2.1. Вступление в общение, межличностные отношения
На примере только что сформировавшейся новой студенческой группы можно рассмотреть процесс образования ее социально-психологической структуры. В группе собираются люди, каждый из которых обладает индивидуальностью, имеет присущий ему темперамент и характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов. И вот эти индивидуальности знакомятся друг с другом, вступают в общение и постепенно в группе начинают складываться межличностные отношения, которые строятся на восприятии и понимании людьми друг друга.
Психологи А.А. Бодалев и В.H. Панферов специально изучали в экспериментальных условиях, как незнакомые люди воспринимают друг друга, что производит наиболее сильноевпечатление при знакомстве.
1. Первое, что бросается в глаза и запоминается человеку – это прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости.
2. После прически мы обращаем внимание на глаза человека. Глаза могут быть добрыми, холодными, лучистыми, хитрыми, злыми, колючими. Они как бы настраивают другого человека на определенный лад: доверительный, настороженный, агрессивный.
3. Важна улыбка человека, которая очень привлекает, если она добрая и приветливая, а не злая и натянутая.
В целом выражение лица формируется мимикой, которая у одних людей очень динамичная, разнообразная, а у других – бедная, от чего создается впечатление угрюмости, неприветливости, скрытности.
4. Манера поведения – это жесты, походка, движения тела. Интересно, что когда однокурсники долго не видятся, а затем встречаются через много лет, они узнают друг друга чаще всего не по лицу, которое очень изменилось, а по отдельным жестам и манере поведения.
5. Когда мы начинаем говорить с человеком, то в речи выделяем две стороны: сам текст (слова) - что говорит, и подтекст - как говорит, с какой интонацией. Интонация является могучим выразительным средством, она всегда богаче, полнее и сложнее текста.
Внешнее впечатление составлено. Можно добавить: одеждачеловека тоже влияет на его восприятие (пословица «По одежке встречают, по уму провожают»).
6. Дальше мы уже присматриваемся к личностным качествам. Кто он? Что собой представляет? Можно ли довериться этому человеку? И тут в ход, как правило, идут сложившиеся социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, житейские представления, сформированные у каждого человека, и, конечно, уровень психологической культуры в части умения воспринимать и оценивать другого.
Пример социального стереотипа: многие люди считают, что профессор рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни, студент всегда остроумен, подвижен и не готов к экзамену, англичане всегда худощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают о любви.
Внешние признаки: большой лоб – умный, квадратный подбородок – сильная воля, полные люди – добродушные, худые – сердитые и замкнутые.
Встречая нового человека, мы сразу относим его к определенной категории и строим своей поведение в соответствии со сложившимся стереотипом.
Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека:
– позитивная, при которой мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости;
– негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности;
– адекватная – у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Главное как они сбалансированы и оцениваются самим человеком.
Наличие установок рассматривается, как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке.
Примеры нескольких искажений(они распространяются и на восприятие преподавателем своих студентов):
1. «Эффект ореола» – влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если в группе сложилось мнение о человеке, что он очень хороший, то его плохой поступок расценивается как случайность. И наоборот, если все считают человека плохим, то хороший поступок этого человека также оценивается как случайность. Этот эффект очень часто мешает адекватно воспринимать людей и создает условия, при которых способные и яркие индивидуальности совершенно не могут учиться в данной группе, ибо хорошее не замечается, а плохое утрируется.
2. «Эффект последовательности» – на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые предъявлены о нем в первую очередь. Оправдываться и доказывать, что все не так значительно труднее.
3. Очень распространенным является «эффект авансирования» – человеку приписывают положительные несуществующие качества, а затем, когда сталкиваются с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются и огорчаются.
4. «Проецирование на других людей собственных свойств», что вызывает ожидание соответствующего поведения по нашей модели. Этот эффект очень часто встречается и проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека (неспособность к децентрации).
Вступая в общение, однокурсники оказывают влияние друг на друга, которое имеет глубинные психологические механизмы. Эти механизмы часто используются для воздействия одного человека на другого, на группу людей, на большие социальные общности.
