logo
белобрыкина

Актуальные проблемы образования и задачи школьной психологической службы

За десятилетие, прошедшее с момента создания психологической службы и опубликования первого «Положения о психологической службе в системе народного образования» (1989), значительно изменились как социальное положение населения России, так и сама система образования.

В современном образовании значительно возросла вариативность типов учебных заведений, появились многочисленные авторские школы, предлагающие собственные программы обучения и развития. Усилилась тенденция к поляризации учебных заведений, что приводит, в частности, к «вымыванию» сильных педагогов из обычных школ в школы элитные. Среднестатистическая школа при этом значительно проигрывает. Вместе с тем на волне процесса «деидеологизации» образования из школ ушло привычное прежде воспитание. Сегодняшняя школа фактически не ставит перед собой социальных целей. Наконец, привычной уже особенностью современного образования является наличие в школе психолога.

Жизнь все настойчивей ставит перед школой задачу создания условий для проявления учеником личной инициативы, осознанного поиска и выбора в ситуациях неопределенности, осознания собственной позиции относительно разнообразных социально значимых проблем и вопросов, освоения культуры коммуникации, договорных отношений, разрешения конфликтных ситуаций ненасильственными способами. Все это становится не менее ценным, чем усвоение учащимися определенной суммы информации.

В подобном образовательном процессе психолог перестает быть инструментом, только помогающим ребенку освоить школьную программу, а педагогу – внедрить ее в сознание ребенка. В первую очередь он должен вместе с педагогом помочь ребенку определить свой путь развития и средства его осуществления.

Отметим, что в последнее время в практике учебных заведений разработаны различные по задачам и содержанию деятельности модели психологических служб. Некоторые из них не ограничиваются задачами помощи детям и педагогам в усвоении – передаче учебной программы, но берут на себя задачу стать идеологами процесса воспитания в школе.

Традиционно любая система образования ставит цели образовательные и социальные. Образовательная цель – это получение учащимися необходимых навыков и знаний для получения профессии, совершения карьеры, достижения успеха в жизни. В конечном счете, эта цель образования ведет к созданию условий, в которых может сформироваться квалифицированный работник, профессионал в определенной области. Социальная цель образования – это помощь ребенку в преодолении его психологических трудностей, обусловленных как внутриобразовательными, так и иными причинами (возрастными, социальными, природными). Социальная цель предполагает адекватное определение своих возможностей, исходя из способностей и склонностей, интересов, состояния здоровья, социального и экономического положения семьи. Социальная цель предполагает также воспитание в ребенке поддержки, солидарности, взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе без агрессивности. В конечном счете, социальная цель образования ведет к созданию условий, в которых может сформироваться человек, ориентированный на добро и активное социальное взаимодействие, человек, способный жить в сегодняшней России с ее межнациональными конфликтами и социальной напряженностью.

Нужно со всей ответственностью заявить, что сегодня школе пора вновь осознать важность социальных целей, забыть об образовательных целях не даст жизнь в лице родителей и общества.

Очевидно, что психологическая служба не может и не должна заменить собой согласованную воспитательную работу педагогического коллектива учебного заведения. Однако жизнь показывает, что специалист, который знает закономерности развития личности детей и подростков, имеет представление о том, как растут самоуважение и ответственность, как формируется культура достоинства, в каких условиях возникают сплоченность и позитивный потенциал детских групп, - такой специалист может стать идеологом работы школы по достижению социальных целей образования. Этим специалистом в образовании сегодня является психолог.

Актуальные задачи, поставленные перед психологами современной социальной ситуацией, определили следующие основные положения.