4.4. Когда и как заканчивать работу с семьей
По мнению А.Я. Варги (2000), это один из самых сложных вопросов любого психотерапевтического подхода, не только системной семейной психотерапии.
В общем виде ответ такой: семейная система должна стать функциональной. Это означает, что семья становится способной решать жизненные проблемы.
Пример. Семья, состоящая из трех поколений одиноких женщин-алкоголиков, стала функциональной, когда женщины бросили пить, стали регулярно посещать занятия группы анонимных алкоголиков. Младшая стала студенткой, восстановилась в вузе, а старшие женщины стали работать.
Исчезновение симптома, возникновение внутреннего ощущения удовлетворения, радости жизни не являются необходимыми признаками терапевтического эффекта в этом подходе. Необходимый и достаточный признак – внешние поведенческие изменения.
Пример. Семья, жаловавшаяся на депрессию отца, стала функциональной после того, как отец, несмотря на свое состояние, вернулся к работе, жена, которая последнее время занималась только мужем, стала уделять время и дочери. Жалобы на депрессию при этом остались, но депрессия перестала использоваться системой. Депрессия стала личным делом отца, а не знаком общей беды, динамика его состояния перестала впрямую определяться семейными обстоятельствами, поведением жены и дочери. На этом фоне медикаментозное лечение дало быстрый эффект, и в течение двух лет депрессия не возвращалась, хотя раньше, несмотря на массивное лечение, семья узнавала о том, что наступила осень или весна, по состоянию отца.
Список использованной литературы
Агавелян Р.О. Психолого-педагогический практикум (Психология человека, педагогическая психология, основы специальной психологии): Ч.1. – Hовосибирск: HИПК и ПРО, 1998. – 144 с.
Айзенк Г. Проверьте свои способности: Пер. с англ. А.H. Лука, И.С. Хорола. – Кишинев: «Гриф», 1992. – 111 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1980. – 416 с.
Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. – М.: Учебная литература, 1997. – 256 с.
Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). – М., 1976. – 176 с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Прогресс, 1989. – 400 с.
Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание / Пер. с англ. Общ. ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. – 352 с.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: «Филинъ», 1996. – 472 с.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – 199 с.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: МГУ, 1984. – 200 с.
Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – 496 c.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
Верба И.К. Психология общения: Учебно-методическое пособие. – Хабаровск: ДВГАПС, 1997. – 45 с.
Вишнякова H.Ф. Конфликт – это творчество. Тренинговый практикум по конфликтологии. – Мн., 1996. – 315 с.
Гарбер Е.И. Семнадцать уроков психологии: очерк научной психологии. – М., 1995. – 79 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. – 336 с.
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2–х т.: Пер. с франц. / Под ред. Г.Г. Аракелова. – М.: Мир, 1992.
Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии. – Ростов н/Д: Изд. Ростов. пед. ун-та, 1994. – 112 с.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. – 392 с.
Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. – М., 1985. – 80 с.
Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Межличностные отношения: Методические рекомендации. – СПб: Издательство «Речь», 2002. – 40 с.
Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1993. – 336 с.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.
Дуброва В.П., Елкина И.В., Церковский А.Л. Психологическая компетентность врача: технология выполнения учебно-исследовательских заданий по психологии: Методическое пособие. – Витебск: ВГМУ, 1999. – 127 с.
Желдак И.М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. – Мн.: МП «Лерокс», 1998. – 160 с.
Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния. – Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997. – 272 с.
Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1990. – 335 с.
Иванова Е.H. Эффективное общение и конфликты. – СПб.: Рига Педагогический центр «Эксперимент», 1997. – 69 с.
Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. – М.: МГУ, 1980. – 440 с.
Иосефович H. Ты – босс! Как стать толковым руководителем. – М.: Вече, Персей, АСТ, 1995. – 385 с.
Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983. – 312 с.
Казанский О.А. Игры в самих себя. – М.: Роспедагентство, 1995. – 127 с.
Казинс Н. Анатомия болезни с точки зрения пациента: Пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 95 с.
Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М.: Роспедагентство, 1995. – 108 с.
Карандашев В.H. Основы психологии общения. - Вологда, 1990. – 82 с.
Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. – М.: Медицина, 1980. – 184 с.
Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.
Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1969. – 391 с.
Кондрашенко В.Т., Донской В.И. Общая психотерапия. – Мн., 1993. – 478 с.
Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага: Авиценум, Медицинское изд-во, 1983. – 401 с.
Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. – М., 1996. – 160 с.
Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. – 432 с.
Кротов В.Г. Государство чувств: Ориентирование во внутреннем мире. – М.: Новая школа, 1997. – 256 с.
Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984. – 216 с.
Леонтьев А.H. Проблемы развития психики. – 4-е изд. – М.: МГУ, 1981. – 584 с.
Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – 2-е изд. – М.: Смысл, 1997. – 64 с.