Психологические механизмы общенияи взаимовлияния можно выстроить в определенный ряд:
1. Самым первым в этом ряду окажется свойство заражения– эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходит на бессознательном уровне (заразительный смех и др. эмоции).
2. Внушение (или суггестия) – происходит на сознательном и неосознанном уровне в зависимости от цели, которая стоит в процессе общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.
3. Подражание – сложное динамическое свойство, возможное проявление – от слепого копирования поведения, жестов интонации до сознательного, мотивированного подражания.
Внушение и подражание сочетаются и сопутствуют друг другу. Мы часто не замечаем, как в процессе общения начинаем повторять слова, жесты партнера.
4. Одним из психологических механизмов общения является соревнование – свойство людей сравнивать себя с другим человеком, желание быть «не хуже других», «не ударить лицом в грязь». Соревнование вызывает напряжение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом развития, плохо, когда оно перерастает в соперничество.
5. Убеждение – аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, мнений, поступков. Убеждение лишь тогда действенно, когда опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания.
6. И еще об одном свойстве, возникающем при общении в социальной группе. Это свойство называется конформизмом. Под ним подразумевается неосознанное или осознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена.
Встречаются три типа конформизма.
а). Первый образно называется «майский жук – Дюймовочка»: человек искренне следует за мнением группы, перестает доверять своему впечатлению. Так, майский жук искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить под влиянием своих собратьев – майских жуков, которые его уверяли, что она некрасива, так как не похожа на жука.
б). Второй тип можно назвать «защита». В этом случает человек в группе ищет защиту от всех неприятностей, находящихся вне группы.
в). Третий тип образно называется «новое платье короля». В этом случае человек только делает вид, что согласен с группой. На самом деле он не хочет выделяться из-за нежелания нарушить единодушие группы.
Конформное поведение по второму и третьему типу очень распространено в нашем обществе и избавиться от него очень непросто.
- Предисловие
- Глава I. Психология в медицине
- Актуальность психологической подготовки будущего врача
- 2.1. Современное понимание болезни
- 2.2. Социопсихосоматический подход к человеку.
- 2.3. Системы, подлежащие анализу при изучении болезни
- 2.4. Паллиативное лечение
- 3. Психологический аспект заболевания
- 3.1. Сенсологический этап
- 3.2. Оценочный этап
- 3.3. Этап отношения к болезни
- 4. Значение психологии в подготовке студентов-медиков
- 4.1. Традиционная медицинская модель
- 4.2. Модель выбора
- Глава II. Психика как система самоуправления
- 1. Становление психологии как науки
- 1.1. Понятие «психология»
- 1.2. Психология как самостоятельная наука
- 1.3. Современные представления о психике
- 4. Основные этапы развития психики в филогенезе
- 5. Основные особенности онтогенеза психики человека
- 6. Методы психологического исследования
- 6.1. Наблюдение
- 6.2. Эксперимент
- 6.3. Беседа
- 6.4. Психодиагностика - метод психологического исследования
- Методологические принципы современной психологии
- 1.1. Принцип системности
- 1.2. Принцип развития
- 1.3. Принцип единства сознания и бессознательного
- 1.4. Принцип детерминизма
- 1.5. Принцип активности
- 2. Общая характеристика современных психологических школ
- 2.1. Глубинная психология
- 2.2. Бихевиоризм
- 2.3. Гуманистическая психология
- 2.4. Гештальт-психология
- 2.5. Деятельностный подход
- 2.6. Трансперсональная психология
- 3. Взаимосвязь отдельных психологических направлений
- Сознание – основной социальный механизм жизнеобеспечения человека
- 1.1. Современные взгляды на сущность сознания
- 1.2. Сознание – социально интегрированная система психических функций человека
- 1.3. Свойства сознания
- 1.4. Язык и сознание человека
- 1.5. Состояния сознания
- 1.6. Активное бодрствование
- 1.7. Измененные состояния сознания
- 1.8. Сенсорная изоляция
- 1.9. Состояние сознания перед смертью
- 2. Бессознательное
- 3. Целостность структуры психики
