logo search
Курс лекций Психол

2.3. Диалектика биологического и социального в потребностях человека

Все формы жизнедеятельности человека (биологические и социальные) протекают нормально в результате того, что между человеком и средой все время поддерживается динамическое равновесие.

Причем способность сохранения определенных состояний выработалась в ходе индивидуального и исторического развития живых систем и возникла как результат совершенствования регуляторных механизмов в условиях постоянных изменении внешней среды.

Всякое отклонение от этого равновесия, не выходящее за рамки адаптационных возможностей организма, сопряжено с формированием естественных потребностей. Но здесь следует иметь в виду, что в потребностях нет и не может быть четких границ между биологическим и социальным.

Человек – это социально интегрированная многоуровневая живая система, и все уровни этой системы (структурный, функциональный, психический, сознательный и поведенческо-деятельностный) социализированы. Причем чем выше уровень живой системы, тем выше степень его социализации.

Поэтому все потребности человека социализированы. Но степень их социализации различна. Вот почему между такими явлениями, как потребность в питании и желание посмотреть интересный кинофильм, существует различие.

Однако делить потребности человека на чисто биологические и чисто социальные по их происхождению можно только условно. Всякая биологическая потребность человека социально окрашена, и наоборот, социальная возникает и формируется на базе тех морфологических и функциональных образований, которые заложены в самом организме человека и по своей природе относятся к тому или иному уровню живой системы.

Целый ряд человеческих потребностей (первичных, физических) носит врожденный, генетически детерминированный характер. Они присущи всем и передаются по наследству от одного поколения к другому. Механизм их формирования существенно отличается от механизма формирования вторичных (приобретенных). Последние же социально детерминированы и формируются вместе с формированием личности. Их по традиции называют социальными.

Между врожденными и приобретенными потребностями существует строгая внутренняя зависимость. Она прослеживается на всех этапах развития человека как в филогенезе, так и в онтогенезе.

Врожденные и приобретенные потребности представляют собой диалектическое единство. Подобно тому, как на основе морфологических структур головного мозга под воздействием социальной среды формируются все высшие психические функции человека, так и на базе структурно-функциональных систем, лежащих в основе первичных физиологических потребностей, под непосредственным воздействием общественно-исторических факторов идет формирование всех вторичных, приобретенных (социальных) потребностей. Все физиологические процессы, протекающие в организме человека, служат естественной предпосылкой формирования социальных потребностей.

Когда в организме содержится достаточное количество питательных веществ и между ним и средой сохраняется динамическое равновесие, человек не испытывает голода. Но такое состояние долго продолжаться не может. В процессе всех видов деятельности (внутренней и внешней) идет постоянный расход веществ и энергии.

Наличный запас их в организме постепенно снижается, и как только он доходит до критического уровня (ниже оптимальных констант равновесия), нервные клетки мотивационных центров (центра голода и насыщения), расположенных в гипоталамусе, тут же посылают нервные импульсы в вышележащие отделы ЦНС. Но пока этот физиологический процесс совершается на низших уровнях живой системы (структурном, функциональном и отчасти психическом), он носит скрытый характер, и человек в это время субъективно может улавливать его как некое смутное ощущение голода, и только.

У животных, не имеющих уровня сознания, этот процесс ограничивается психическим уровнем и сразу же переходит на уровень поведения. Испытав чувство голода, животное непосредственно приступает к удовлетворению потребности.

У человека же этот процесс психическим уровнем не заканчивается, а поднимается выше, на уровень сознания. Здесь смутное ощущение голода обогащается элементами сознания, интегрируется им и приобретает качественно новый характер. Чувство голода становится осознанным.

Вот почему всякая естественная (первичная) потребность человека, хотя и берет свое начало на низших уровнях живой системы, не является в полном смысле слова биологической. Человек как социально интегрированная живая система имеет не четыре уровня, как это свойственно высшим животным, а пять. Проходя через уровень сознания, потребность становится осознанной и приобретает чисто человеческий характер.

Однако диалектика биологического и социального в потребностях человека этим не ограничивается. Дело в том, что первичная потребность, например в питании, субъективным выражением которой является чувство голода, – это еще не потребность в хлебе, мясе, молоке и т.д.

Так же, как и естественная потребность в отдыхе, субъективным выражением которой является чувство усталости, желание побыстрее уснуть, – это еще не потребность в теплом одеяле, подушке и наволочке.

Потребность как субъективное переживание всегда предполагает существование связи субъекта (носителя потребности) с объектом ее удовлетворения. В том случае, когда наше субъективное переживание относится к тому или иному физиологическому процессу, мы говорим о естественной, или биологической, потребности.

Например, усталый человек испытывает потребность в отдыхе. В основе этой потребности лежит физиологический процесс, и только. Эту потребность человек обычно выражает словами «я хочу спать». Здесь не оговорены ни условия отдыха, ни те средства (предметы), которые он использует в этих целях. Это врожденная, генетически детерминированная потребность.

Но понятие «потребность», не теряя своей субъективной (идеальной) стороны, может иметь отношение и к материальным, и к духовным сферам жизни. Когда это субъективное переживание приобретает прямую связь с предметами, мы говорим о материальных потребностях.

В тех же случаях, когда речь идет о тех или иных сторонах духовной сферы, потребности человека называются духовными. Во всех случаях сама потребность является чисто субъективным переживанием.

Но в зависимости от того, к чему она относится, с чем она связана (с физиологическим процессом, материальным или духовным объектом), она дополняется понятиями: «естественная», «материальная» или «духовная».

По своей сущности все естественные потребности – врожденные, генетически детерминированные. Все остальные приобретаются в процессе жизни. И не просто приобретаются, а формируются на базе врожденных. Врожденное всегда предшествует приобретенному и служит основой для его развития. Это общее положение имеет прямое отношение и к проблеме потребностей человека.