 2.5. Забывание и сохранение
- 2.6. Память и личность
- 2.7. Нарушения памяти
- 3. Системные представления о внимании и памяти
- 1. Ощущения
- 1.1. Понятие об ощущении
- 1.2. О природе ощущений
- 1.3. Классификация ощущений
- 1.4. Свойства ощущений
- 1.5. Чувствительность и ее измерение
- 1. 6. Адаптация
- 1.7. Взаимодействия ощущений
- 1.8. Сенсибилизация
- 1.9. Синестезия
- 1.10. Чувствительность и упражнение.
- 2. Восприятие мира
- 2.1. Восприятие и деятельность
- 2.2. Отличия восприятий от ощущений
- 2.3. Принципы объединения восприятий
- 2.4. Свойства восприятий
- 2.5. Классификация восприятий
- 2.6. Элементы картины мира, конструируемой субъектом восприятия
- 2.7. Восприятие как действие
- 2.8. Роль предшествующего опыта
- 2.9. От стимуляции к восприятию
- 2.10. Избирательность восприятия
- 2.11. Перцептивная защита
- 2.12. Субсенсорное (подпороговое) восприятие.
- 2.13. Экстрасенсорное восприятие
- 2.14. Иллюзии
- 2.15. Восприятие социальных объектов
- 2.16. Восприятие боли
- 2.17. Восприятие болезни
- 2.18. Восприятие и лечебно-диагностический процесс
- 3. Ощущения и восприятие как системные элементы
- Мышление
- 1.1. Мышление в структуре познавательных процессов
- Классификация мышления
- 1.3. Единство мышления и речи
- 1.4. Мышление как психологическая основа решения задач
- 1.5. Интеллект
- 1.6. Творческое (дивергентное) мышление и личность
- 1.7. Позитивное мышление
- 1.8. Саногенное мышление
- 2. Воображение
- 2.1. Понятие «воображение»
- 2.2. Процессы построения образов фантазии
- 2.3. Виды воображения
- 2.4. Отличия представлений от восприятий
- 2.5. Функции воображения
- 2.6. Воображение и творчество
- 2.7. Воображение и органические процессы
- 3. Мышление и воображение как системные элементы
- 1. Роль эмоций в жизни человека
- 1.1. Понятия об эмоциях
- 1.2. Функции эмоций
- 2. Психологические теории эмоций
- Позже п. Бард показал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.
- 3. Формы эмоциональных состоянии
- 4. Классификация эмоций
- 5. Динамика эмоций
- 6. Страдание и горе
- 7. Страх и тревожность
- 8. Психогигиена медицинского работника
- 9. Эмоции как системный элемент психики
- Лекция 10. Психология личности
- 1. Понятие личности в психологии
- 1.1. Индивид, личность, индивидуальность
- 1.2. Основные сферы личности
- 2. Психологическая структура личности
- 2.1. Системообразующие признаки личности
- 2.2. Потенциалы личности
- 2.3. Фундаментальные потребности личности
- 2.4. Характеристика структуры личности
- 3. Самосознание личности. Я-концепция
- 3.1. Самосознание
- 3.2. Я-концепция личности
- 4. Развитие личности
- 5. Психодиагностика личности
- 6. Разностороннее и гармоничное развитие личности
- 7. Гуманизация личности
- 8. Личность в деятельности
- 9. Личность участников лечебно-диагностического процесса
- 1.1. Общие понятия о темпераменте
- 1.2. История учений о типах темперамента
- 1.3. Типы темпераментов и их психологическая характеристика
- 1.4. Темперамент и деятельность
- 1.5. Роль темперамента в учебной и медицинской деятельности
- 2.1. Понятие о характере
- 2.2. История характерологический учений
- 2.3. Характер и поведение
- 2.4. Характер как элемент психики
- 3.1. Понятие о способностях
- 3.2. Классификация способностей
- 3.3. Задатки и индивидуальные различия людей
- 3.4. Уровни способностей
- Глава IV. Психологические основы
- 2. Типы межличностного общения
- 3. Структура общения
- 3.1. Коммуникация
- 3.2. Интеракция
- 3.3. Общение как восприятие людьми друг друга.
- 4. Эффекты медицинского общения
- 5. Практические проблемы оптимизации общения
- 5.1. Этапы и эффекты коммуникативного контакта
- 5.2. Трудности, возникающие в процессе общения
- 5.3. Процесс оптимизация общения
- 1. Понятие конфликта
- 2. Причины конфликтов
- 3. Структура конфликта
- 3.2. Условия протекания конфликта
- 3.3. Образы конфликтной ситуации
- 3.4. Возможные действия участников конфликта
- 3.5. Исходы конфликтных действий
- 3.6. Динамика конфликта
- 4. Типы личностей участников конфликта
- 4.1. Типы перманентно-конфликтных личностей
- 4.2. Ситуативно-конфликтная личность
- 4.3. Конфликтная личность – руководитель
- 4.4. Целенаправленно-конфликтная личность
- 4.5. Коллектив и конфликтная личность
- 5. Управление конфликтами
- 5.1. Функциональные последствия конфликтов
- 5.2. Дисфункциональные последствия конфликтов
- 5.3. Организационные способы управления конфликтами
- 5.4. Межличностные способы управления конфликтами
- 6. Правила разрешения конфликта
- 7. Способы поведения в дискуссии
- 7.1. Hеконструктивные способы поведения в дискуссии
- 7.2. Приемы, способствующие пониманию партнера
- 8. Механизмы психологической защиты
- 8.1. Понятие психологической защиты.
- 8.2. Классификация защитных механизмов психики
- Лекция 14. Психология групп
- 1. Феноменология психологии групп
- 1.1. Понятие группы
- 1.2. Классификация групп
- 2. Этапы развития группы
- 2.1. Вступление в общение, межличностные отношения
- 2.2. Формирование отношения группы к каждому ее члену (социометрический статус)
- 2.3. Выдвижение лидера
- 3. Влияние группы
- 3.1. Социальная фасилитация
- 3.2. Социальная леность
- 3.3. Деиндивидуализация
- 3.4. Групповая поляризация
- 3.5. Огруппление мышления
- 3.6. Влияние меньшинства
- 4. Медицинский аспект психологии групп
- 4.1. Врач как член профессиональной группы
- 4.2. Значимые для врача социальные группы
- 4.3. Эффективность вхождения личности в группу
- Глава V. Психология юношеского возраста
- 1.2. Совершенствование психических процессов
- 1.3. Развитие общих и специальных способностей
- 1.4. Развитие мышления
- 2. Развитие личности в юношеском возрасте
- 2.1. Развитие самосознания
- 2.2. Развитие мировоззрения как целостной системы взглядов
- 2.3. Критическое осмысление действительности
- 2.4. Развитие рефлексивного сознания Юность – это период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество.
- 4. Итоги психического развития в юношеском возрасте
- 4.1. Ранняя юность
- 4.2. Поздняя юность
- 5.1 Особенности развития личности студента
- 5.2. Трудности и противоречия развития психической сферы юношей и девушек
- Глава VI. Психология и терапия семейных
- 2. Жизненный цикл семьи
- 3. Свойства семейной системы
- 4. Практика психологической помощи семье
- 4.1. Организация работы семейного психотерапевта
- 4.2. Техники работы с семьей
- 4.3. Схема проведения первичного приема
- 4.4. Когда и как заканчивать работу с семьей
- Курс лекций
- 210602, Витебск, Фрунзе, 27
- 210602, Витебск, Фрунзе, 27