logo
белобрыкина

Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек

  1. Методические указания адресованы к использованию ХТС по игрушке Министерства образования Российской Федерации и комиссиями по игрушке территориальных органов образования.

  2. В Методических указаниях определены психолого-педагогические требования к играм и игрушкам (в дальнейшем — игрушкам) как основа регуляции их производства и торговли ими. Указания содержат требова­ния к игрушкам разного уровня, отдельные инструктивные положения к проведению экспертизы и составлению заключения по ее результатам.

  1. Данные указания могут быть использованы как рекомендации в работе торговых и промышленных организаций в целях соблюдения контроля за качеством игрушек.

  2. К Методическим указаниям прилагается Общесоюзный классификатор «Промышленная и сельскохозяйственная продукция». Раздел «Иг­рушки и украшения елочные» (М.: Издательство стандартов, 1985).

Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек осуществляется группой квалифицированных специалистов-экспертов с целью анализа их свойств и качеств на соответствие психолого-педагогическим требова­ниям двух уровней.

Требования I уровня являются обязательными (исключение составля­ют игрушки, применяемые в психотерапевтической практике) для пред­приятий и торговых организаций. Разрешение на изготовление и продажу всех видов игрушек дается лишь при условии соответствия образцов тре­бованиям I уровня.

Требования II уровня являются желательными. Игрушки, отвечающие требованиям II уровня, получают режим наибольшего благоприятствова­ния на территории Российской Федерации. Это означает, что для пред­приятий, выпускающих такие игрушки, устанавливается система различ­ных налоговых льгот.

Психолого-педагогические требования I уровня призваны защитить ребенка от негативных воздействий, которые оказывают на него определенные виды игрушек. Механизм регуляции качества игрушек посредством требований I уровня основан на принципе «не навреди».

Игрушки, соответствующие требованиям I уровня, не должны:

  1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия.

  1. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый).

  1. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.).

  2. Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.

  3. Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Игрушки, применяемые в психотерапевтической практике.

В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являющиеся средством лечения и профилактики детских нев­розов, в том числе детских страхов, направленные на профилактику сек­суальных насилий, специальное половое воспитание и др.

При направлении такого рода специальных игрушек в экспертную комиссию в обязательном порядке необходимо представить инструкцию по их применению с указанием возрастной адресованности, специалистов, которые их используют, и обоснованием психотерапевтических задач применения.

Специализированные игрушки в психотерапевтических процедурах могут выступать средствами агрессии по отношению к объектам детских страхов, содержать специальные элементы для полового воспитания и защиты от сексуального насилия и т. п.

Объем производства специализированных игрушек должен быть ограничен с учетом запросов специальных служб. Не допускается свободная продажа специализированных игрушек и игрушек ассортимента секс-шопов.

Торговля специализированными игрушками должна ориентироваться целевым образом на соответствующие службы.

Психолого-педагогические требования II уровня призваны осуществлять политику обеспечения развития ценного научного психолого-педа­гогического потенциала.

Требования II уровня состоят в следующем:

  1. Полифункциональность игрушки. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функ­циях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображе­ния, знаковой символической функции мышления и др.

  2. Возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию ее одновременно группой де­тей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия (коллективные постройки, совместные игры и др.).

  3. Дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля, например электрифицированные и электронные игры и игрушки.

  4. Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

Игрушки отвечают требованиям II уровня при условии наличия соответствующих прилагаемых к ним инструкций или методических рекомен­даций, содержащих возрастную адресованность, способы или области их применения.

Заключение по результатам психолого-педагогической экспертизы игрушек должно содержать указание о том, что игрушка отвечает требованиям II уровня. Эта позиция заключения является основанием для созда­ния режима особого благоприятствования в производстве и торговле.

ПРИЛОЖЕНИЕ 29

Перечень методов и методик, рекомендуемых к применению при проведении психологического мониторинга образовательного процесса учреждения образования116

Категория респондентов

Рекомендуемые методы и методики

2-3 года

Наблюдение. Естественный эксперимент. Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А.Стребелевой (диагностический ящик).

6-7 лет

Наблюдение. Естественный эксперимент. WISG (адаптация Ю.А.Панасюка). Тест творческого мышления П.Торранса. Гештальт-тест Бендер. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен). Самооценка (Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн). Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т.А.Нежнова, модификация А.М. Прихожан).

10-11 лет

Наблюдение, естественный эксперимент. Групповой интеллект (тест «ГИТ» в адаптации М.К.Акимовой, Е.М.Борисовой, В.Т.Козловой, Г.П.Логиновой). Определение мотивационной направленности личности (Л.С.Солнцева, Т.В.Галкина). Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модификация методики Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн, выполненная А.М.Прихожан). Тест творческого мышления П.Торранса. Методика диагностики эмоционального отношения к учению (опросник Ч.Д.Спилберга, в модификации А.Д.Андреевой).

14-15 лет

Наблюдение. Естественный эксперимент. ШТУР (М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова и др.). Методика изучения личностной саморегуляции (Q-SORT техника, в модификации Т.В.Снегиревой). Определение мотивационной направленности личности (Л.С.Солнцева, Т.В.Галкина). Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модификация методики Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн, выполненная А.М.Прихожан). Тест творческого мышления П.Торранса.

16-17 лет

Наблюдение. Естественный эксперимент. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра (модификация М.К.Акимовой, Е.М.Борисовой, В.Т.Козловой, Г.П.Логиновой и др.) Методика изучения личностной саморегуляции (Q-SORT техника, в модификации Т.В.Снегиревой). Определение мотивационной направленности личности (Л.С.Солнцева, Т.В.Галкина). Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модификация методики Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн, выполненная А.М.Прихожан). Измерение мотивационной сферы личности (В.Э.Мильман). Тест творческого мышления П.Торранса.

Педагоги

Опросники: «Уровень субъективного контроля личности», «Профессионально-педагогический потенциал учителя» (разработан лабораторией социологических исследований СГУ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 30

Перечень методов и методик, рекомендуемых к применению в диагностико-консультативной работе на каждом возрастном этапе 117

Категория респондентов

Рекомендуемые методы и методики

2-3 года

Наблюдение. Естественный эксперимент. Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А.Стребелевой (диагностический ящик).

4 – 5 лет

Наблюдение. Естественный эксперимент. Свободная игра. Комплекс методик, направленный на выявление умственного развития, ребенка разработанный в лаборатории Л.А.Венгера. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен). Проективные методы: ТAT, «Рисунок семьи» и др. Самооценка и уровень притязаний (Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн, Т.А.Репина, К.Шварцландер)

6-9 лет

Наблюдение. Естественный эксперимент. Свободная игра. WISG (адаптация Ю.А.Панасюка). Тест творческого мышления П.Торранса. ТAT. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен). Самооценка (Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн). «Рисунок семьи». Пиктограмма. Стандартные прогрессивные матрицы Равена. Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т.А.Нежнова, в модификации А.М.Прихожан), методика мотивационных предпочтений («Три желания», «Цветик-трехцветик», «Волшебная палочка» по Л.И.Божович, Й.Шванцара). Уровень притязаний (Т.А.Репина, К.Шварцландер). Опросник диагностики астенизации И.К.Шаца.

9-11 лет

Наблюдение. Естественный эксперимент. Изучение учебной деятельности. Групповой интеллект (тест «ГИТ» в адаптации М.К.Акимовой, Е.М.Борисовой, В.Т.Козловой, Г.П.Логиновой). «Несуществующее животное». Пиктограмма. Самооценка. Тест Рене Жиля. 16-и факторный опросник Р.Кеттела. Методика изучения личностной саморегуляции. Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (методика Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан, тест К.Шварцландера). Методика диагностики эмоционального отношения к учению (опросник Ч.Д.Спилберга в модификации А.Д.Андреевой). Опросник диагностики астенизации И.К.Шаца.

12-13 лет

Наблюдение. Естественный эксперимент. Групповой интеллект (тест «ГИТ»). «Несуществующее животное». 16-ти факторный опросник Р.Кеттела. Пиктограмма. Тест «Рисуночной фрустрации С.Розенцвейга». Методика изучения личностной саморегуляции (Q-SORT техника, в модификации Т.В.Снегиревой). Методика диагностики эмоционального отношения к учению (опросник Ч.Д.Спилберга, в модификации А.Д.Андреевой). Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (методики Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн, С.А.Будасси, К.Шварцландера). Опросник диагностики астенизации И.К.Шаца. Шкала классического социально-ситуативного страха, сомнения (О.Кондаш).

14 лет и старше

Наблюдение. Естественный эксперимент. ШТУР (М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова и др.). Патохарактерологический опросник (ПДО) А.Е.Личко. Тест «Рисуночной фрустрации С. Розенцвейга». Методика изучения личностной саморегуляции (Q-SORT техника, в модификации Т.В.Снегиревой). «Несуществующее животное». Диалогические техники. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауера. Методика диагностики эмоционального отношения к учению (опросник Ч.Д.Спилберга, в модификации А.Д.Андреевой). Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (методики Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн, С.А.Будасси, К.Шварцландера). Шкала классического социально-ситуативного страха, сомнения (О.Кондаш). Методики профориентации.

Педагоги, родители

ТОРО. PARI. Диалогические техники. Проективные и другие методы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 31