logo search
Курс лекций Психол

2.2. Развитие мировоззрения как целостной системы взглядов

Мировоззрение человека включает в себя социальные, политические, экономические, научные, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды.

Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения, и к окончанию школы мы имеем дело с человеком, мирвоззренчески более или менее определившимся, со взглядами хотя и не всегда правильными, но стабильными.

Воззрения на мир современной юности определяются наличием множества различных, по-своему аргументированных, имеющих сильные и слабые стороны точек зрения. Среди них нет ни абсолютно истинных, ни совершенно ложных. Между ними и молодыми людьми приходится выбирать.

Даже те люди, кто раньше традиционно выступал в качестве носителей единого мнения – родители и учителясами сейчас находятся в состоянии некоторой растерянности, придерживаются разных, изменчивых и противоречивых мнений, спорят друг с другом, меняют свои взгляды.

Такая социально-психологическая ситуация имеет положительные и отрицательные аспекты.

Положительное в ней состоит в том, что отсутствие единственного и однозначного мировоззренческого ориентира побуждает юношей и девушек самостоятельно думать и принимать решения. Это способствует их ускоренному развитию и превращению в зрелых личностей, обладающих независимостью суждений, внутренней свободой, имеющих собственную точку зрения и готовых ее отстаивать.

Но, с другой стороны, подобная ситуация ведет к быстрому разделению людей на группы, отличающиеся друг от друга по уровню социальной и нравственно-мировоззренческой зрелости, к отставанию одних и более быстрому психологическому развитию других. Самостоятельно с проблемой социально-политического самоопределения в юности справляются далеко не все молодые люди.

Те, кому это удается, действительно развиваются, уходят вперед, намного обгоняя остальных. Однако те, кто не в состоянии самостоятельно решить сложные мировоззренческие вопросы, задерживаются в своем развитии, остаются инфантильными долгие годы жизни, а иногда и до конца своей жизни. В целом же неизвестно, выигрывает ли от этого общество или проигрывает.

В самом затруднительном положении оказываются те юноши и девушки, кто сам не в состоянии сделать правильный выбор. Сложнее всего им разобраться в политике, экономике, самоопределиться в этих сферах человеческих отношений.

Отсюда наблюдаемый уже сейчас рост аполитичности, переходящей порой в полное безразличие к происходящим в стране социально-политическим событиям. Такое отношение открывает путь для регрессивных движений, в частности для установления в обществе реакционных, недемократических режимов.

Под влиянием бурно развивающихся рыночных отношений понятие «экономическое мировоззрение» на равных правах с другими вошло в наш быт. Искусственно созданное ранее господствовавшей идеологией противопоставление между экономикой и культурой окончательно не снято в сознании людей до сих пор (его сохранению способствует так называемый «дикий» рынок). Это способствует тому, что некоторые юноши и девушки, имеющие склонность к занятиям различными видами искусства, обладают, к сожалению, отрицательными установками по отношению к экономической образованности как якобы не заслуживающей внимания культуры.

Напротив, экономические знания подчас получают культурно малообразованные люди, которые и саму культуру понимают в узко прагматическом, утилитарном смысле слова как умение «делать деньги». В результате из них вырастают не экономисты, а просто дельцы. Таким образом, увеличивается разрыв между разными слоями молодежи по уровню социально-культурного развития.

Не менее сложно обстоит дело с научной и религиозной частью мировоззрения. Если экономика и культура просто мало соприкасаются друг с другом, развиваясь каждая сама по себе и пока находясь во «взаимно презрительных» отношениях, то между наукой и религией существовал, политически и идеологически поддерживался и продолжает сохраняться известный антагонизм. На самом деле антагонизм науки и религии не является неизбежным. Как в науке, так и в религии существуют разные уровни сознавания и понимания проблем, и от убеждения, характерного для научного мировоззрения, до веры, свойственной религии, всего лишь один, хотя и существенный шаг.

Низший из возможных уровней осознавания реальных проблем как в науке, так и в религии представляется несколько упрощенным миропониманием, слабо связанным с интеллектуальным и культурным развитием его носителя. Он сочетается с недоступностью человеку понимания сравнительно сложных научных и мировоззренческих положений, включая веру в высшие человеческие нравственные проявления.

Высшему уровню, напротив, свойственно глубокое постижение наиболее сложных вопросов как научного, так и религиозного миропонимания.

Проблема, которую необходимо сейчас решить, состоит не в том, чтобы по-прежнему разрывать и противопоставлять друг другу науку и религию, а в том, чтобы повышать уровень культуры и образованности людей в той или другой области, предоставив каждому человеку, оканчивающему общеобразовательную школу, реальную возможность индивидуального выбора, во что верить.

В юности возникает проблема выбора молодым человеком жизненных ценностей.

Юность стремится сформировать внутреннюю позицию к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла.

В юности молодой человек расширяет диапа­зон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низмен­ного, злого.

Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхожде­нии, в борьбе и одолении, падении и возрождении – во всем том многооб­разии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца. Вы­бор внутренней позиции – весьма многотрудная духовная работа.