logo
белобрыкина

Сместим акценты

Ни для кого не является секретом, что число желающих поступить в ту или иную школу прямо пропорционально качеству образования, которое она в состоянии дать своим ученикам. Именно поэтому в ряде школ на имеющиеся 50–60 мест записываются до 150 детей. Педагогам и психологам ничего не остается делать, как отбирать детей, которые, по их мнению, лучше справятся с программой обучения. Тут, конечно, возможен и иной подход, например, принимать только тех детей, которые живут в относящемся к школе районе. В этом случае будет иметь место непсихологическое решение психологической проблемы отбора детей. В то же время существует немало школ, в которых задача отбора детей не стоит. Нуждаются ли в этом случае будущие первоклассники во внимании со стороны психолога? Может быть, мой утвердительный ответ удивит кого-то из читателей. Тем не менее, наблюдение за ходом привыкания вчерашних дошкольников к условиям школьной жизни убедительно свидетельствует о полезности такой процедуры. Многих проблем, с которыми сталкиваются первоклассники и их родители в первые месяцы пребывания в школе, можно избежать.

Таким образом, целесообразно проводить собеседование при поступлении детей в школу. Однако оно принесет пользу только в том случае, если будет проведено грамотно. Думаю, что настало время перенести акцент с обсуждения вопроса о допустимости или недопустимости тестирования на содержательный анализ самой процедуры. Отрицая необходимость проведения собеседования, мы рискуем вместе с водой выплеснуть и ребенка. Напомню, что такой опыт в нашей стране уже есть. Хорошо известное постановление 1936 года на долгие годы запретило психодиагностику, тесты и т.п., что явилось не решением проблемы, а лишь ее временным закрытием.