logo search
Курс лекций Психол

2.2. Системная сущность потребностей и мотивов

Наиболее близко к пониманию сущности потребностей подошли кибернетики. Они рассматривают потребность как «особое состояние неуравновешенности в системе, которая, являясь реакцией на недостающие для поддержания устойчивости системы факторы, периодически воспроизводятся и являются источником поисковых реакций, направленных на достижение устойчивости системы в ее взаимодействии со средой» (В.Ю. Бирюков, В.С. Тюхин).

Потребность – это действительно такое состояние неуравновешенности в системе, при котором проявляется реакция. Но не только на недостающее, а и на избыточное, присутствие которого (его воздействие на систему) мешает нормальному функционированию этой системы.

Если носителем потребности является сам человек, социальная группа, общество (субъект потребности), а то, с помощью чего субъект удовлетворяет свои потребности, является объектом, тогда потребности определяются через «объективные отношения» или «необходимые условия». В таком случае «объективные отношения» и «необходимые условия» войдут в характеристику потребностей, но не станут определяющими в трактовке их сущности.

Есть непосредственный живой носитель потребности. Он ее испытывает и на этой основе проявляет активность, направленную на удовлетворение последней. Это внутренняя, субъективная сторона потребности. Другая ее сторона (объективная) сосредоточена в тех объектах, с помощью которых она может быть удовлетворена. Как правило, активность проявляет только одна сторона – субъект, как живой носитель потребности.

При таком подходе потребность – субъективное переживание человеком (личностью, социальной группой или обществом в целом) устойчивой нужды в том, чего ему недостает для нормальной жизнедеятельности, или, наоборот, в избавлении от того, что мешает, вредит.

Материальные условия жизни общества играют огромную роль в процессе формирования потребностей человека. Они включены в понятие «среда», но никакая «материальная жизнь общества» сама по себе, без человека и вне человека потребность сформировать не может.