Поздравление
У начальницы бюро завтра день рождения, юбилей - выход на пенсию. По сложившейся традиции в таких случаях руководитель поздравляет, зачитывает приказ о поощрении, вручает подарки. Случилось так, что вышестоящий руководитель вынужден ехать в командировку. Он поручает своему заместителю поприветствовать юбиляра, но заместитель отказывается, напоминая, что вчера подал заявление (которое руководитель подписал) с просьбой об отгуле - только чтобы не присутствовать на чествовании юбилярши, которую он терпеть не может. О конфликте этом знают все, ибо обе стороны всячески демонстрируют плохое отношение друг к другу. Одним словом, поздравлять некому.
У этой ситуации есть две стороны: одна — как выйти из данной ситуации, вторая—более важная—как не попадать в подобные ситуации.
Первая — это инцидент, то есть стечение обстоятельств. Из него выход как-нибудь найдется, на это мы мастера:
послать в командировку вместо начальника заместителя, немного сдвинуть в ту или другую сторону время церемонии и т. д. Но все это, на наш взгляд, полумеры. Чтобы прийти к лучшему решению, необходимо обратиться ко второй стороне этой ситуации.
Конфликтная ситуация расцвела буйным цветом при пассивном отношении к ней руководителя. Он не только не помог уладить конфликт, но и позволил афишировать недоброжелательство, что способствовало разжиганию конфликта.
Чтобы проиллюстрировать возможность противоположной позиции руководителя, приведу один пример.
Один из крупнейших вузов славился тем, что в нем, как утверждали, не было никаких конфликтов. При ближайшем рассмотрении оказалось, что ректор, будучи ярым противником всяческих склок, интриг, проводил такую политику: если узнавал, что кто-то с кем-то конфликтует — решительно избавлялся от обоих. Зная это, все работающие, если питали к кому-либо неприязнь, боялись хоть как-то проявить это. Поэтому возможности разгореться конфликтам не было. В данном случае ректор своей непримиримой позицией оказывал и значительное воспитывающее воздействие на подчиненных.
Этого недостает руководителю в нашем сюжете. Встретившись с проявлениями недоброжелательства к подчиненной, начальник должен был объяснить своему заместителю, что руководитель не имеет права давать волю своим чувствам, что ради дела он должен стоять выше личных пристрастий, антипатий и амбиций. Поэтому руководитель должен был убедить заместителя, что как настоящий руководитель (и мужчина) он должен заставить себя поздравить подчиненную, сделать (хотя бы напоследок) шаг к примирению.
В коллективе такой шаг только поднимет его авторитет, ибо авторитет руководителя значительно страдает от кон
фликтов с подчиненными. А благородные поступки повышают его.
Конфликт типа В, разрешается по второй формуле. Одна конфликтная ситуация — несложившиеся отношения двух руководителей. Другая конфликтная ситуация — попустительство со стороны их начальника,
Советы
В конструкторское бюро пришла новая сотрудница, которая на предыдущий работе занимала более высокую должность. Работу свою делает блестяще, при этом постоянно интересуется, как идут дела у коллег: подходит к кульманам, подсказывает, как лучше решить тот или иной вопрос. Советы дельные, высокопрофессиональные.
Однажды в КБ заходит технолог и обращается к одной из сотрудниц с претензией к выполненной ею работе. Обсуждение принимает бурный характер, Наша героиня, поняв в чем дело, также включилась в обсуждение, сказав, что технолог, в общем, прав, можно было сконструировать более технологично.
Разработчица резко реагирует:
— Не суй нос не в свои дела!
— Но ведь истина рождается в споре...
— Отойди, не мешай работать!
Та уходит оскорбленная. Обе жалуются начальнику: одна - на неграмотное решение, другая — на то, что мешают работать.
Конфликтная ситуациясостоит в несоответствии должностных обязанностей творческим возможностям новой работницыи привычкам руководить, развившимся на предыдущей работе.
Принимая ее на работу, руководитель должен был предвидеть, что такому специалисту будет тесно в рамках ны
нешней должности, и принять превентивные меры по смягчению этого противоречия: больше загрузить работой и одновременно обратить внимание на то, что ей нужно будет сдерживать в себе стремление руководить. А в результате женщина заняла позицию превосходства, что является сильным конфликтогеном.
Инцидентом,приведшим к конфликту, явился приход технолога с его претензией.
Конфликт типа Б, разрешается по первой формуле.
- 1.2. Как возникают конфликты
- Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.
- 1.3. Первопричины конфликтов типы конфликтогенов
- 1.4. Как избежать конфликтогенов
- Еще Будда сказал: "Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным".
- 1.5. Технология разрешения конфликтов
- Первая формула конфликта
- Вторая формула конфликта Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
- 6 Правил формулирования конфликтной ситуации
- 1.6. Типология конфликтных личностей
- 1.7. Умеете ли вы разрешать конфликты?
- 2.1. Руководитель и конфликт
- 2.2. Классификация и типология конфликтов
- 2.3. Причины конфликтов
- 2.4. Ошибочные действия руководителей
- Нарушения трудового законодательства
- О несправедливая оценка подчиненных
- 2.5. Действия в конфликтных ситуациях четыре вопроса
- Общеколлективный конфликт Межгрупповой конфликт Межличностный конфликт
- Первый этап разрешения конфликта:
- 2.6. Предупреждение конфликтов
- 2.7. Руководитель и конфликтные личности
- 2.8. Кроссворды:
- 17. Конкретные действия руководителя в конфликте зависят от того, видит ли он свою ... За возникновение конфликта.
- 3.1. Как предотвратить конфликт
- Возможные схемы возникновения и разрешения конфликтов.
- 3.2. Диагноз болезни под названием «конфликт»
- 3.3. Ситуации морального выбора
- 3.4. Цель рассмотрения конкретных конфликтов
- 4.1. Нарушение принципов управления
- Реорганизация
- «Как ехать, так...»
- Без вины виноватый
- 4.2. Просчеты в работе с кадрами Бывшие сослуживцы
- Обещанного три года ждут?
- Компьютеризация
- "Выживают" на пенсию
- Рабочий отказывается...
- Претенденты
- Не ждали...
- Незаменимый
- "Предвзятое" решение
- С больной головы — на здоровую, или "Сам дурак"
- "Не лезь не в свое дсло"
- "Я начальник, ты..."
- 4.4. Работа и быт Мои дети всегда со мной
- Как аукнется, так и откликнется
- На аттестации
- 2) Бытовая — претензии соседей по поводу собаки.
- 4.5. Проблемы с дисциплиной
- "Сегодня - ты, а завтра - я"
- Многодетный отец
- Переборщили...
- 4.6. Нарушения этики Заявление об отпуске
- Кому класть голову в пасть?
- Знай свое место
- Жалоба в "жалобную" комиссию
- 3) Он дает нам больше, чем любой из нас.
- "Я не флюгер"
- После праздника
- Приработок
- "Хозяин — барин"
- "Любовница"
- Соперничество
- Подозрение
- "Святое" число 7
- Новенькая
- Поздравление
- Оклад новичка
- 4.9. Злоупотребление служебным положением Протеже
- Коммерсант в государственном кресле
- "Домработница" в учреждении
- Гарем из сотрудниц?
- Назначил — снял...
- 4.10. Коллизии в частных фирмах Конфликт с главбухом
- Интервью
- Приставания шефа
- Конфликт с иностранным партнером
- "Чем лучше — тем хуже"
- «Второсортный начальник заинтересован в третьесортных подчиненных»
- 4.11. Дела профсоюзные Поездка за грибами
- Путевка в санаторий
- С женой - подлечиться
- "Здоровые предпочитают купаться"
- Где оно, социальное партнерство?
- Суд да дело
- Учиться — и еще раз учиться!
- Глава 5
- 5.1. Взаимоотношения супругов Горячие чувства
- Подарок
- "Женская" работа
- Сквитались
- Поговорили...
- Сиди лучше дома
- "Я не нянька"
- Трагедия
- "Черная сила"
- Эх, поторопились...
- Холодная котлета
- Встреча одноклассников
- "Bom и помогай после этого людям... "
- Пировали — веселились...
- Пятно па репутации
- "Присоединился" к товарищу
- 5.2. Родители и дети Семечки
- "Замок" из песка
- Соперники
- Компания
- Неприятный визит
- "Беларуская мова"
- Домашнее задание
- Помощник
- Школа мод
- Дал сдачи
- Язык мой - враг мой
- Виновный во всех грехах
- Перед дискотекой
- Выбор жизненного пути
- "Любитель" беспорядка
- 5.3. Братья наши меньшие Котенок
- Трое в доме, не считая собаки
- Собака - друг человека
- То как зверь она завоет...
- На прогулке
- Глава 6
- Опять двойка!
- Несправедливая оценка
- О пользе активности
- Выпускной класс
- Хотел, как лучше
- Свинья на доске
- Наказывая -не унижай
- "Нехороший" человек ("редиска")
- Эксперимент на детях
- Глава 7
- 7.1. Друзья На рыбалке
- Друг детства
- Размолвка
- Какие счеты между друзьями?
- Для друга ничего не жалко
- 7.2. Подруги Пообщались...
- Кольцо в фарше
- На остановке
- "Испорченный телефон"
- Любовь и слезы
- "Клятва Гиппократа" - только наоборот
- 7.3. Юноши и девушки Пироги... И телевизор
- Малость поспешил...
- Как козел стерег капусту
- День рождения
- Свободные места и нравы
- Театр и бизнес
- 7.4. Влюбленные
- Случайная встреча
- На лавочке в парке
- Фигаро тут, Фигаро там...
- 7.5. Молодожены На свадьбе
- Первая покупка
- Семейные вечера
- Друзья, подруги...
- Ревность
- Шипы и розы
- Большой ребенок
- Глава 8
- 8.1. Соседи "Снегурочка"
- Туалет в песочнице
- Телефон
- Соседский кот
- 8.2. Продавцы и покупатели
- Продукты - в кепку
- На рынке
- Маникюр
- Перед закрытием
- Сквитались...
- У кассы
- 8.3. Пассажиры в трамвае
- В такси
- В автобусе
- В метро
- В электричке
- В троллейбусе
- 8.4. Старшие - младшие На улице
- В автобусе
- На заводе
- В магазине
- Подарочек
- В дизель-поезде
- На даче
- Фронтовик
- 8.5. Клиенты в парикмахерской
- Должник
- В темноте
- "Частная лавочка"
- В салоне