- Глава III. Системные элементы психики
- 1.2. Классификация потребностей
- 1.3. Иерархия потребностей
- 1.4. Индивидуализация способов удовлетворения потребностей
- 1.5. Теории мотивации
- 1.6. Защитные мотивы
- 2. Системные представления о потребностях и мотивах
- 2.1. Потребности и мотивы – основные регуляторы целеполагания и активизации психики
- 2.2. Системная сущность потребностей и мотивов
- 2.3. Диалектика биологического и социального в потребностях человека
- 2.4. Механизмы формирования потребностей
- 1. Внимание
- Общая характеристика
- 1.2. Систематизация внимания
- 1.3. Функции внимания
- 1.4. Внимательность как свойство личности
- 1.5. Расстройства внимания
- 2. Память
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Виды памяти
- 2.3. Запоминание
- 2.4. Хранение и воспроизведение
- 2.5. Забывание и сохранение
- 2.6. Память и личность
- 2.7. Нарушения памяти
- 3. Системные представления о внимании и памяти
- 1. Ощущения
- 1.1. Понятие об ощущении
- 1.2. О природе ощущений
- 1.3. Классификация ощущений
- 1.4. Свойства ощущений
- 1.5. Чувствительность и ее измерение
- 1. 6. Адаптация
- 1.7. Взаимодействия ощущений
- 1.8. Сенсибилизация
- 1.9. Синестезия
- 1.10. Чувствительность и упражнение.
- 2. Восприятие мира
- 2.1. Восприятие и деятельность
- 2.2. Отличия восприятий от ощущений
- 2.3. Принципы объединения восприятий
- 2.4. Свойства восприятий
- 2.5. Классификация восприятий
- 2.6. Элементы картины мира, конструируемой субъектом восприятия
- 2.7. Восприятие как действие
- 2.8. Роль предшествующего опыта
- 2.9. От стимуляции к восприятию
- 2.10. Избирательность восприятия
- 2.11. Перцептивная защита
- 2.12. Субсенсорное (подпороговое) восприятие.
- 2.13. Экстрасенсорное восприятие
- 2.14. Иллюзии
- 2.15. Восприятие социальных объектов
- 2.16. Восприятие боли
- 2.17. Восприятие болезни
- 2.18. Восприятие и лечебно-диагностический процесс
- 3. Ощущения и восприятие как системные элементы
- Мышление
- 1.1. Мышление в структуре познавательных процессов
- Классификация мышления
- 1.3. Единство мышления и речи
- 1.4. Мышление как психологическая основа решения задач
- 1.5. Интеллект
- 1.6. Творческое (дивергентное) мышление и личность
- 1.7. Позитивное мышление
- 1.8. Саногенное мышление
- 2. Воображение
- 2.1. Понятие «воображение»
- 2.2. Процессы построения образов фантазии
- 2.3. Виды воображения
- 2.4. Отличия представлений от восприятий
- 2.5. Функции воображения
- 2.6. Воображение и творчество
- 2.7. Воображение и органические процессы
- 3. Мышление и воображение как системные элементы
- 1. Роль эмоций в жизни человека
- 1.1. Понятия об эмоциях
- 1.2. Функции эмоций
- 2. Психологические теории эмоций
- Позже п. Бард показал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.
- 3. Формы эмоциональных состоянии
- 4. Классификация эмоций
- 5. Динамика эмоций
- 6. Страдание и горе
- 7. Страх и тревожность
- 8. Психогигиена медицинского работника
- 9. Эмоции как системный элемент психики
- Лекция 10. Психология личности
- 1. Понятие личности в психологии
- 1.1. Индивид, личность, индивидуальность
- 1.2. Основные сферы личности
- 2. Психологическая структура личности
- 2.1. Системообразующие признаки личности
- 2.2. Потенциалы личности
- 2.3. Фундаментальные потребности личности
- 2.4. Характеристика структуры личности
- 3. Самосознание личности. Я-концепция
- 3.1. Самосознание
- 3.2. Я-концепция личности
- 4. Развитие личности
- 5. Психодиагностика личности
- 6. Разностороннее и гармоничное развитие личности
- 7. Гуманизация личности
- 8. Личность в деятельности
- 9. Личность участников лечебно-диагностического процесса
- 1.1. Общие понятия о темпераменте
- 1.2. История учений о типах темперамента
- 1.3. Типы темпераментов и их психологическая характеристика
- 1.4. Темперамент и деятельность
- 1.5. Роль темперамента в учебной и медицинской деятельности
- 2.1. Понятие о характере
- 2.2. История характерологический учений
- 2.3. Характер и поведение
- 2.4. Характер как элемент психики
- 3.1. Понятие о способностях
- 3.2. Классификация способностей
- 3.3. Задатки и индивидуальные различия людей
- 3.4. Уровни способностей
- Глава IV. Психологические основы
- 2. Типы межличностного общения
- 3. Структура общения
- 3.1. Коммуникация
- 3.2. Интеракция
- 3.3. Общение как восприятие людьми друг друга.
- 4. Эффекты медицинского общения
- 5. Практические проблемы оптимизации общения
- 5.1. Этапы и эффекты коммуникативного контакта
- 5.2. Трудности, возникающие в процессе общения
- 5.3. Процесс оптимизация общения
- 1. Понятие конфликта
- 2. Причины конфликтов
- 3. Структура конфликта
- 3.2. Условия протекания конфликта
- 3.3. Образы конфликтной ситуации
- 3.4. Возможные действия участников конфликта
- 3.5. Исходы конфликтных действий
- 3.6. Динамика конфликта
- 4. Типы личностей участников конфликта
- 4.1. Типы перманентно-конфликтных личностей
- 4.2. Ситуативно-конфликтная личность
- 4.3. Конфликтная личность – руководитель
- 4.4. Целенаправленно-конфликтная личность
- 4.5. Коллектив и конфликтная личность
- 5. Управление конфликтами
- 5.1. Функциональные последствия конфликтов
- 5.2. Дисфункциональные последствия конфликтов
- 5.3. Организационные способы управления конфликтами
- 5.4. Межличностные способы управления конфликтами
- 6. Правила разрешения конфликта
- 7. Способы поведения в дискуссии
- 7.1. Hеконструктивные способы поведения в дискуссии
- 7.2. Приемы, способствующие пониманию партнера
- 8. Механизмы психологической защиты
- 8.1. Понятие психологической защиты.
- 8.2. Классификация защитных механизмов психики
- Лекция 14. Психология групп
- 1. Феноменология психологии групп
- 1.1. Понятие группы
- 1.2. Классификация групп
- 2. Этапы развития группы
- 2.1. Вступление в общение, межличностные отношения
- 2.2. Формирование отношения группы к каждому ее члену (социометрический статус)
- 2.3. Выдвижение лидера
- 3. Влияние группы
- 3.1. Социальная фасилитация
- 3.2. Социальная леность
- 3.3. Деиндивидуализация
- 3.4. Групповая поляризация
- 3.5. Огруппление мышления
- 3.6. Влияние меньшинства
- 4. Медицинский аспект психологии групп
- 4.1. Врач как член профессиональной группы
- 4.2. Значимые для врача социальные группы
- 4.3. Эффективность вхождения личности в группу
- Глава V. Психология юношеского возраста
- 1.2. Совершенствование психических процессов
- 1.3. Развитие общих и специальных способностей
- 1.4. Развитие мышления
- 2. Развитие личности в юношеском возрасте
- 2.1. Развитие самосознания
- 2.2. Развитие мировоззрения как целостной системы взглядов
- 2.3. Критическое осмысление действительности
- 2.4. Развитие рефлексивного сознания Юность – это период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество.
- 4. Итоги психического развития в юношеском возрасте
- 4.1. Ранняя юность
- 4.2. Поздняя юность
- 5.1 Особенности развития личности студента
- 5.2. Трудности и противоречия развития психической сферы юношей и девушек
- Глава VI. Психология и терапия семейных
- 2. Жизненный цикл семьи
- 3. Свойства семейной системы
- 4. Практика психологической помощи семье
- 4.1. Организация работы семейного психотерапевта
- 4.2. Техники работы с семьей
- 4.3. Схема проведения первичного приема
- 4.4. Когда и как заканчивать работу с семьей
- Курс лекций
- 210602, Витебск, Фрунзе, 27
- 210602, Витебск, Фрунзе, 27