Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек
Методические указания адресованы к использованию ХТС по игрушке Министерства образования Российской Федерации и комиссиями по игрушке территориальных органов образования.
В Методических указаниях определены психолого-педагогические требования к играм и игрушкам (в дальнейшем — игрушкам) как основа регуляции их производства и торговли ими. Указания содержат требования к игрушкам разного уровня, отдельные инструктивные положения к проведению экспертизы и составлению заключения по ее результатам.
Данные указания могут быть использованы как рекомендации в работе торговых и промышленных организаций в целях соблюдения контроля за качеством игрушек.
К Методическим указаниям прилагается Общесоюзный классификатор «Промышленная и сельскохозяйственная продукция». Раздел «Игрушки и украшения елочные» (М.: Издательство стандартов, 1985).
Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек осуществляется группой квалифицированных специалистов-экспертов с целью анализа их свойств и качеств на соответствие психолого-педагогическим требованиям двух уровней.
Требования I уровня являются обязательными (исключение составляют игрушки, применяемые в психотерапевтической практике) для предприятий и торговых организаций. Разрешение на изготовление и продажу всех видов игрушек дается лишь при условии соответствия образцов требованиям I уровня.
Требования II уровня являются желательными. Игрушки, отвечающие требованиям II уровня, получают режим наибольшего благоприятствования на территории Российской Федерации. Это означает, что для предприятий, выпускающих такие игрушки, устанавливается система различных налоговых льгот.
Психолого-педагогические требования I уровня призваны защитить ребенка от негативных воздействий, которые оказывают на него определенные виды игрушек. Механизм регуляции качества игрушек посредством требований I уровня основан на принципе «не навреди».
Игрушки, соответствующие требованиям I уровня, не должны:
Провоцировать ребенка на агрессивные действия.
Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый).
Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.).
Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.
Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
Игрушки, применяемые в психотерапевтической практике.
В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являющиеся средством лечения и профилактики детских неврозов, в том числе детских страхов, направленные на профилактику сексуальных насилий, специальное половое воспитание и др.
При направлении такого рода специальных игрушек в экспертную комиссию в обязательном порядке необходимо представить инструкцию по их применению с указанием возрастной адресованности, специалистов, которые их используют, и обоснованием психотерапевтических задач применения.
Специализированные игрушки в психотерапевтических процедурах могут выступать средствами агрессии по отношению к объектам детских страхов, содержать специальные элементы для полового воспитания и защиты от сексуального насилия и т. п.
Объем производства специализированных игрушек должен быть ограничен с учетом запросов специальных служб. Не допускается свободная продажа специализированных игрушек и игрушек ассортимента секс-шопов.
Торговля специализированными игрушками должна ориентироваться целевым образом на соответствующие службы.
Психолого-педагогические требования II уровня призваны осуществлять политику обеспечения развития ценного научного психолого-педагогического потенциала.
Требования II уровня состоят в следующем:
Полифункциональность игрушки. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.
Возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию ее одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия (коллективные постройки, совместные игры и др.).
Дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля, например электрифицированные и электронные игры и игрушки.
Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.
Игрушки отвечают требованиям II уровня при условии наличия соответствующих прилагаемых к ним инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы или области их применения.
Заключение по результатам психолого-педагогической экспертизы игрушек должно содержать указание о том, что игрушка отвечает требованиям II уровня. Эта позиция заключения является основанием для создания режима особого благоприятствования в производстве и торговле.
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
Перечень методов и методик, рекомендуемых к применению при проведении психологического мониторинга образовательного процесса учреждения образования116
Категория респондентов | Рекомендуемые методы и методики |
2-3 года | Наблюдение. Естественный эксперимент. Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А.Стребелевой (диагностический ящик). |
6-7 лет | Наблюдение. Естественный эксперимент. WISG (адаптация Ю.А.Панасюка). Тест творческого мышления П.Торранса. Гештальт-тест Бендер. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен). Самооценка (Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн). Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т.А.Нежнова, модификация А.М. Прихожан). |
10-11 лет | Наблюдение, естественный эксперимент. Групповой интеллект (тест «ГИТ» в адаптации М.К.Акимовой, Е.М.Борисовой, В.Т.Козловой, Г.П.Логиновой). Определение мотивационной направленности личности (Л.С.Солнцева, Т.В.Галкина). Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модификация методики Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн, выполненная А.М.Прихожан). Тест творческого мышления П.Торранса. Методика диагностики эмоционального отношения к учению (опросник Ч.Д.Спилберга, в модификации А.Д.Андреевой). |
14-15 лет
| Наблюдение. Естественный эксперимент. ШТУР (М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова и др.). Методика изучения личностной саморегуляции (Q-SORT техника, в модификации Т.В.Снегиревой). Определение мотивационной направленности личности (Л.С.Солнцева, Т.В.Галкина). Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модификация методики Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн, выполненная А.М.Прихожан). Тест творческого мышления П.Торранса. |
16-17 лет | Наблюдение. Естественный эксперимент. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра (модификация М.К.Акимовой, Е.М.Борисовой, В.Т.Козловой, Г.П.Логиновой и др.) Методика изучения личностной саморегуляции (Q-SORT техника, в модификации Т.В.Снегиревой). Определение мотивационной направленности личности (Л.С.Солнцева, Т.В.Галкина). Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модификация методики Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн, выполненная А.М.Прихожан). Измерение мотивационной сферы личности (В.Э.Мильман). Тест творческого мышления П.Торранса. |
Педагоги | Опросники: «Уровень субъективного контроля личности», «Профессионально-педагогический потенциал учителя» (разработан лабораторией социологических исследований СГУ) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
Перечень методов и методик, рекомендуемых к применению в диагностико-консультативной работе на каждом возрастном этапе 117
Категория респондентов | Рекомендуемые методы и методики |
2-3 года | Наблюдение. Естественный эксперимент. Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А.Стребелевой (диагностический ящик). |
4 – 5 лет | Наблюдение. Естественный эксперимент. Свободная игра. Комплекс методик, направленный на выявление умственного развития, ребенка разработанный в лаборатории Л.А.Венгера. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен). Проективные методы: ТAT, «Рисунок семьи» и др. Самооценка и уровень притязаний (Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн, Т.А.Репина, К.Шварцландер) |
6-9 лет | Наблюдение. Естественный эксперимент. Свободная игра. WISG (адаптация Ю.А.Панасюка). Тест творческого мышления П.Торранса. ТAT. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен). Самооценка (Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн). «Рисунок семьи». Пиктограмма. Стандартные прогрессивные матрицы Равена. Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т.А.Нежнова, в модификации А.М.Прихожан), методика мотивационных предпочтений («Три желания», «Цветик-трехцветик», «Волшебная палочка» по Л.И.Божович, Й.Шванцара). Уровень притязаний (Т.А.Репина, К.Шварцландер). Опросник диагностики астенизации И.К.Шаца. |
9-11 лет | Наблюдение. Естественный эксперимент. Изучение учебной деятельности. Групповой интеллект (тест «ГИТ» в адаптации М.К.Акимовой, Е.М.Борисовой, В.Т.Козловой, Г.П.Логиновой). «Несуществующее животное». Пиктограмма. Самооценка. Тест Рене Жиля. 16-и факторный опросник Р.Кеттела. Методика изучения личностной саморегуляции. Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (методика Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан, тест К.Шварцландера). Методика диагностики эмоционального отношения к учению (опросник Ч.Д.Спилберга в модификации А.Д.Андреевой). Опросник диагностики астенизации И.К.Шаца. |
12-13 лет | Наблюдение. Естественный эксперимент. Групповой интеллект (тест «ГИТ»). «Несуществующее животное». 16-ти факторный опросник Р.Кеттела. Пиктограмма. Тест «Рисуночной фрустрации С.Розенцвейга». Методика изучения личностной саморегуляции (Q-SORT техника, в модификации Т.В.Снегиревой). Методика диагностики эмоционального отношения к учению (опросник Ч.Д.Спилберга, в модификации А.Д.Андреевой). Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (методики Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн, С.А.Будасси, К.Шварцландера). Опросник диагностики астенизации И.К.Шаца. Шкала классического социально-ситуативного страха, сомнения (О.Кондаш). |
14 лет и старше | Наблюдение. Естественный эксперимент. ШТУР (М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова и др.). Патохарактерологический опросник (ПДО) А.Е.Личко. Тест «Рисуночной фрустрации С. Розенцвейга». Методика изучения личностной саморегуляции (Q-SORT техника, в модификации Т.В.Снегиревой). «Несуществующее животное». Диалогические техники. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауера. Методика диагностики эмоционального отношения к учению (опросник Ч.Д.Спилберга, в модификации А.Д.Андреевой). Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (методики Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн, С.А.Будасси, К.Шварцландера). Шкала классического социально-ситуативного страха, сомнения (О.Кондаш). Методики профориентации. |
Педагоги, родители | ТОРО. PARI. Диалогические техники. Проективные и другие методы. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
- Теория и практика психологической службы в образовании
- 031000 (050706.65) «Педагогика и психология»
- Предисловие
- Рабочая программа учебной дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Содержание программы учебной дисциплины
- I. История детской практической психологии.
