logo search
Курс лекций Психол

6.3. Беседа

Беседа предусматривает выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических дан­ных, полученных в реальном двухстороннем общении с испытуемым.

Однако при проведении беседы перед исс­ледователем встает ряд трудно разрешимых проблем, ка­сающихся откровенности испытуемого, его отношения к исследователю.

При недостаточном психологическом контакте с исследователем у испытуемого может возникнуть боязнь «потерять лицо», подозрительность, недоверие и стрем­ление уйти из ситуации с помощью стандартных, стерео­типных ответов, которые, по мнению испытуемого, соответствуют принятым нормам.

Наоборот, при хоро­шем отношении к исследователю у испытуемого может появиться бессознательное стремление угодить ему, «по­радовать» ожидаемым ответом.

Сам же исследователь, как и в ситуации наблюдения, не свободен от субъектив­ности: в ходе живого общения с испытуемым бывает трудно абстрагироваться от личностного отношения к не­му, что может привести к соответствующим последстви­ям.

Успех беседы зависит от квалификации исследо­вателя, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свобод­но выражать свои мысли и «отделять» личные отношения от содержания беседы.

Некоторые ведущие психологи мира использовали беседу как один из основных методов в своей практи­ческой деятельности («клиническая беседа» Ж. Пиаже, «психоаналитическая беседа» З. Фрейда).