logo search
Курс лекций Психол

3. Взаимосвязь отдельных психологических направлений

Все описанные здесь школы и направления, очень часто придерживающиеся несовместимых концепций, легко мо­гут привести в замешательство тех, кто впервые приступает к изучению психологии и стремится найти истину.

Для того чтобы это стало яснее, можно «рассортировать» различные школы в соответствии с их представлениями о том, как формируется поведение индивидуума.

Является ли поведение врожденным или приобретенным? Многие направления, в том числе гештальтизм, придают значение врож­денным факторам в становлении различных форм поведе­ния.

Гуманисты полагают, что человек рождается с тенденцией реализовать свои возможности в максимальной степени.

Психоаналитики, напротив, утверждают, что, даже если мы и наследуем некоторые инстинкты, главная роль в фор­мировании личности принадлежит событиям, пережитым в детстве.

Что касается бихевиористов, то становление личности, по их мнению, в большей мере зависит от наших взаимодействий с окружающей сре­дой, как физической, так и социальной.

Является ли развитие индивидуума направленным? Многие школы психологов выдвигали идею о поэтапном развитии, при котором все индивидуумы проходят определенные ста­дии в одинаковой последовательности. Такого мнения при­держиваются, например, психоаналитики со своей концеп­цией развития личности.

Гуманисты считают, что направление раз­вития организма предопределено и что он стремится к един­ственной цели – к достижению полного расцвета. Некото­рые теоретики говорят о преднамеренности в характере раз­вертывания различных стадий жизни.

Одни лишь бихевиористы сводят развитие к реакциям на последовательные ситуации и выработке условных рефлек­сов при разнообразных обстоятельствах, с которыми стал­кивается индивидуум, независимо от того, в какой момент жизни это происходит.

Детерминированы ли мы или обладаем возможностью свободного выбора? Кто мы – существа-объекты или существа-субъекты?

Для бихевиористов нет никакого сомне­ния, что мы в основном детерминированы. Они утверж­дают, что нас детерминирует среда, в которой мы живем.

По мнению психоаналитиков, человека детерминируют условия, в которых протекало его детство, и подавленные желания, обусловленные этим опытом.

Только гуманисты склонны верить в существование сво­бодной воли, позволяющей каждому человеку направлять свою жизнь в зависимости от того, что он сможет осознать.

Независимо от силы выдвигаемых доводов и строгости аргументации нет сомнений в том, что каждый из этих подходов имеет свою историю, вписывается в определенный социально-экономи­ческий контекст и связан с определенным философским представлением о человеке.

Наука всегда остается одной из областей деятельности че­ловека, и как бы она ни старалась сохранить свою независи­мость, она должна платить дань существующей системе и тому обществу, в котором она развивается. К психологии это относится, пожалуй, в еще большей мере, чем к другим наукам.

Возникновение бихевиоризма в США совпало по времени с быстрым развитием промышленности, которым было от­мечено рождение капитализма. Эта система могла лишь при­ветствовать такое представление о человеке, согласно кото­рому его поведение может принимать те или иные формы в соответствии с возникающей в данный момент ситуацией; практические приложения этой теории, такие как введение конвейеров или развитие рекламы, не заставили себя долго ждать.

Аналогичным образом исследования И.П. Павлова вполне соответствовали коммунистическим идеям в СССР; образ человека, формирующегося в соответствии со своей средой, совпадал с представлением о новом человеке, которого пред­стояло создать.

З. Фрейд жил в Вене, в удушающей буржуазной среде, где всякое проявление сексуальности сурово подавлялось; ве­роятно, именно на этой почве (по крайней мере, отчасти) возникли те его интерпретации, которые в настоящее время вызывают особенно сильные возражения.

Взлет гуманистического направления в психологии про­изошел в Калифорнии в 60-е годы XX века. Неудивительно, что этот оптимистический взгляд на человека был встречен с рас­простертыми объятиями в атмосфере «мира и любви», ца­рившей в ту эпоху.

Теперь психологи отбирают в каждой из существующих теорий и используют те концепции, которые, по их мне­нию, проливают больше света на то или иное явление. Та­кой эклектический подход приводит к тому, что в одних случаях принимаются понятия и методы, созданные бихевиористами, а в других используются теории фрейдистов или гуманистов.

Главным становится уже не стремление доказать обоснованность идей, принадлежащих какому-то направлению, а скорее желание выявить наиболее подходя­щие способы решения проблем, существующих в жизни общества, и оказания эффективной помощи тем, кто в ней нуждается.

Психология – наука еще сравнительно молодая. Она от­стала в своем развитии от таких наук, как физика или хи­мия, почти на два столетия. Понадобится еще множество экспериментов и проверок, прежде чем она сможет с пол­ным правом претендовать на звание науки.

Тем не менее, если окажется, что предсказания психоло­гии чаще подтверждаются, чем опровергаются, их можно будет все больше и больше использовать для решения проб­лем, возникающих у людей. Психологи еще далеки от того, чтобы ответить на все вопросы, однако проблемы, которые им уже удалось решить, позволяют разъяснить многие аспекты поведения.

Перед психологией стоит двоякая задача:

– во-первых, должна развивать теоретические исследования;

– во-вторых, адекватно решать практические проблемы.

ЛЕКЦИЯ 4.

ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО