logo search
Курс лекций Психол

6.2. Эксперимент

Эксперимент отличается от наблюдения тем, что предполагает организацию ситуации исследования, что позволяет осуществлять то, что невозможно в наблюде­нии – относительно полный контроль переменных.

Под переменной понимается любая реальность, которая может изменяться в экспериментальной ситуа­ции. Если в наблюдении исследователь не в состоянии часто даже предвидеть изменения, то в эксперименте эти изменения возможно планировать. Манипулирование пе­ременными – одно из важных преимуществ эксперимен­татора перед наблюдателем.

Если исследователя интересует какая-либо связь явлений между собой, то в эксперименте можно, создав определенную ситуацию, внести новый элемент и опре­делить, возникнет ли то изменение в ситуации, которого исследователь ожидает как следствие произведенного им изменения; в наблюдении исследователь вынужден ждать возникновения изменения, которое может и не насту­пить.

Переменная, которую изменяет исследователь в эксперименте называется независимой переменной, а переменная изменяющаяся при действии независимой пе­ременной, называется зависимой.

Гипотеза, проверяемая в эксперименте, формулируется как предполагаемая связь между независимой и зависимой переменной; для проверки ее исследователь должен ввести независимую переменную и выяснить, что будет происходить с зависимой. Но для того, чтобы де­лать вывод о правомерности исходной гипотезы необхо­димо контролировать и другие переменные, которые косвенно могут оказывать влияние на зависимую пере­менную. Контроль переменных, если не всех, то многих эксперимент позволяет осуществить.

Эксперимент бывает четырех видов: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий.

Недостатком метода является тот факт, что трудно организовать экспериментальное исследование таким образом, чтобы испытуемый не знал о том, что является таковым. Поэтому у испытуемого возможно появление скованности, сознательной или бессознательной тревоги, боязни оценки и прочее.