- II. Законодательно-правовые и нормативные акты регулирования деятельности практического психолога в сфере образования.
- III. Организация психологической службы в образовательном учреждении.
- IV. Направления и виды деятельности психолога образования.
- Тематический план учебной дисциплины
- 4. Теоретические занятия.
- 5. Практические занятия.
- Темы семинарских занятий.
- 6. Самостоятельная работа.
- Перечень примерных тем для самостоятельной работы студентов.
- 7. Формы контроля.
- Примерное содержание, вариативность заданий текущего контроля и критерии оценки:
- Примерная тематика вопросов для оценки остаточных знаний по учебной дисциплине
- 8. Материально–техническое обеспечение учебной дисциплины
- 9. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- По окончании изучения дисциплины студенты должны:
- 10. Основная литература.
- 11. Дополнительная литература.
- Раздел 1.
- Краткий экскурс в историю становления службы практической психологии образования
- Раздел 2.
- Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
- Раздел 3.
- Организация деятельности психолога в образовательном учреждении
- 3.1. Материально-техническое обеспечение психологической службы учреждения образования
- 3.2. Рабочая документация психолога образования
- Выписка
- Результаты психологической работы
- 2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
- 3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
- 4. Тематика индивидуальной работы с детьми.
- Перспективный план профессиональной деятельности педагога - психолога
- Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы
- 2. Учетно-регистрационные документы:
- 3. Справочно-информационные документы:
- Раздел 4.
- Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- 4.1. Комплексные виды деятельности в работе психолога образования
- 4.2. Базовые виды психологической деятельности и специфика их использования в учреждении образования
- 4.3. Психологическое обеспечение педагогического процесса.
- Раздел 1. Введение.
- Раздел 2. Адаптация
- Раздел 3. Текущее обслуживание
- Раздел 5.
- Оценка профессиональной деятельности психолога образования
- Глоссарий
- Приложение
- II. Цели и задачи Службы
- III. Организация деятельности Службы
- IV. Основные направления деятельности Службы
- V. Обеспечение деятельности Службы
- Проект рабочей КонцепциИ психологической службы образования
- Актуальные проблемы образования и задачи школьной психологической службы
- Основные положения
- Кодекс психолога в образовании
- Направления работы психолога в образовании
- Модели работы психолога в образовании
- Договор о работе психолога в образовательном учреждении
- Цели школьной психологической службы
- Организация приема детей в школу и комплектование ученических классов
- Налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей
- Изучение процесса личностного развития учащихся
- Оценка воспитанности учащихся
- Работа школьного психолога с учителями
- Работа школьного психолога с администрацией школы и классными руководителями (воспитателями)
- Шесть проблем и одна тема47
- Противоречия практической психологии образования
- Перспективы практической психологии образования
- О педологических извращениях в современном образовании81
- Сместим акценты
- Необходимая консультация
- Конкретные примеры
- Профильное обучение и диагностика
- В школе должно быть комфортно
- Общероссийской общественной организации «Федерация Психологов Образования России»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2. Цели, задачи, права и обязанности Федерации.
- 2.1. Основные цели Федерации:
- 2.2. Задачи Федерации:
- Права и обязанности Федерации.
- 2.4. Федерация в соответствии с действующим законодательством обязана:
- Глава 3. Организационная структура. Региональные и местные отделения Федерации.
- Глава 4. Члены Федерации, их права и обязанности. Члены Федерации.
- Права и обязанности члена Федерации.
- Прием, выход и исключение из членов Федерации.
- Глава 5. Структура центральных органов Федерации Съезд Федерации
- Президиум Федерации.
- Президент Федерации (Руководитель Президиума).
- Исполнительный Директор Федерации
- Ревизионная Комиссия Федерации.
- Глава 6. Структура региональных отделений Федерации Общее Собрание Регионального Отделения
- Правление Регионального Отделения.
- Ревизионная Комиссия Регионального Отделения.
- Глава 7. Структура Местных отделений Федерации Общее Собрание Местного Отделения
- Правление Местного Отделения.
- Председатель Правления (отделения) Местного Отделения.
- Ревизионная комиссия Местного Отделения.
- Глава 8. Собственность и источники формирования имущества Федерации. Собственность Федерации.
- Источники формирования имущества Федерации.
- Субъекты права собственности Федерации.
- Глава 9. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав Федерации.
- Глава 10. Реорганизация и ликвидация Федерации. Реорганизация и ликвидация Федерации.
- К разделу 2. Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практических психологов образования
- Этический кодекс Педагога-психолога службы практической психологии образования россии
- Основные этические принципы деятельности психолога
- 1. Принцип конфиденциальности
- 2. Принцип компетентности
- 3. Принцип ответственности
- 4. Принцип этической и юридической правомочности
- 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- 6. Принцип благополучия клиента
- 7. Принцип профессиондльной кооперации
- 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Этические принципы и правила работы практического психолога образования82
- Выписка
- Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации
- Педагог- психолог
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Выписка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации»
- Глава I. Общие положения.
- Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации
- Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка
- Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона
- О защите прав детей в Новосибирской области
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Защита прав и охраняемых законом интересов детей в основных сферах жизнедеятельности
- Глава 3. Организационные основы защиты прав детей в новосибирской области
- Глава 4. Заключительные положения
- Примерная схема психологического анализа личности школьника
- Примерная схема психологической характеристики класса или группы
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива
- Примерная схема изучения классного коллектива и составления его психолого-социально-педагогической характеристики
- Центры психолого-педагогической и медико- социальной помощи детям г.Новосибирска
- К РазделУ 4. Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- Образец преставления стендовой консультации
- Прислушаемся к советам своих детей
- О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования
- Введение
- 1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
- 2. Требования к разработчикам тестов
- 3. Требования к психологу-пользователю
- 4. Требования к специалистам-непсихологам
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации Методическое письмо Министерства образования рф от 24.04.95 №46/19-15
- 1. Общие положения
- 2. Виды программ
- 3. Общие требования к программам
- 4. Требования к сочетанию программ
- 5. Региональные требования к программам
- 6. Экспертиза программ дошкольного образования
- О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях Методическое письмо Министерства образования рф от 17.05.95
- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек
- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек
- Методическое содержание основных диагностических минимумов
- Изучение оценочной стратегии воспитателя
- Показатели общения педагога с детьми
- Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
- Наблюдение за поведением ребенка в ситуации специально организованной игровой деятельности
- Карта наблюдения Стотта
- Карта наблюдения
- Содержание симптомокомплексов
- Социометрическая матрица
- Обработка и интерпретация результатов
- Изучение психологического климата в классе
- Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
- Психологическая оценка содержания урока
- Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке
- Организация учителем обратной связи
- Воспитательное воздействие личности на уроке
- Результаты урока
- Примерная Схема наблюдения на уроке
- II. Степень владения педагогом предметом и средством обучения
- III. Техника объяснений и подачи материала.
- IV. Организация учебного взаимодействия:
- V. Поддержание творческой атмосферы на уроке.
- VI. Поддерживание дисциплины в классе:
- К разделу 5. Оценка профессиональной деятельности психолога
- Психолог – действующее лицо или декорация?136
- Отбирали, отбираем и будем отбирать!139
- Мы говорим «диагностика», подразумеваем «отбор»
- Сама садик я садила, сама буду поливать...
- Кому это нужно?
- Столичный опыт
- С ног на голову140
- Отклонение от стандарта
- Значит, это кому-то нужно
- У кого больше прав
- О бедном отличнике
- Прогноз без уверенности
- Чтобы костюмчик сидел
- Школьная селекция: пробы и ошибки141
- Знания по крупицам
- За и против
- «Нормальные» и «ненормальные»
- Курьезные случаи
- Колебания маятника
- Виды профессиональной компетентности
- Акмеограмма практического психолога
- Краткий перечень российских периодических изданий
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
- Вестник тгпу (Серия «Педагогика», Спецвыпуск «Психология»)
- Вопросы психологии
- Воспитательная работа в школе
- Гуманизация образования
- Мир психологии
- Прикладная психология и психоанализ
- Философия образования
- 82Вестник образования. – 1995, № 7.