4. Основные этапы развития психики в филогенезе
Существуют две истории развития психики.
1. Филогенез – историческое развитие, которое охватывает миллионы лет эволюции (история развития различных видов организмов).
2. Онтогенез – развитие индивида, развитие психики того или иного живого существа от рождения до конца жизни.
Рассмотрим сначала основные ступени филогенеза(исторического развития психики).
I этап. А.Н. Леонтьев в своей книге «Проблемы развития психики» показал, что первый этап развития психики – это стадия элементарной сенсорной психики.
Для животных, у которых такая психики, окружающий мир представлен не в виде предметов в их отношениях друг к другу (как для высших животных, в том числе и для человека), а в виде таких отдельных особенностей, элементов, от которых зависит удовлетворение основных жизненных потребностей.
В качестве типового примера такого отражения только некоторых, но зато жизненно важных особенностей предметов и явлений А.Н. Леонтьев рассматривает поведение паука.
Как только какое-нибудь насекомое попадает в паутину, паук сразу же направляется к нему и начинает опутывать его своей ниткой. Исследования показали, для паука важна только одна примета – вибрация, которую производят крылышки насекомого и которая передается по паутине. Как только вибрация прекращается, паук перестает двигаться к своей жертве. Пауку «безразлично» все остальное, лишь бы была вибрация.
Можно продолжить опыт. Дотронуться до паутины камертоном, который звучит. В ответ паук начнет двигаться к камертону, взберется на него, опутает паутиной и начнет наносить удары своими конечностями. Вывод: для паука, все что вибрирует – еда.
Таким образом, для животных с элементарной сенсорной психикой характерно инстинктивное поведение.
Инстинкт – это такие действия живого существа, которые не требуют обучения. Животное «как бы знает» от рождения, что ему делать. В применении к человеку инстинкт – это действия, которое человек производит как бы автоматически, еще не подумав об этом (отстранение руки от пламени костра, махание руками при попадании в воду).
Инстинкты всегда интересовали человека. Необычайная сложность поведения муравьев, пчел, перелет птиц, строительство плотин бобрами – все это вызывало мысль о разуме у животных. Люди в древние времена стремились разгадать тайну инстинктов.
Инстинкт – 1) своеобразная твердая программа, которая действует только тогда, когда все внешние условия сохранены и звенья ситуации последовательны; 2) стереотипные, шаблонные, автоматизированные действия, основанные на безусловных рефлексах.
II этап эволюции психики – стадия перцептивной психики (воспринимающей).
Животные, которые находятся на этой стадии, отражают окружающий мир уже не в формы отдельных элементарных ощущений, а в форме образов целостных предметов и их соотношений друг с другом. Этот уровень развития психики требует новой стадии развития нервной системы – центральной нервной системы.
Вместе с инстинктами в поведении таких животных основную роль начинают играть навыки, освоенные в процессе жизни каждым отдельным существом.
Навык – освоение в процессе жизненного опыта своих индивидуальны для каждого животного форм поведения, основанных на условных рефлексах.
На высших этапах поведение этих животных обретает особенности, свидетельствующие о простейшем интеллекте. Окружающий мир постоянно задает животному неожиданные задачи и для их решения (если не решать – погибнуть) в процессе эволюции возник более точный способ приспособления – навык.
III этап развития психики – стадия интеллекта (высший уровень поведения). Особенности «разумного» поведения животного:
– отсутствие длительных проб и ошибок, правильное действие возникает сразу;
– вся операция проходит как целостный беспрерывный акт;
– найденное правильное решение всегда будет использовано животным в аналогичных ситуациях;
– использование животным других предметов для достижения цели.
Такие действия, по словам Леонтьева А.И. становятся двухфазными: 1) подготовка (выбор палки обезьяной); 2) осуществление (подтягивание палкой банана).