Ликсон Ч. Конфликт. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997. – 160 с.
Личность студента и успешность его обучения в вузе: монография / Под ред. В.В. Шкарина, В.А. Аверина. – Новгород: изд-во ННГУ, 1991. – 126 с.
Магазаник H.А. Искусство общения с больными. – М.: Медицина, 1991. – 87 с.
Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1996. – 684 с.
Мелибруда Е. Я – ты – мы. – М.: Прогресс, 1986. – 340 с.
Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. – 256 с.
Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики личности: Учебное пособие. – Л., 1990.
Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: «Академия», 1996. – 432 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 456 с.
Hемов Р.С. Психология: Учебн. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – 304 с.
Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 448 с.
Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.
Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. – СПб.: «Андреев и сыновья», 1994. – 235 с.
Орлов А.H. Исцеление словом. – Красноярск: КГУ, 1989. – 512 с.
Орлов Ю.М. Философия болезни. – М.: Импринт-Гольфстрим, 1996. – 30 с.
Панкратов В.Н. Психотехнология управления собой (практическое руководство). – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 128 с.
Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Hаука, 1986. – 254 с.
Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: МГУ, 1988. – 149 с.
Практикум по психологии. Общая и социальная психология / Под ред. H.Д. Твороговой. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1997. – 374 с.
Прикладная социальная психология / Под ред. А.H. Сухова и А.А. Деркача. - М.: Изд-во "Института практической психологии", 1998. - 688 с.
Программа учебного курса «Психологические и педагогические основы профессиональной деятельности врача и провизора» / Сост. В.П. Дуброва, И.В. Елкина. – Минск, 1998. – 36 с.
Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. - М.: Hовая школа, 1993. - 49 с.
Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1981. – 232 с.
Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
Психология индивидуальных различий: тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: МГУ, 1982. – 320 с.
Психология личности: тесты, опросники, методики / Сост. H.В. Киршева, H.В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. – 220 с.
Романенко О.К. Практическая гештальттерапия (методы решения личностных проблем). – М.: Фолиум, 1995. – 110 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. – 489 с.
Сабуров А.С. Психология: Курс лекций. – К.: Лекс, 1996. – 208 с.
Секреты умелого руководителя / Сост. И.В. Липсиц. – М.: Экономика, 1991. – 320 с.
Селиванов В.В. Мышление как личностный процесс. – Смоленск, 1995. – 45 с.
Сизанов А.H. Психологические игры: какие мы на работе и дома. – В 2-х частях. – Мн.: "Изограф", 1992. – 232 с.
Сонин В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Флинта, 1998. – 168 с.
Социальная психология / А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова и др.; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. – Л.: ЛГУ, 1979. – 288 с.
Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983. – 286 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. – 736 с.
Сук И.С. Врач как личность. – М.: Медицина, 1984. – 64 c.
Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. – М.: ВУНМЦ, 1998. – 376 с.
Толстых А.В. Hаедине со всеми: о психологии общения. – МH.: Полымя, 1990. – 208 с.
Урванцев Л.П. Психология в работе врача. – Ярославль, 1993. – 80 с.
Фромм Э. Человек для себя: Пер. с англ. – Минск: Коллегиум, 1992. – 253 с.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Пер. с нем. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1986. – 408 с.
Хомич И.И. Человек – живая система: Естественнонауч. и филос. анализ. – Мн.: Беларусь, 1989. – 271 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
Черников А. В. Введение в семейную психотерапию. Интегративная модель диагностики. – М, 1998. – 152 с.
Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1993. – 240 с.
Шевандрин Н.К. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. 41. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544 с.
Шмидт Р. Искусство общения: Пер. с нем. – М.: Интерэксперт, 1992. – 72 с.
Учебное издание
Дуброва Варвара Петровна |
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА
- Предисловие
- Глава I. Психология в медицине
- Актуальность психологической подготовки будущего врача
- 2.1. Современное понимание болезни
- 2.2. Социопсихосоматический подход к человеку.
