logo search
белобрыкина

Перспективный план профессиональной деятельности педагога - психолога

на_______учебный год

Фамилия, имя, отчество______________________________

Специальность, образование___________________________

Общий стаж работы__________________________________

Педагогический стаж__________________________________

Стаж работы в данной школе____________________________

Квалификационная категория, разряд по ETC_______________

Дата предыдущей аттестации___________________________

Ученое звание, ученая степень______________________________

Психологическое сопровождение отношений детей (в группе)

Возрастная группа

Название подпрограммы

Количество часов в неделю

Цель

Методы проверки эффективности

Индивидуальное психологическое сопровождение развития детей

Ф.И. ребенка

Время

Содержание работы

Отметка о выполнении

Психологическое сопровождение классных руководителей в аспекте воспитательно-развивающего отношения к ребенку

Содержание работы

Время выполнения

Отметка о выполнении

Психологическое сопровождение родительских отношений (к детям, к школе, к обучению, воспитанию)

Содержание работы

Форма

Время выполнения

Предполагаемые результаты

Психологическое сопровождение принятия управленческих решений

Содержание работы

Время выполнения

Отметка о выполнении

Психологическое сопровождение образовательного процесса

Содержание работы

Форма работы

Предполагаемые результаты

Психологическое сопровождение отношений в педагогическом коллективе

Содержание работы

Форма работы

Время выполнения

Ожидаемые результаты

Психологическое сопровождение взаимоотношений в диаде «ученик – учитель»

Содержание работы

Форма работы

Время выполнения

Ожидаемые результаты

Психологическое сопровождение взаимоотношений в диаде «учитель – родитель»

Содержание работы

Форма работы

Время выполнения

Ожидаемые результаты

Повышение квалификации, научно-методическая работа психолога (участие в семинарах, научных конференциях, публикации и т.д.)

Форма

Сроки

Отметка о  выполнении

Внесение изменений, дополнений в план работы психолога в течение года

Содержание работы

Цель работы

Эффект

Итоги работы за год______________________________________________

________________________________________________________________

Заключение администрации о выполнении плана______________________

________________________________________________________________

Подпись администратора________________________

Подпись психолога_____________________________

Каждый тип плана деятельности психолога обязательно согласовывается (и заверяется) с администрацией образовательного учреждения и утверждается на педагогическом совете.

Журнал психологических запросов – документ, фиксирующий «заказ», т.е. существующую необходимость психологического вмешательства в отношении того или иного лица (таблицы 16, 17). Наряду с планами работы он определяет объем и содержание психологических мероприятий. Психологический запрос может поступить от родителей ребенка или других членов семьи, от воспитателей, педагогов и специалистов, взаимодействующих с детьми, а также от админи­страции дошкольного учреждения.

Таблица 16.

ОбразЕЦ журналА психологических запросов.

Оформление запросов

Обработка запросов

Отметка

о выполнении

Примечание

№ п/п

ФИО,

другие сведения

Содержание запроса

Контактный

телефон

(для родителей)

Анализ запроса

Заключение

Рекомендации


Таблица 17.

Образец журнала регистрации запросов

№ п/п

Дата

Ф.И. ребенка

Группа (класс)

Запрос (краткое содержание проблемы)

Лицо, осуществляющее запрос.

Отметка о выполнении

В случае необходимости сохранения конфиденциальности за­проса дополнительно к журналу предоставляются бланки психоло­гического запроса (таблица 18). В бланке присутствует графа кода, где лицо, нуждающееся в психологической помощи, может закодировать информацию о себе. Такие бланки должны быть доступны для всех желающих.

Таблица 18.

Образец БЛАНКА психологическОГо запросА.

Содержание запроса

Ф.И.О.

(код) запрашиваемого

Контактный телефон (контактное время)

Примечания

Следует отметить, что анонимность обследования и конфиденциальность поступающей и исходящей информации позволяет сохранить специальная кодировка. Это удобно и для составления статистического отчета, т.к. позволяет значительно уменьшить затраты сил и времени специалиста на их составление. Возможные варианты кодирования представлены в таблицах 19 и 20.17

Таблица 19.