Для выполнения этого действия необходимо выявить связь предметов, отношения друг с другом, увидеть результаты своих действий. Это и есть III этап. Но используют ли обезьяны приспособления в природных условиях? Англичанка Д. Гудал изучала поведения шимпанзе в Африке и сделала следующие выводы:
– животные используют то, что случайно попадается им на глаза (человек же приспособления создает специально);
– предмет, которым пользовалась только что обезьяна, после достижения ею цели теряет для нее интерес и значение в любой другой ситуации (человек же планирует его дальнейшее использование),
– животные ощущают потребность в новизне.
Таким образом, в психике животных мы находим немало существующих предпосылок, на базе которых в особых условиях возникло человеческое сознание.
1. Одной из таких предпосылок является совместный характер существованияживотных и их взаимоотношения.
Зоопсихолог Н.А. Тих отмечает, что необходимость в постоянных группировках у обезьян, вызванная инстинктом самосохранения, привела к развитию самостоятельной потребности к жизни среди себе подобных, во взаимоотношениях с членами стада. У высших обезьян изоляция с обычного «социального» окружения в ряде случаев приводила животных к гибели.
Интересно, что потребность во взаимоотношениях обезьян уже избирательная (особенно при организации семьи). Зоопсихолог М.Ю. Вайтонис сделал вывод, что у обезьян существует непосредственное стремление одних индивидов к другим (на этой основе возникают пары, которые охотнее всех проводят время вместе: играют, вместе показывая агрессивные реакции) .
Конечно, человечество не выросло непосредственно с животной стаи. Его возникновение – результат гигантского революционного скачка. Как же возникла высшая форма отражения мира – человеческое сознание? Что общего у человека с человекоподобными обезьянами?
Необходимо отметить некоторые психологические особенности:
– прямохождение (освободило руку, которая могла выполнять простейшие трудовые операции);
– изготовление приспособлений (орудий) труда, что было вызвано необходимостью трудовой деятельности;
– труд и быт первобытного человека были коллективными, что невозможно без взаимоотношений. В ходе отношений люди уточняли действия, распределяли обязанности и т.д.;
– в ходе отношений появилась возможность сказать что-либо другому, появился человеческий язык и разговорная речь как средство отношений;
– возникшая в процессе труда речь, прежде всего, обогащает познавательные возможности человека. Слова речи обозначают не отдельные явления, скажем воду в кружке, в океане, а воду вообще. Слово обозначает целое понятие, понятие «вода». Животные понятиями не владеют;
– речь позволяет человеку отклоняться от непосредственно данных представлений, возвращался к прошлым знаниями, сопоставлять их, сравнивать между собой – это есть внешняя форма отражения мышления;
– под влиянием труда у человека формируются такие процессы как воля, память, внимание и т.д.
Труд, в полном смысле слова, создал человека как существо, которое возвысилось над животным царством. Изготовление орудий само по себе в корне сменило деятельность первобытного человека. Работа над изготовлением орудия не является простой деятельностью для человека, определяемой непосредственным биологическим мотивом (потребность в пище). Она требует вместе со знанием выполняемой операции и знания о будущем применении орудия. Будучи основным условием изготовления орудия, оно могло быть названо первым проявлением сознания – первой формой сознательной деятельности.
2. Второй предпосылкой формирования сложно построенной сознательной деятельности человека является возникновение языка.
Язык – система кодов (символов), с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, качества, отношения между ними. Слова, соединенные во фразы, являются основным средством общения.
Существует несколько точек зрения на происхождение языка.
1. Язык является проявлением духовной жизни и имеет «божественное происхождение».
2. Язык – результат эволюции животного мира.
3. Язык возник в процессе труда (совместной формы практической деятельности). Совместная форма практической деятельности неизбежно приводила к необходимости передать другому какую-то информацию, обозначающую не состояние, а предметы, включенные в совместную трудовую деятельность.
Возникновение языка вносит три наиболее существенных изменения в сознательную деятельность человека.
1. Язык, обозначая предметы и события внешнего мира в отдельных словах или словосочетаниях, позволяет выделить эти предметы и обратить на них внимание, а также сохранить в памяти. Он позволяет хранить полученную информацию и создает мир внутренних образов.
2. Язык обеспечивает процесс отвлечения, и обобщения, что позволяет ему стать не только средством общения, но и важнейшим орудием мышления.
3. Язык служит средством передачи информации, опыта человечества.
Таким образом, сознание возможно лишь в условиях существования языка, возникающего одновременно с ним в процессе труда.
Сознание – высший уровень психического отражения человеческой действительности, ее представленности в виде образов и понятий. А.В. Петровский в структуре сознания выделяет четыре основные характеристики.
1. Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.
2. Закрепление в сознании различий субъекта и объекта. В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию, т.е. способен обращать свою психическую деятельность на самого себя.
3. Обеспечение целеполагающей деятельности.
4. Определенные отношения. В сознание человека обязательно входит мир чувств (отношение к окружающей среде, к другим людям). Сознание человека развивается только в социальных контактах и возможно лишь в условиях языка и речи.
- Предисловие
- Глава I. Психология в медицине
- Актуальность психологической подготовки будущего врача
- 2.1. Современное понимание болезни
- 2.2. Социопсихосоматический подход к человеку.
- 2.3. Системы, подлежащие анализу при изучении болезни
- 2.4. Паллиативное лечение
- 3. Психологический аспект заболевания
- 3.1. Сенсологический этап
- 3.2. Оценочный этап
- 3.3. Этап отношения к болезни
- 4. Значение психологии в подготовке студентов-медиков
- 4.1. Традиционная медицинская модель
- 4.2. Модель выбора
- Глава II. Психика как система самоуправления
- 1. Становление психологии как науки
- 1.1. Понятие «психология»
- 1.2. Психология как самостоятельная наука
- 1.3. Современные представления о психике
- 4. Основные этапы развития психики в филогенезе
- 5. Основные особенности онтогенеза психики человека
- 6. Методы психологического исследования
- 6.1. Наблюдение
- 6.2. Эксперимент
- 6.3. Беседа
- 6.4. Психодиагностика - метод психологического исследования
- Методологические принципы современной психологии
- 1.1. Принцип системности
- 1.2. Принцип развития
- 1.3. Принцип единства сознания и бессознательного
- 1.4. Принцип детерминизма
- 1.5. Принцип активности
- 2. Общая характеристика современных психологических школ
- 2.1. Глубинная психология
- 2.2. Бихевиоризм
- 2.3. Гуманистическая психология
- 2.4. Гештальт-психология
- 2.5. Деятельностный подход
- 2.6. Трансперсональная психология
- 3. Взаимосвязь отдельных психологических направлений
- Сознание – основной социальный механизм жизнеобеспечения человека
- 1.1. Современные взгляды на сущность сознания
- 1.2. Сознание – социально интегрированная система психических функций человека
- 1.3. Свойства сознания
- 1.4. Язык и сознание человека
- 1.5. Состояния сознания
- 1.6. Активное бодрствование
- 1.7. Измененные состояния сознания
- 1.8. Сенсорная изоляция
- 1.9. Состояние сознания перед смертью
- 2. Бессознательное
- 3. Целостность структуры психики
- Глава III. Системные элементы психики
- 1.2. Классификация потребностей
- 1.3. Иерархия потребностей
- 1.4. Индивидуализация способов удовлетворения потребностей
- 1.5. Теории мотивации
- 1.6. Защитные мотивы
- 2. Системные представления о потребностях и мотивах
- 2.1. Потребности и мотивы – основные регуляторы целеполагания и активизации психики
- 2.2. Системная сущность потребностей и мотивов
- 2.3. Диалектика биологического и социального в потребностях человека
- 2.4. Механизмы формирования потребностей
- 1. Внимание
- Общая характеристика
- 1.2. Систематизация внимания
- 1.3. Функции внимания
- 1.4. Внимательность как свойство личности
- 1.5. Расстройства внимания
- 2. Память
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Виды памяти
- 2.3. Запоминание
- 2.4. Хранение и воспроизведение
- 2.5. Забывание и сохранение
- 2.6. Память и личность
- 2.7. Нарушения памяти
- 3. Системные представления о внимании и памяти
- 1. Ощущения
- 1.1. Понятие об ощущении
- 1.2. О природе ощущений
- 1.3. Классификация ощущений
- 1.4. Свойства ощущений
- 1.5. Чувствительность и ее измерение
- 1. 6. Адаптация
- 1.7. Взаимодействия ощущений
- 1.8. Сенсибилизация
- 1.9. Синестезия
- 1.10. Чувствительность и упражнение.
- 2. Восприятие мира
- 2.1. Восприятие и деятельность
- 2.2. Отличия восприятий от ощущений
- 2.3. Принципы объединения восприятий
- 2.4. Свойства восприятий
- 2.5. Классификация восприятий
- 2.6. Элементы картины мира, конструируемой субъектом восприятия
- 2.7. Восприятие как действие
- 2.8. Роль предшествующего опыта
- 2.9. От стимуляции к восприятию
- 2.10. Избирательность восприятия
- 2.11. Перцептивная защита
- 2.12. Субсенсорное (подпороговое) восприятие.
- 2.13. Экстрасенсорное восприятие
- 2.14. Иллюзии
- 2.15. Восприятие социальных объектов
- 2.16. Восприятие боли
- 2.17. Восприятие болезни
- 2.18. Восприятие и лечебно-диагностический процесс
- 3. Ощущения и восприятие как системные элементы
- Мышление
- 1.1. Мышление в структуре познавательных процессов
- Классификация мышления
- 1.3. Единство мышления и речи
- 1.4. Мышление как психологическая основа решения задач
- 1.5. Интеллект
- 1.6. Творческое (дивергентное) мышление и личность
- 1.7. Позитивное мышление
- 1.8. Саногенное мышление
- 2. Воображение
- 2.1. Понятие «воображение»
- 2.2. Процессы построения образов фантазии
- 2.3. Виды воображения
- 2.4. Отличия представлений от восприятий
- 2.5. Функции воображения
- 2.6. Воображение и творчество
- 2.7. Воображение и органические процессы
- 3. Мышление и воображение как системные элементы
- 1. Роль эмоций в жизни человека
- 1.1. Понятия об эмоциях
- 1.2. Функции эмоций
- 2. Психологические теории эмоций
- Позже п. Бард показал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.
- 3. Формы эмоциональных состоянии
- 4. Классификация эмоций
- 5. Динамика эмоций
- 6. Страдание и горе
- 7. Страх и тревожность
- 8. Психогигиена медицинского работника
- 9. Эмоции как системный элемент психики
- Лекция 10. Психология личности
- 1. Понятие личности в психологии
- 1.1. Индивид, личность, индивидуальность
- 1.2. Основные сферы личности
- 2. Психологическая структура личности
- 2.1. Системообразующие признаки личности
- 2.2. Потенциалы личности
- 2.3. Фундаментальные потребности личности
- 2.4. Характеристика структуры личности
- 3. Самосознание личности. Я-концепция
- 3.1. Самосознание
- 3.2. Я-концепция личности
- 4. Развитие личности
- 5. Психодиагностика личности
- 6. Разностороннее и гармоничное развитие личности
- 7. Гуманизация личности
- 8. Личность в деятельности
- 9. Личность участников лечебно-диагностического процесса
- 1.1. Общие понятия о темпераменте
- 1.2. История учений о типах темперамента
- 1.3. Типы темпераментов и их психологическая характеристика
- 1.4. Темперамент и деятельность
- 1.5. Роль темперамента в учебной и медицинской деятельности
- 2.1. Понятие о характере
- 2.2. История характерологический учений
- 2.3. Характер и поведение
- 2.4. Характер как элемент психики
- 3.1. Понятие о способностях
- 3.2. Классификация способностей
- 3.3. Задатки и индивидуальные различия людей
- 3.4. Уровни способностей
- Глава IV. Психологические основы
- 2. Типы межличностного общения
- 3. Структура общения
- 3.1. Коммуникация
- 3.2. Интеракция
- 3.3. Общение как восприятие людьми друг друга.