- 2.3. Системы, подлежащие анализу при изучении болезни
- 2.4. Паллиативное лечение
- 3. Психологический аспект заболевания
- 3.1. Сенсологический этап
- 3.2. Оценочный этап
- 3.3. Этап отношения к болезни
- 4. Значение психологии в подготовке студентов-медиков
- 4.1. Традиционная медицинская модель
- 4.2. Модель выбора
- Глава II. Психика как система самоуправления
- 1. Становление психологии как науки
- 1.1. Понятие «психология»
- 1.2. Психология как самостоятельная наука
- 1.3. Современные представления о психике
- 4. Основные этапы развития психики в филогенезе
- 5. Основные особенности онтогенеза психики человека
- 6. Методы психологического исследования
- 6.1. Наблюдение
- 6.2. Эксперимент
- 6.3. Беседа
- 6.4. Психодиагностика - метод психологического исследования
- Методологические принципы современной психологии
- 1.1. Принцип системности
- 1.2. Принцип развития
- 1.3. Принцип единства сознания и бессознательного
- 1.4. Принцип детерминизма
- 1.5. Принцип активности
- 2. Общая характеристика современных психологических школ
- 2.1. Глубинная психология
- 2.2. Бихевиоризм
- 2.3. Гуманистическая психология
- 2.4. Гештальт-психология
- 2.5. Деятельностный подход
- 2.6. Трансперсональная психология
- 3. Взаимосвязь отдельных психологических направлений
- Сознание – основной социальный механизм жизнеобеспечения человека
- 1.1. Современные взгляды на сущность сознания
- 1.2. Сознание – социально интегрированная система психических функций человека
- 1.3. Свойства сознания
- 1.4. Язык и сознание человека
- 1.5. Состояния сознания
- 1.6. Активное бодрствование
- 1.7. Измененные состояния сознания
- 1.8. Сенсорная изоляция
- 1.9. Состояние сознания перед смертью
- 2. Бессознательное
- 3. Целостность структуры психики
- Глава III. Системные элементы психики
- 1.2. Классификация потребностей
- 1.3. Иерархия потребностей
- 1.4. Индивидуализация способов удовлетворения потребностей
- 1.5. Теории мотивации
- 1.6. Защитные мотивы
- 2. Системные представления о потребностях и мотивах
- 2.1. Потребности и мотивы – основные регуляторы целеполагания и активизации психики
- 2.2. Системная сущность потребностей и мотивов
- 2.3. Диалектика биологического и социального в потребностях человека
- 2.4. Механизмы формирования потребностей
- 1. Внимание
- Общая характеристика
- 1.2. Систематизация внимания
- 1.3. Функции внимания
- 1.4. Внимательность как свойство личности
- 1.5. Расстройства внимания
- 2. Память
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Виды памяти
- 2.3. Запоминание
- 2.4. Хранение и воспроизведение
- 2.5. Забывание и сохранение
- 2.6. Память и личность
- 2.7. Нарушения памяти
- 3. Системные представления о внимании и памяти
- 1. Ощущения
- 1.1. Понятие об ощущении
- 1.2. О природе ощущений
- 1.3. Классификация ощущений
- 1.4. Свойства ощущений
- 1.5. Чувствительность и ее измерение
- 1. 6. Адаптация
- 1.7. Взаимодействия ощущений
- 1.8. Сенсибилизация
- 1.9. Синестезия
- 1.10. Чувствительность и упражнение.
- 2. Восприятие мира
- 2.1. Восприятие и деятельность
- 2.2. Отличия восприятий от ощущений
- 2.3. Принципы объединения восприятий
- 2.4. Свойства восприятий
- 2.5. Классификация восприятий
- 2.6. Элементы картины мира, конструируемой субъектом восприятия
- 2.7. Восприятие как действие
- 2.8. Роль предшествующего опыта
- 2.9. От стимуляции к восприятию
- 2.10. Избирательность восприятия
- 2.11. Перцептивная защита
- 2.12. Субсенсорное (подпороговое) восприятие.
- 2.13. Экстрасенсорное восприятие
- 2.14. Иллюзии
- 2.15. Восприятие социальных объектов
- 2.16. Восприятие боли
- 2.17. Восприятие болезни
- 2.18. Восприятие и лечебно-диагностический процесс
- 3. Ощущения и восприятие как системные элементы
- Мышление
- 1.1. Мышление в структуре познавательных процессов
- Классификация мышления
- 1.3. Единство мышления и речи
- 1.4. Мышление как психологическая основа решения задач
- 1.5. Интеллект
- 1.6. Творческое (дивергентное) мышление и личность
- 1.7. Позитивное мышление
- 1.8. Саногенное мышление
- 2. Воображение
- 2.1. Понятие «воображение»
- 2.2. Процессы построения образов фантазии
- 2.3. Виды воображения
- 2.4. Отличия представлений от восприятий
- 2.5. Функции воображения
- 2.6. Воображение и творчество
- 2.7. Воображение и органические процессы
- 3. Мышление и воображение как системные элементы
- 1. Роль эмоций в жизни человека
- 1.1. Понятия об эмоциях
- 1.2. Функции эмоций
- 2. Психологические теории эмоций
- Позже п. Бард показал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.