Примерные коды субъектов, обратившихся за психологической помощью

Код обратившегося

Субъект обращения

М

Мальчик (юноша)

Д

Девочка (девушка)

Р..

Родитель

О..

Опекун (лицо, замещающее родителей)

П..

Педагогический работник

С..

Социальный работник (представитель отдела защиты прав детей, органов социальной защиты)

А..

Представитель администрации образовательного учреждения

В..

Сотрудник органов внутренних дел

З..

Работник учреждения здравоохранения

Таблица 20.

Варианты кодов причин обращения

Код причин обращения

Причина обращения

О..

Проблемы, связанные с обучением

В..

Проблемы, связанные с воспитанием

П..

Проблемы, связанные с поведением

Э..

Эмоциональные проблемы

УАР..

Определение уровня актуального развития

Р..

Проблемы, связанные с развитием речи

ОМ..

Определение дальнейшего образовательного маршрута

ПР..

Профессиональная ориентация

Примечание: Многоточие после того или иного кода означает, что данный код может быть детализирован (с помощью букв или цифр). Например, код «Р» (родитель) при необходимости может быть уточнен: «Рм» или «Рд» (аналогично и другие коды обратившихся), а код «О» такой причины обращения, как проблемы обучения, может быть детализирован как «О1» — проблемы овладения программой начальной школы, «О1-М» — проблемы овладения математикой в рамках начальной школы и т.п.

Итоговый (аналитический) отчет — совокупность подвергнутых качественно-количественному анализу результатов профессиональ­ной деятельности практического психолога в соответствии с целя­ми и задачами, поставленными в годовом плане.

Аналитический отчет психолога образовательного учреждения представляет собой особый вид отчетной документации, форма и содержание которой часто определяются администрацией образовательного учреждения, управления образования и т.п. Отчет документаль­но подтверждает выполнение запланированных психологических мероприятий и процедур по всем видам и направлениям деятельности психолога и в соответствии с журналом учета работы. В итоговый отчет включается также ра­бота по повышению научно-теоретической и научно-практической компетентности психолога: изучение специальной литературы, ос­воение новых технологий, проведение экспериментальных (науч­но-практических) исследований, участие в региональных научно-методических и научно-теоретических мероприятиях (конференциях, семинарах), публицистическая деятельность, взаимодействие со специалистами смежных квалификаций и пр.

В случае невыполнения тех или иных запланированных пунктов в отчете указывается фактическая причина невыполнения. Следует отметить, что не всегда удается заранее предусмотреть, и, соответственно, запланировать какие-либо мероприятия, запросы. С подобной сложностью обычно сталкиваются начинающие специалисты, хотя подобные случаи нередки и в работе опытного психолога. Чтобы подобные мероприятия, виды деятельности не выпали из общего содержания деятельности психолога и нашли отражение в итоговом отчете, их рекомендуется фиксировать в соответствующих журналах (таблицы 21, 22, 23) или специальном журнале учета видов работы.

Таблица 21

Образец журнала регистрации выполненных видов работ.

№ п/п

Дата

Вид выполненной работы

Кол-во часов

Примечания

Подпись психолога

Таблица 22 а

Образец журнала регистрации КОНСУЛЬТАЦИЙ

Дата

Время проведения

Консультируемый

Повод обращения

Проблема

Результат консультирования

Консультант

Воз-раст

пол

имя

1

2

4

5

6

7

Примечание: графа 3в заполняется полным именем обратившегося или специальным кодом (шифром). Графа 7 вводится, если в учреждении работает несколько психологов и журнал психологических консультаций - общий для всех психологов. Отметка времени начала и окончания консультаций позволяет вести учет расхода времени на консультации в единицу времени и, следовательно, учитывать это при планировании работы на следующий год.