- 4. Эффекты медицинского общения
- 5. Практические проблемы оптимизации общения
- 5.1. Этапы и эффекты коммуникативного контакта
- 5.2. Трудности, возникающие в процессе общения
- 5.3. Процесс оптимизация общения
- 1. Понятие конфликта
- 2. Причины конфликтов
- 3. Структура конфликта
- 3.2. Условия протекания конфликта
- 3.3. Образы конфликтной ситуации
- 3.4. Возможные действия участников конфликта
- 3.5. Исходы конфликтных действий
- 3.6. Динамика конфликта
- 4. Типы личностей участников конфликта
- 4.1. Типы перманентно-конфликтных личностей
- 4.2. Ситуативно-конфликтная личность
- 4.3. Конфликтная личность – руководитель
- 4.4. Целенаправленно-конфликтная личность
- 4.5. Коллектив и конфликтная личность
- 5. Управление конфликтами
- 5.1. Функциональные последствия конфликтов
- 5.2. Дисфункциональные последствия конфликтов
- 5.3. Организационные способы управления конфликтами
- 5.4. Межличностные способы управления конфликтами
- 6. Правила разрешения конфликта
- 7. Способы поведения в дискуссии
- 7.1. Hеконструктивные способы поведения в дискуссии
- 7.2. Приемы, способствующие пониманию партнера
- 8. Механизмы психологической защиты
- 8.1. Понятие психологической защиты.
- 8.2. Классификация защитных механизмов психики
- Лекция 14. Психология групп
- 1. Феноменология психологии групп
- 1.1. Понятие группы
- 1.2. Классификация групп
- 2. Этапы развития группы
- 2.1. Вступление в общение, межличностные отношения
- 2.2. Формирование отношения группы к каждому ее члену (социометрический статус)
- 2.3. Выдвижение лидера
- 3. Влияние группы
- 3.1. Социальная фасилитация
- 3.2. Социальная леность
- 3.3. Деиндивидуализация
- 3.4. Групповая поляризация
- 3.5. Огруппление мышления
- 3.6. Влияние меньшинства
- 4. Медицинский аспект психологии групп
- 4.1. Врач как член профессиональной группы
- 4.2. Значимые для врача социальные группы
- 4.3. Эффективность вхождения личности в группу
- Глава V. Психология юношеского возраста
- 1.2. Совершенствование психических процессов
- 1.3. Развитие общих и специальных способностей
- 1.4. Развитие мышления
- 2. Развитие личности в юношеском возрасте
- 2.1. Развитие самосознания
- 2.2. Развитие мировоззрения как целостной системы взглядов
- 2.3. Критическое осмысление действительности
- 2.4. Развитие рефлексивного сознания Юность – это период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество.
- 4. Итоги психического развития в юношеском возрасте
- 4.1. Ранняя юность
- 4.2. Поздняя юность
- 5.1 Особенности развития личности студента
- 5.2. Трудности и противоречия развития психической сферы юношей и девушек
- Глава VI. Психология и терапия семейных
- 2. Жизненный цикл семьи
- 3. Свойства семейной системы
- 4. Практика психологической помощи семье
- 4.1. Организация работы семейного психотерапевта
- 4.2. Техники работы с семьей
- 4.3. Схема проведения первичного приема
- 4.4. Когда и как заканчивать работу с семьей
- Курс лекций
- 210602, Витебск, Фрунзе, 27
- 210602, Витебск, Фрунзе, 27