- 3. Формы эмоциональных состоянии
- 4. Классификация эмоций
- 5. Динамика эмоций
- 6. Страдание и горе
- 7. Страх и тревожность
- 8. Психогигиена медицинского работника
- 9. Эмоции как системный элемент психики
- Лекция 10. Психология личности
- 1. Понятие личности в психологии
- 1.1. Индивид, личность, индивидуальность
- 1.2. Основные сферы личности
- 2. Психологическая структура личности
- 2.1. Системообразующие признаки личности
- 2.2. Потенциалы личности
- 2.3. Фундаментальные потребности личности
- 2.4. Характеристика структуры личности
- 3. Самосознание личности. Я-концепция
- 3.1. Самосознание
- 3.2. Я-концепция личности
- 4. Развитие личности
- 5. Психодиагностика личности
- 6. Разностороннее и гармоничное развитие личности
- 7. Гуманизация личности
- 8. Личность в деятельности
- 9. Личность участников лечебно-диагностического процесса
- 1.1. Общие понятия о темпераменте
- 1.2. История учений о типах темперамента
- 1.3. Типы темпераментов и их психологическая характеристика
- 1.4. Темперамент и деятельность
- 1.5. Роль темперамента в учебной и медицинской деятельности
- 2.1. Понятие о характере
- 2.2. История характерологический учений
- 2.3. Характер и поведение
- 2.4. Характер как элемент психики
- 3.1. Понятие о способностях
- 3.2. Классификация способностей
- 3.3. Задатки и индивидуальные различия людей
- 3.4. Уровни способностей
- Глава IV. Психологические основы
- 2. Типы межличностного общения
- 3. Структура общения
- 3.1. Коммуникация
- 3.2. Интеракция
- 3.3. Общение как восприятие людьми друг друга.
- 4. Эффекты медицинского общения
- 5. Практические проблемы оптимизации общения
- 5.1. Этапы и эффекты коммуникативного контакта
- 5.2. Трудности, возникающие в процессе общения
- 5.3. Процесс оптимизация общения
- 1. Понятие конфликта
- 2. Причины конфликтов
- 3. Структура конфликта
- 3.2. Условия протекания конфликта
- 3.3. Образы конфликтной ситуации
- 3.4. Возможные действия участников конфликта
- 3.5. Исходы конфликтных действий
- 3.6. Динамика конфликта
- 4. Типы личностей участников конфликта
- 4.1. Типы перманентно-конфликтных личностей
- 4.2. Ситуативно-конфликтная личность
- 4.3. Конфликтная личность – руководитель
- 4.4. Целенаправленно-конфликтная личность
- 4.5. Коллектив и конфликтная личность
- 5. Управление конфликтами
- 5.1. Функциональные последствия конфликтов
- 5.2. Дисфункциональные последствия конфликтов
- 5.3. Организационные способы управления конфликтами
- 5.4. Межличностные способы управления конфликтами
- 6. Правила разрешения конфликта
- 7. Способы поведения в дискуссии
- 7.1. Hеконструктивные способы поведения в дискуссии
- 7.2. Приемы, способствующие пониманию партнера
- 8. Механизмы психологической защиты
- 8.1. Понятие психологической защиты.
- 8.2. Классификация защитных механизмов психики
- Лекция 14. Психология групп
- 1. Феноменология психологии групп
- 1.1. Понятие группы
- 1.2. Классификация групп
- 2. Этапы развития группы
- 2.1. Вступление в общение, межличностные отношения
- 2.2. Формирование отношения группы к каждому ее члену (социометрический статус)
- 2.3. Выдвижение лидера
- 3. Влияние группы
- 3.1. Социальная фасилитация
- 3.2. Социальная леность
- 3.3. Деиндивидуализация
- 3.4. Групповая поляризация
- 3.5. Огруппление мышления
- 3.6. Влияние меньшинства
- 4. Медицинский аспект психологии групп
- 4.1. Врач как член профессиональной группы
- 4.2. Значимые для врача социальные группы
- 4.3. Эффективность вхождения личности в группу
- Глава V. Психология юношеского возраста
- 1.2. Совершенствование психических процессов
- 1.3. Развитие общих и специальных способностей
- 1.4. Развитие мышления
- 2. Развитие личности в юношеском возрасте
- 2.1. Развитие самосознания
- 2.2. Развитие мировоззрения как целостной системы взглядов
- 2.3. Критическое осмысление действительности
- 2.4. Развитие рефлексивного сознания Юность – это период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество.
- 4. Итоги психического развития в юношеском возрасте
- 4.1. Ранняя юность
- 4.2. Поздняя юность
- 5.1 Особенности развития личности студента
- 5.2. Трудности и противоречия развития психической сферы юношей и девушек
- Глава VI. Психология и терапия семейных
- 2. Жизненный цикл семьи
- 3. Свойства семейной системы
- 4. Практика психологической помощи семье
- 4.1. Организация работы семейного психотерапевта
- 4.2. Техники работы с семьей
- 4.3. Схема проведения первичного приема
- 4.4. Когда и как заканчивать работу с семьей
- Курс лекций
- 210602, Витебск, Фрунзе, 27
- 210602, Витебск, Фрунзе, 27