logo search
Курс лекций Психол

1.2. Систематизация внимания

Формы внимания. В зависимости от объекта сосредоточения (воспринимаемые объекты, мысли, движения и др.) выделяют следующие формы внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное (двигательное).

Виды внимания. По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют несколько видов (уровней) внимания.

1. Непроизвольное внимание. Оно возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами. Непроизвольное внимание вызывают раздражители, соответствующие потребностям индивида, значимые для него. Оно связано с общей направленностью личности. Например, нездоровый цвет кожи лица, круги под глазами у случайного прохожего на улице скорее заметит врач, и не обратит внимания на элегантный костюм или платье этого человека.

Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный или личностный смысл.

К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, прежде всего их новизна для субъекта. Непроизвольное внимание является наиболее простым и генетически исходным видом внимания.

2) Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного. Оно возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действия. Цель и определяет выделение объектов его внимания, требуя волевых усилий. Необходимость волевых усилий для организации произвольного внимания ярко проявляется при вхождении в работу, при возникновении в ней затруднений, ослаблении познавательного интереса, а также при наличии помех.

3) Кроме произвольного иногда выделяют еще один особый его вид – послепроизвольное. Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат, как при произвольном сосредоточении, то говорят о послепроизвольном внимании. Послепроизвольное проявляется вслед за произвольным вниманием.

В соответствии с пониманием психики как системы с двумя параллельными контурами самоуправления – сознательным и бессознательным, термины «произвольное» и «непроизвольное» необходимо понимать как синонимы терминов «осознаваемое» и «неосознаваемое» внимание.

О произвольном внимании говорят в том случае, когда индивид ставит осознанную цель, т.е. такую цель, содержание и способ достижения которой контролируется сознанием. О непроизвольном внимании говорят тогда, когда цель или способы ее достижения не осознаются, не контролируются индивидом в полной мере.

Свойства внимания. 1) Устойчивость внимания – характеристика внимания во времени, измеряется длительностью сохранения интенсивного внимания. Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течении относительно длительного времени.

Устойчивость внимания зависит от особенностей объектов и активности личности. Устойчивость внимания повышается с увеличением сложности объектов. Сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения.

С другой стороны внимание может быть чрезвычайно устойчивым, когда человек осознает важность, значимость выполняемой работы. Устойчивость внимания тесно связана с динамическими характеристиками внимания.

2) Колебания (флуктуация) внимания – периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания (непроизвольное его усиление или ослабление). Этот колебательный процесс, по-видимому, связан с самонастройкой сенсорных систем, обеспечивающих регулирование их «пропускной способности».

3) Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому.

Переключение может быть обусловлено:

– программой сознательного поведения, требованиями деятельности;

– необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями;

– осуществляться в целях отдыха.

Можно говорить о полном, завершенном переключении либо о неполном, незавершенном.

При неполном, незавершенном переключении человек, приступив к выполнению новой работы, не полностью отключается от предыдущей. При неполном переключении, тормозящее влияние предыдущей деятельности может проявляться например в том, что новая работа выполняется по правилам, отвечающим специфике старой.

В случаях, когда деятельность в продолжении длительного времени остается неизменной, а происходит лишь смена объекта или операции, переключение внимания затрудняется в силу замедления процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Особенно если это происходит в конце дня.

Способность к переключению внимания носит индивидуальный характер и зависит от типа нервной системы. Однако эта характеристика внимания поддается тренировке с помощью упражнений.

4) Распределение внимания – свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух или более различных видов деятельности (нескольких действий).

Высокий уровень распределения внимания – одно из обязательных условий медицинского труда.

Распределение внимания обладает некоторыми особенностями:

а) чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределить внимание;

б) трудность представляет совмещение двух однородных видов деятельности (2-х видов умственной активности, 2-х видов двигательной активности).

Более эффективно распределяется внимание между умственной и двигательной активностью: при их совмещении сильнее снижается продуктивность умственной деятельности. В этих случаях условием успешного распределения внимания является автоматизация одного из одновременно осуществляемых видов деятельности.

Умение распределять внимание формируется в процессе овладения деятельностью. Эта характеристика внимания очень индивидуальна и зависит от силы и свойств нервной системы человека.

5) Объем внимания – определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в интервале времени 0.07-0.1 секунды объем внимания у взрослого человека примерно 7±2 элемента. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, структурной организации материала.

Свойства непроизвольного внимания: 1) отсутствие предварительной готовности к восприятию; 2) внезапное наступление вслед за воздействием; 3) непродолжительность по времени (пока действует раздражитель).

Свойства произвольного внимания: 1) целенаправленность; 2) организованность; 3) устойчивость.

Факторы, определяющие внимание. Выделяют две группы факторов, определяющих внимание: 1) факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей; 2) группа факторы, характеризующие деятельность самого субъекта.

Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей.

1) Интенсивность раздражителя (сила).

Если субъекту предъявляется группа раздражителей, один из которых выделяется своей интенсивностью (величиной, окраской, тембром голоса, звуком), то внимание субъекта привлекается именно этим раздражителем.

2) Новизна раздражителя или его отличие от других раздражителей.

Если среди хорошо знакомых раздражителей появляется такой, который является необычным, новым, то он сразу же начинает привлекать к себе внимание (иногда по своей интенсивности он может быть даже слабее).

3) Структурная организация материала. Воспринимаемое поле является одним из наиболее мощных средств управления вниманием. Одним из наиболее важных факторов расширения объема внимания является структурная организация материала.

Если предъявляемые фигуры достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания обычно не превышает 5-7 одновременно ясно воспринимаемых объектов. Если материал структурирован в схемы и таблицы на основе логических связей – объем внимания увеличивается.

4) Распределение подачи материала по времени опирается на исследования устойчивости внимания. Результаты исследований динамики устойчивости внимания на учебном занятии:

0-7 минут – внимание рассеянное. Требует определенных усилий со стороны педагога на его концентрацию.

8-23 минута занятия – период наибольшей устойчивости и концентрации внимания.

24-30 минута – устойчивость внимания падает, увеличивается колебание внимания, количество ошибок. Требуется снижение напряжения работы, расслабление внимания (переход от теоретических обоснований к примерам и т. п.).

30-45 минута – концентрация внимания в связи с поставленной задачей (произвольное внимание).

Факторы, характеризующие деятельность самого субъекта (долгосрочные).

1) потребности (задачи, ситуации, материал, отвечающие потребностям студента, привлекают его внимание) ;

2) интересы (учебные предметы, проблемные задачи, учебный материал, соответствующие интересам студента, вызывают его особое пристальное внимание);

3) установка (выявление из совокупности учебного материала элементов, отвечающих личности студента, его установке, полученной, например, от педагога).