logo search
Курс лекций Психол

2.1. Вступление в общение, межличностные отношения

На примере только что сформировавшейся новой студенческой группы можно рассмотреть процесс образования ее социально-психологической структуры. В группе собираются люди, каждый из которых обладает индивидуальностью, имеет присущий ему темперамент и характер, определенный склад ума и интел­лекта, мир своих ценностей и интересов. И вот эти индивидуальности знакомятся друг с другом, вступают в общение и постепенно в группе на­чинают складываться межличностные отношения, которые строятся на восп­риятии и понимании людьми друг друга.

Психологи А.А. Бодалев и В.H. Панферов специально изучали в экспе­риментальных условиях, как незнакомые люди воспринимают друг друга, что производит наиболее сильноевпечатление при знакомстве.

1. Первое, что бросается в глаза и запоминается чело­веку – это прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости.

2. После прически мы обращаем внимание на глаза человека. Глаза могут быть добрыми, холодными, лучис­тыми, хитрыми, злыми, колючими. Они как бы настраивают другого челове­ка на определенный лад: доверительный, настороженный, агрессивный.

3. Важна улыбка человека, которая очень привлекает, если она доб­рая и приветливая, а не злая и натянутая.

В целом выражение лица формируется мимикой, которая у одних людей очень динамичная, разнообразная, а у других – бедная, от чего создает­ся впечатление угрюмости, неприветливости, скрытности.

4. Манера поведения – это жесты, походка, движения тела. Интерес­но, что когда однокурсники долго не видятся, а затем встречаются через много лет, они узнают друг друга чаще всего не по лицу, которое очень изменилось, а по отдельным жестам и манере поведения.

5. Когда мы начинаем говорить с человеком, то в речи выделяем две стороны: сам текст (слова) - что говорит, и подтекст - как говорит, с какой интонацией. Интонация является могучим выразительным средством, она всегда богаче, полнее и сложнее текста.

Внешнее впечатление составлено. Можно добавить: одеждачеловека тоже влияет на его восприятие (пословица «По одежке встречают, по уму провожают»).

6. Дальше мы уже присматриваемся к личностным качествам. Кто он? Что собой представляет? Можно ли довериться этому человеку? И тут в ход, как правило, идут сложившиеся социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, житейские представления, сформированные у каждого человека, и, конечно, уровень психологической культуры в части умения воспринимать и оценивать другого.

Пример социального стереотипа: многие люди считают, что профессор рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни, студент всегда остроумен, подвижен и не готов к экзамену, англичане всегда ху­дощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают о любви.

Внешние признаки: большой лоб – умный, квадратный подбородок – сильная воля, полные люди – добродушные, худые – сердитые и замкнутые.

Встречая нового человека, мы сразу относим его к определенной категории и строим своей поведение в соответствии со сложившимся стерео­типом.

Психологи различают три типа установки на восприятие другого че­ловека:

позитивная, при которой мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости;

негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в ос­новном отрицательные качества другого человека, что выражается в недо­верчивости, подозрительности;

адекватная – у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Главное как они сбалансированы и оцениваются самим человеком.

Наличие установок рассматривается, как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке.

Примеры нескольких искажений(они распространяются и на восприя­тие преподавателем своих студентов):

1. «Эффект ореола» влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если в группе сложи­лось мнение о человеке, что он очень хороший, то его плохой поступок расценивается как случайность. И наоборот, если все считают человека плохим, то хороший поступок этого человека также оценивается как слу­чайность. Этот эффект очень часто мешает адекватно воспринимать людей и создает условия, при которых способные и яркие индивидуальности со­вершенно не могут учиться в данной группе, ибо хорошее не замечается, а плохое утрируется.

2. «Эффект последовательности» – на суждение о человеке наиболь­шее влияние оказывают те сведения, которые предъявлены о нем в первую очередь. Оправдываться и доказывать, что все не так значительно труд­нее.

3. Очень распространенным является «эффект авансирования» – че­ловеку приписывают положительные несуществующие качества, а затем, когда сталкиваются с его неадекватным представлению поведением, разо­чаровываются и огорчаются.

4. «Проецирование на других людей собственных свойств», что вызы­вает ожидание соответствующего поведения по нашей модели. Этот эффект очень часто встречается и проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека (неспособность к децентрации).

Вступая в общение, однокурсники оказывают влияние друг на друга, которое имеет глубинные психологические механизмы. Эти механизмы часто используются для воздействия одного человека на другого, на группу лю­дей, на большие социальные общности.

Психологические механизмы общенияи взаимовлияния можно выстроить в определенный ряд:

1. Самым первым в этом ряду окажется свойство заражения– эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходит на бессознательном уровне (заразительный смех и др. эмоции).

2. Внушение (или суггестия)происходит на сознательном и неосознанном уровне в зависимости от цели, которая стоит в процессе обще­ния. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передавае­мые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно ста­новятся как бы его собственными.

3. Подражание – сложное динамическое свойство, возможное проявле­ние – от слепого копирования поведения, жестов интонации до созна­тельного, мотивированного подражания.

Внушение и подражание сочетаются и сопутствуют друг другу. Мы час­то не замечаем, как в процессе общения начинаем повторять слова, жесты партнера.

4. Одним из психологических механизмов общения является сорев­нование – свойство людей сравнивать себя с другим человеком, желание быть «не хуже других», «не ударить лицом в грязь». Соревнование вызы­вает напряжение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом развития, плохо, когда оно пере­растает в соперничество.

5. Убеждение – аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, мнений, поступков. Убеждение лишь тогда действен­но, когда опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания.

6. И еще об одном свойстве, возникающем при общении в социальной группе. Это свойство называется конформизмом. Под ним подразумевается неосознанное или осознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена.

Встречаются три типа конформизма.

а). Первый образно называется «майский жук – Дюймовочка»: человек искренне следует за мнением группы, перестает доверять своему впечат­лению. Так, майский жук искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить под влиянием своих собратьев – майских жуков, которые его уверяли, что она некрасива, так как не похожа на жука.

б). Второй тип можно назвать «защита». В этом случает человек в группе ищет защиту от всех неприятностей, находящихся вне группы.

в). Третий тип образно называется «новое платье короля». В этом случае человек только делает вид, что согласен с группой. На самом де­ле он не хочет выделяться из-за нежелания нарушить единодушие группы.

Конформное поведение по второму и третьему типу очень распространено в нашем обществе и избавиться от него очень непросто.