2.3. Диалектика биологического и социального в потребностях человека
Все формы жизнедеятельности человека (биологические и социальные) протекают нормально в результате того, что между человеком и средой все время поддерживается динамическое равновесие.
Причем способность сохранения определенных состояний выработалась в ходе индивидуального и исторического развития живых систем и возникла как результат совершенствования регуляторных механизмов в условиях постоянных изменении внешней среды.
Всякое отклонение от этого равновесия, не выходящее за рамки адаптационных возможностей организма, сопряжено с формированием естественных потребностей. Но здесь следует иметь в виду, что в потребностях нет и не может быть четких границ между биологическим и социальным.
Человек – это социально интегрированная многоуровневая живая система, и все уровни этой системы (структурный, функциональный, психический, сознательный и поведенческо-деятельностный) социализированы. Причем чем выше уровень живой системы, тем выше степень его социализации.
Поэтому все потребности человека социализированы. Но степень их социализации различна. Вот почему между такими явлениями, как потребность в питании и желание посмотреть интересный кинофильм, существует различие.
Однако делить потребности человека на чисто биологические и чисто социальные по их происхождению можно только условно. Всякая биологическая потребность человека социально окрашена, и наоборот, социальная возникает и формируется на базе тех морфологических и функциональных образований, которые заложены в самом организме человека и по своей природе относятся к тому или иному уровню живой системы.
Целый ряд человеческих потребностей (первичных, физических) носит врожденный, генетически детерминированный характер. Они присущи всем и передаются по наследству от одного поколения к другому. Механизм их формирования существенно отличается от механизма формирования вторичных (приобретенных). Последние же социально детерминированы и формируются вместе с формированием личности. Их по традиции называют социальными.
Между врожденными и приобретенными потребностями существует строгая внутренняя зависимость. Она прослеживается на всех этапах развития человека как в филогенезе, так и в онтогенезе.
Врожденные и приобретенные потребности представляют собой диалектическое единство. Подобно тому, как на основе морфологических структур головного мозга под воздействием социальной среды формируются все высшие психические функции человека, так и на базе структурно-функциональных систем, лежащих в основе первичных физиологических потребностей, под непосредственным воздействием общественно-исторических факторов идет формирование всех вторичных, приобретенных (социальных) потребностей. Все физиологические процессы, протекающие в организме человека, служат естественной предпосылкой формирования социальных потребностей.
Когда в организме содержится достаточное количество питательных веществ и между ним и средой сохраняется динамическое равновесие, человек не испытывает голода. Но такое состояние долго продолжаться не может. В процессе всех видов деятельности (внутренней и внешней) идет постоянный расход веществ и энергии.
Наличный запас их в организме постепенно снижается, и как только он доходит до критического уровня (ниже оптимальных констант равновесия), нервные клетки мотивационных центров (центра голода и насыщения), расположенных в гипоталамусе, тут же посылают нервные импульсы в вышележащие отделы ЦНС. Но пока этот физиологический процесс совершается на низших уровнях живой системы (структурном, функциональном и отчасти психическом), он носит скрытый характер, и человек в это время субъективно может улавливать его как некое смутное ощущение голода, и только.
У животных, не имеющих уровня сознания, этот процесс ограничивается психическим уровнем и сразу же переходит на уровень поведения. Испытав чувство голода, животное непосредственно приступает к удовлетворению потребности.
У человека же этот процесс психическим уровнем не заканчивается, а поднимается выше, на уровень сознания. Здесь смутное ощущение голода обогащается элементами сознания, интегрируется им и приобретает качественно новый характер. Чувство голода становится осознанным.
Вот почему всякая естественная (первичная) потребность человека, хотя и берет свое начало на низших уровнях живой системы, не является в полном смысле слова биологической. Человек как социально интегрированная живая система имеет не четыре уровня, как это свойственно высшим животным, а пять. Проходя через уровень сознания, потребность становится осознанной и приобретает чисто человеческий характер.
Однако диалектика биологического и социального в потребностях человека этим не ограничивается. Дело в том, что первичная потребность, например в питании, субъективным выражением которой является чувство голода, – это еще не потребность в хлебе, мясе, молоке и т.д.
Так же, как и естественная потребность в отдыхе, субъективным выражением которой является чувство усталости, желание побыстрее уснуть, – это еще не потребность в теплом одеяле, подушке и наволочке.
Потребность как субъективное переживание всегда предполагает существование связи субъекта (носителя потребности) с объектом ее удовлетворения. В том случае, когда наше субъективное переживание относится к тому или иному физиологическому процессу, мы говорим о естественной, или биологической, потребности.
Например, усталый человек испытывает потребность в отдыхе. В основе этой потребности лежит физиологический процесс, и только. Эту потребность человек обычно выражает словами «я хочу спать». Здесь не оговорены ни условия отдыха, ни те средства (предметы), которые он использует в этих целях. Это врожденная, генетически детерминированная потребность.
Но понятие «потребность», не теряя своей субъективной (идеальной) стороны, может иметь отношение и к материальным, и к духовным сферам жизни. Когда это субъективное переживание приобретает прямую связь с предметами, мы говорим о материальных потребностях.
В тех же случаях, когда речь идет о тех или иных сторонах духовной сферы, потребности человека называются духовными. Во всех случаях сама потребность является чисто субъективным переживанием.
Но в зависимости от того, к чему она относится, с чем она связана (с физиологическим процессом, материальным или духовным объектом), она дополняется понятиями: «естественная», «материальная» или «духовная».
По своей сущности все естественные потребности – врожденные, генетически детерминированные. Все остальные приобретаются в процессе жизни. И не просто приобретаются, а формируются на базе врожденных. Врожденное всегда предшествует приобретенному и служит основой для его развития. Это общее положение имеет прямое отношение и к проблеме потребностей человека.
- Предисловие
- Глава I. Психология в медицине
- Актуальность психологической подготовки будущего врача
- 2.1. Современное понимание болезни
- 2.2. Социопсихосоматический подход к человеку.
- 2.3. Системы, подлежащие анализу при изучении болезни
- 2.4. Паллиативное лечение
- 3. Психологический аспект заболевания
- 3.1. Сенсологический этап
- 3.2. Оценочный этап
- 3.3. Этап отношения к болезни
- 4. Значение психологии в подготовке студентов-медиков
- 4.1. Традиционная медицинская модель
- 4.2. Модель выбора
- Глава II. Психика как система самоуправления
- 1. Становление психологии как науки
- 1.1. Понятие «психология»
- 1.2. Психология как самостоятельная наука
- 1.3. Современные представления о психике
- 4. Основные этапы развития психики в филогенезе
- 5. Основные особенности онтогенеза психики человека
- 6. Методы психологического исследования
- 6.1. Наблюдение
- 6.2. Эксперимент
- 6.3. Беседа
- 6.4. Психодиагностика - метод психологического исследования
- Методологические принципы современной психологии
- 1.1. Принцип системности
- 1.2. Принцип развития
- 1.3. Принцип единства сознания и бессознательного
- 1.4. Принцип детерминизма
- 1.5. Принцип активности
- 2. Общая характеристика современных психологических школ
- 2.1. Глубинная психология
- 2.2. Бихевиоризм
- 2.3. Гуманистическая психология
- 2.4. Гештальт-психология
- 2.5. Деятельностный подход
- 2.6. Трансперсональная психология
- 3. Взаимосвязь отдельных психологических направлений
- Сознание – основной социальный механизм жизнеобеспечения человека
- 1.1. Современные взгляды на сущность сознания
- 1.2. Сознание – социально интегрированная система психических функций человека
- 1.3. Свойства сознания
- 1.4. Язык и сознание человека
- 1.5. Состояния сознания
- 1.6. Активное бодрствование
- 1.7. Измененные состояния сознания
- 1.8. Сенсорная изоляция
- 1.9. Состояние сознания перед смертью
- 2. Бессознательное
- 3. Целостность структуры психики
- Глава III. Системные элементы психики
- 1.2. Классификация потребностей
- 1.3. Иерархия потребностей
- 1.4. Индивидуализация способов удовлетворения потребностей
- 1.5. Теории мотивации
- 1.6. Защитные мотивы
- 2. Системные представления о потребностях и мотивах
- 2.1. Потребности и мотивы – основные регуляторы целеполагания и активизации психики
- 2.2. Системная сущность потребностей и мотивов
- 2.3. Диалектика биологического и социального в потребностях человека
- 2.4. Механизмы формирования потребностей
- 1. Внимание
- Общая характеристика
- 1.2. Систематизация внимания
- 1.3. Функции внимания
- 1.4. Внимательность как свойство личности
- 1.5. Расстройства внимания
- 2. Память
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Виды памяти
- 2.3. Запоминание
- 2.4. Хранение и воспроизведение
- 2.5. Забывание и сохранение
- 2.6. Память и личность
- 2.7. Нарушения памяти
- 3. Системные представления о внимании и памяти
- 1. Ощущения
- 1.1. Понятие об ощущении
- 1.2. О природе ощущений
- 1.3. Классификация ощущений
- 1.4. Свойства ощущений
- 1.5. Чувствительность и ее измерение
- 1. 6. Адаптация
- 1.7. Взаимодействия ощущений
- 1.8. Сенсибилизация
- 1.9. Синестезия
- 1.10. Чувствительность и упражнение.
- 2. Восприятие мира
- 2.1. Восприятие и деятельность
- 2.2. Отличия восприятий от ощущений
- 2.3. Принципы объединения восприятий
- 2.4. Свойства восприятий
- 2.5. Классификация восприятий
- 2.6. Элементы картины мира, конструируемой субъектом восприятия
- 2.7. Восприятие как действие
- 2.8. Роль предшествующего опыта
- 2.9. От стимуляции к восприятию
- 2.10. Избирательность восприятия
- 2.11. Перцептивная защита
- 2.12. Субсенсорное (подпороговое) восприятие.
- 2.13. Экстрасенсорное восприятие
- 2.14. Иллюзии
- 2.15. Восприятие социальных объектов
- 2.16. Восприятие боли
- 2.17. Восприятие болезни
- 2.18. Восприятие и лечебно-диагностический процесс
- 3. Ощущения и восприятие как системные элементы
- Мышление
- 1.1. Мышление в структуре познавательных процессов
- Классификация мышления
- 1.3. Единство мышления и речи
- 1.4. Мышление как психологическая основа решения задач
- 1.5. Интеллект
- 1.6. Творческое (дивергентное) мышление и личность
- 1.7. Позитивное мышление
- 1.8. Саногенное мышление
- 2. Воображение
- 2.1. Понятие «воображение»
- 2.2. Процессы построения образов фантазии
- 2.3. Виды воображения
- 2.4. Отличия представлений от восприятий
- 2.5. Функции воображения
- 2.6. Воображение и творчество
- 2.7. Воображение и органические процессы
- 3. Мышление и воображение как системные элементы
- 1. Роль эмоций в жизни человека
- 1.1. Понятия об эмоциях
- 1.2. Функции эмоций
- 2. Психологические теории эмоций
- Позже п. Бард показал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.
- 3. Формы эмоциональных состоянии
- 4. Классификация эмоций
- 5. Динамика эмоций
- 6. Страдание и горе
- 7. Страх и тревожность
- 8. Психогигиена медицинского работника
- 9. Эмоции как системный элемент психики
- Лекция 10. Психология личности
- 1. Понятие личности в психологии
- 1.1. Индивид, личность, индивидуальность
- 1.2. Основные сферы личности
- 2. Психологическая структура личности
- 2.1. Системообразующие признаки личности
- 2.2. Потенциалы личности
- 2.3. Фундаментальные потребности личности
- 2.4. Характеристика структуры личности
- 3. Самосознание личности. Я-концепция
- 3.1. Самосознание
- 3.2. Я-концепция личности
- 4. Развитие личности
- 5. Психодиагностика личности
- 6. Разностороннее и гармоничное развитие личности
- 7. Гуманизация личности
- 8. Личность в деятельности
- 9. Личность участников лечебно-диагностического процесса
- 1.1. Общие понятия о темпераменте
- 1.2. История учений о типах темперамента
- 1.3. Типы темпераментов и их психологическая характеристика
- 1.4. Темперамент и деятельность
- 1.5. Роль темперамента в учебной и медицинской деятельности
- 2.1. Понятие о характере
- 2.2. История характерологический учений
- 2.3. Характер и поведение
- 2.4. Характер как элемент психики
- 3.1. Понятие о способностях
- 3.2. Классификация способностей
- 3.3. Задатки и индивидуальные различия людей
- 3.4. Уровни способностей
- Глава IV. Психологические основы
- 2. Типы межличностного общения
- 3. Структура общения
- 3.1. Коммуникация
- 3.2. Интеракция
- 3.3. Общение как восприятие людьми друг друга.
- 4. Эффекты медицинского общения
- 5. Практические проблемы оптимизации общения
- 5.1. Этапы и эффекты коммуникативного контакта
- 5.2. Трудности, возникающие в процессе общения
- 5.3. Процесс оптимизация общения
- 1. Понятие конфликта
- 2. Причины конфликтов
- 3. Структура конфликта
- 3.2. Условия протекания конфликта
- 3.3. Образы конфликтной ситуации
- 3.4. Возможные действия участников конфликта
- 3.5. Исходы конфликтных действий
- 3.6. Динамика конфликта
- 4. Типы личностей участников конфликта
- 4.1. Типы перманентно-конфликтных личностей
- 4.2. Ситуативно-конфликтная личность
- 4.3. Конфликтная личность – руководитель
- 4.4. Целенаправленно-конфликтная личность
- 4.5. Коллектив и конфликтная личность
- 5. Управление конфликтами
- 5.1. Функциональные последствия конфликтов
- 5.2. Дисфункциональные последствия конфликтов
- 5.3. Организационные способы управления конфликтами
- 5.4. Межличностные способы управления конфликтами
- 6. Правила разрешения конфликта
- 7. Способы поведения в дискуссии
- 7.1. Hеконструктивные способы поведения в дискуссии
- 7.2. Приемы, способствующие пониманию партнера
- 8. Механизмы психологической защиты
- 8.1. Понятие психологической защиты.
- 8.2. Классификация защитных механизмов психики
- Лекция 14. Психология групп
- 1. Феноменология психологии групп
- 1.1. Понятие группы
- 1.2. Классификация групп
- 2. Этапы развития группы
- 2.1. Вступление в общение, межличностные отношения
- 2.2. Формирование отношения группы к каждому ее члену (социометрический статус)
- 2.3. Выдвижение лидера
- 3. Влияние группы
- 3.1. Социальная фасилитация
- 3.2. Социальная леность
- 3.3. Деиндивидуализация
- 3.4. Групповая поляризация
- 3.5. Огруппление мышления
- 3.6. Влияние меньшинства
- 4. Медицинский аспект психологии групп
- 4.1. Врач как член профессиональной группы
- 4.2. Значимые для врача социальные группы
- 4.3. Эффективность вхождения личности в группу
- Глава V. Психология юношеского возраста
- 1.2. Совершенствование психических процессов
- 1.3. Развитие общих и специальных способностей
- 1.4. Развитие мышления
- 2. Развитие личности в юношеском возрасте
- 2.1. Развитие самосознания
- 2.2. Развитие мировоззрения как целостной системы взглядов
- 2.3. Критическое осмысление действительности
- 2.4. Развитие рефлексивного сознания Юность – это период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество.
- 4. Итоги психического развития в юношеском возрасте
- 4.1. Ранняя юность
- 4.2. Поздняя юность
- 5.1 Особенности развития личности студента
- 5.2. Трудности и противоречия развития психической сферы юношей и девушек
- Глава VI. Психология и терапия семейных
- 2. Жизненный цикл семьи
- 3. Свойства семейной системы
- 4. Практика психологической помощи семье
- 4.1. Организация работы семейного психотерапевта
- 4.2. Техники работы с семьей
- 4.3. Схема проведения первичного приема
- 4.4. Когда и как заканчивать работу с семьей
- Курс лекций
- 210602, Витебск, Фрунзе, 27
- 210602, Витебск, Фрунзе, 27