Таблица 22 б

Примерная форма регистрации КОНСУЛЬТАЦИЙ

Дата, время

Ф.И.О., возраст, другие данные

Причина обращения

Характер консультации, тематика

Примечания

Примечание: характерконсультации – первичная, повторная, текущая. В ситуации анонимного обращения рекомендуется применять кодирование информации.

В последней графе делаются необходимые пометки, например, рекомендации и направления к узким специалистам.

Таблица 23

Образец журнала УЧЕТА ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ

Список участников п/п №, Ф.И.О.

Тема или название тренинга

Даты встреч с отметкой

о посещении

Ведущий

Примечание

Примечание: кгрупповым формам работы психолога в учреждении образования можно отнести:

Если последние мероприятия учитываются (или фиксируются) в специальном журнале учреждения образования, то необходимо вносить туда сведения о них по установленному в журнале образцу. При проведении развивающей и коррекционной работы прикладываются программы, по которым они проводятся, с указанием цели, методов, форм работы, предполагаемого результата.

В примечании может быть указан промежуточный результат работы.

Журнал учета видов работы является документом, на основе которого и администрация учреждения, и другие органы и подразделения, которым психолог подотчетен по профессиональной линии, могут контролировать его деятельность. В нем имеет смысл отводить определенное количество страниц на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительс­кая, экспертная и методическая работа. Объем регистрационного раздела журнала должен быть рассчитан на деятельность психолога в течение учебного года. Запись работы можно оформлять в соответствии с формами, представленными в таблицах 24 – 28. Предлагаемые формы могут содержать и другую инфор­мацию, необходимую психологу для анализа деятельности.

Таблица 24

Примерная форма ФИксации диагностической работы

Дата, время

Ф.И.О., возраст

От кого поступил запрос

Характер диагностики

Примечания и рекомендации

Примечание: в случае проведения групповых форм диагностики в пункте 2 указывается категория группы (например, 6 «б» класс) или прикладывается список диагностируемых.

Выбор диагностического инструментария психолог осуществляет по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, применяется несколько методов. В предлагаемой форме ре­гистрации деятельности (таблица 24) можно не указывать, какие именно методики были использованы в конкретном случае. В то же время рекомендуется иметь отдельную форму регист­рации наиболее часто применяемых методик (таблица 25).

Таблица 25

Примерная форма ФИксации использования диагностических методик

Название

диагностической

методики

Основная направленность

Источник

Примечание

Таблица 26

Примерная форма ФИксации ПРосветительской работы

Дата, время

Адресат

Тема и форма занятия

Примечание

Примечание: Просветительская работа может проводиться в форме лекций, семинаров, выступлений на методических объединениях, родительских собраниях и т.д.

Таблица 27

Примерная форма ФИксации экспетной работы

Дата, время

Цель работы

Форма и краткое содержание работы

Примечание

Примечание: К экспертной работе относятся – участив в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию ка­ких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации.

Таблица 28

Примерная форма ФИксации организационно-методической работы

Дата

Содержание работы

Примечание

Примечание: К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности: анализ и планирование деятельности; курсы повышения квалификации; анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ; участие в научно-практических семинарах, конферен­циях; супервизорство; посещение совещаний и методических объединений; оформление кабинета и др.

Фиксируя организационно-методическую работу, следует отдельно регистрировать участие в консилиуме образовательного учреждения (не путать с родительским собранием!), проведение или просто посещение уроков. Однако в плане обычно не предусмотрена конкретизация содержания и организации деятельности консилиума образовательного учреждения, поскольку по Положению о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения18 для него требуется отдельная документация (в частности, журнал консилиума), а деятельность психолога является лишь составной частью деятельности консилиума. Соответственно, роль психолога в деятельности отдельного консилиума может отмечаться непосредственно в той же графе через косую черточку: только участие в консилиуме (например, плановом) как «Пл/У»; организация и проведение консилиума (например, внепланового) — «Вп/О». При подготовке аналитического отчета этот вид деятельности психолога, если он имел место в процессе работы, учитывается, как и все прочие.

Если предполагалось посещение или проведение уроков, то в соответствующем разделе фиксируется посещение «стандартных» уроков с целью их психологического анализа, уточнения результатов собственной диагностики или использования метода включенного наблюдения в диагностических целях и т.п. В данном случае субъектом деятельности психолога является весь класс, что и отмечается в соответствующей графе регистрационного раздела. Непосредственное проведение уроков в стандартном режиме (в частности, проведение уроков психологии) в настоящем рабочем журнале фиксируется как факт деятельности психолога.

В целом, итого­вый отчет оформляется в виде свободного описания по каждому направлению. Следует отметить, что при написании аналитического отчета психолог обязан строго соблюдать принцип анонимности и конфиденциаль­ности, что выражается в представлении только общих результатов и сравнительных характеристик (возрастной контекст анализа и др.). Анализируя выполнение поставленных на год задач, психолог указывает возникшие затруднения, пробле­мы, учитывая возможность их решения в следующем учебном году.

В качестве промежуточной и итоговой отчетности часто используется статистическая справка (таблица 29) за отчетный период, установленный в данном образовательном уч­реждении (месяц, четверть, полугодие). Для анализа объема выполненной за отчетный период работы необходимо подсчитать количество единиц работ каждого вида. В соответствии с кодами обратившихся и их возрастом подсчитывается общее количество обратившихся и количественный показатель каждой категории. Для этого предусмотрены соответствующие графы статистического раздела.

Структура отчета работы психолога за месяц полностью совпадает со структурой годового (итогового) отчета, поэтому подготовка итогового отчета не составляет особого труда. Необходимо лишь суммировать каждую единицу выполненной работы по всем месяцам и занести полученную сумму в соответствующий раздел годового отчета. По итогам статистических отчетов за каждый месяц и год возможно написание соответствующих аналитических отчетов.

Аналитический отчет о работе педагога-психолога сдается руководителю образовательного учреждения (при подчинении по административной линии). Отчет включается в отчетную документацию образовательного учреждения.

Подчинение по профессиональной линии предполагает сдачу отчета о проделанной работе, заверенного администратором образовательного учреждения (директором, заведующей), методисту муниципальной психологической службы, который, в свою очередь, осуществляет анализ деятельности специалистов на местах.

Специалисты данного подразделения не только контролируют деятельность психолога в учреждении образования, но и оказывают ему методическую, организационную помощь. В реальной практике, к сожалению, иногда этого не происходит в должной мере, и психолог фактически оказывается предоставленным самому себе. У него – свободный график работы, он сам составляет свой план работы, соотнося его с планом работы педагогов или образовательного учреждения в целом. Подобная самостоятельность, однако, не освобождает психолога от ведения документации и итоговой отчетности перед вышестоящими инстанциями. В подобном случае его задача состоит в поиске необходимой информации, ознакомлении с существующими формами документального учета деятельности и выборе наиболее приемлемых форм для собственной практики.

Таблица 29

Примерный Образец формы составления статистической справки (отчета)

В целом проведено за _________ период

Всего приемов

дети

родители

педагоги

Возрастные группы

Дошкольники

Младшее звено

Среднее звено

Старшее звено

Количество индивидуальных обследований

Первичных

Повторных

Количество индивидуальных консультаций

С детьми

С родителями

С педагогами

Количество групповых консультаций

Количество групповых диагностик

детей

Количество детей на групповой диагностике

Количество взрослых на групповой диагностике

взрослых

Количество индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

С детьми

Со взрослыми

Количество групповых коррекционно-развивающих занятий

Количество посещенных занятий (уроков)

Дошкольники

Младшее звено

Среднее звено

Старшее звено

Участие в консилиуме

Плановое

внеплановое

Проведение семинаров

Для педагогов

Для

родителей

Других специа-листов

Другие виды работ

На основе изучения отчетов о проделанной работе психологов, находящихся в подчинении муниципальной психологической службы, руководитель (или методист) составляет обобщенный аналитический отчет по следующей схеме:

ОБРАЗЕЦ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТЧЕТА