logo
белобрыкина

Содержание симптомокомплексов

Выявляемые особенности (они собраны в КС – внешних проявлений, образцов поведения), называемые симптомокомплексами следующие:

1. НД = «недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям».

Любые достижения стоят ребенку огромных усилий. Выражена чрезмерная чувствительность, ранимость. Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 - менее явные симптомы; от 12 до 17 - симптомы явного нарушения.СК НД положительно коррелирует с сензетивностью по ПДО Личко.

2. О = «ослабленность» (депрессия, астения).

Речь идет не о клинических и даже не о субклинических формах слабости состояния, а о проявлениях апатии, пониженного настроения, своего рода «нейрофизической истощаемости». Этот СК свидетельствует о дефиците энергетических ресурсов организма ребенка, а следовательно, о возможности проявления его активности. В более легкой форме (симптомы 1-6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения: спады энергии чередуются с проявлением энергетичности и активности. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9-20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдрома «О» обычно сопутствуют выраженные синдромы «ВВ» и «ТВ» (4 и 5), особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения. В тех случаях, когда пунктам «О» соответствуют «ВВ» и «ТВ», это отмечается с левой стороны страницы. Однако, это ни в коем случае не относится к остальным пунктам.

3. У = «уход в себя».

Избегание контактов с людьми, самоустранение. Реакция защиты по отношению к любым контактам с людьми, не принимает проявляемую другими симпатию, неприятие проявляемого к нему чувства любви.

4. ТВ = «тревога за принятие взрослыми и интерес с их стороны».

Беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. СК «ТВ» выражает тревожные надежды , стремления, попытки ученика к установлению и сохранению хороших отношений со взрослыми. Симптомы 1-6 — ребенок старается убедиться, принимают ли его взрослые. Симптомы 7-10 — обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослых. Симптомы 11-16 — проявляет большое беспокойство о том, принимают ли его взрослые.

5. НВ = «неприятие взрослых, враждебность по отношению к ним».

Проявляется в различных формах неприятия взрослых: от избегания учителя, подозрительности, до неконтролируемой враждебности. Симптомы 1-4 - ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5-9 - относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10-17 - открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18-24 - полная, неуправляемая, привычная враждебность.

6. ТД = «тревога за принятие детьми, по отношению к ним».

Беспокойство и неуверенность в том, нравится ли он другим детям, и проявляют ли они к нему интерес. Иногда может принимать форму открытой враждебности. СК «ТД» выражает те же тенденции, что и СК «ТВ», то в отношении сверстников. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.

7. А = «асоциальность».

Недостаток социальной нормативности. Однако, под этим термином понимаются не проявления антисоциального поведения, хотя при сильной выраженности (82% и более) такое может иметь место. Слабая выраженность СК «А» (14% и менее) может быть и в случае, если нравственные отношения учеников выше, чем предъявляемые ему школой моральные требования (что конечно не обязательно, но встречается). СК «А» связан с неуверенностью в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1-5 — отсутствие старания понравиться взрослым, безразличность и незаинтересованность в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 — у более старших детей эти симптомы могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-16 — отсутствие моральной «щепетильности» в мелочах. 16 - считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.

8. КД = «конфликтность с детьми».

Враждебное отношение к другим детям — от ревнивого соперничества до открытой враждебности. Слабая выраженность СК «НВ» и «КД» может указывать на то, что ребенок хочет установить или сохранить хорошие отношения с детьми, но выбирает неверные, ошибочные способы. Это может быть сигналом о начавшемся переходе «от любви к ненависти»: когда проявление плохого еще чередуется с проявлениями хорошего.

9.Н = «неусидчивость, неугомонность».

Нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Неприспособленность и избегание долговременных усилий.

10. ЭН = «эмоциональная незрелость (напряжение)».

Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению (стрессам). Проявление инфантильности в речи, тревожности в поведении, склонности к слезам. Симптомы 1 – 5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости, 6 – 7 – о серьезных сторонах, 8 – 10 – говорят о прогулах и непунктуальности.

11. НС = «невротические симптомы».

Включают признаки невроза, преимущественно неврозо-навязчивых состояний: частое моргание, обгрызывание ногтей, сосание пальцев и т.д., отчасти невроза страхов: «слова из него не вытянешь», говорит беспорядочно.

12. С = «среда».

По ряду внешних признаков сигнализирует о том, что ребенок растет в неблагополучной среде, прежде всего семейный круг.

13. УР = «умственное развитие».

Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего впечатления, производимого уровнем умственного развития ребенка.

14. СР = «сексуальное развитие».

Фиксирует общую оценку, даваемую взрослым (учителем) темпам и направленности полового развития.

15. Б = «болезнь».

Содержит внешние признаки, по которым можно определить заболевание ребенка, но, которые, конечно, не позволяют поставить точный диагноз.

16. Ф = «физическое развитие».

Обращает внимание на ненормальности телосложения, слабое зрение и слух.

К группе СК, связанной с конституцией нервной системы относятся – «О», «Н», «ЭН», «НС», а также отчасти «НД» и «У».

Группа СК: «С», «УР», «СР», а так же отчасти «Б» и «Ф», имеет важное значение для понимания личности учащегося. Однако необходимо учитывать, что в силу различных причин в «КН» эти симптомокомплексы недостаточно информативны. Чтобы интерпретация числовой выраженности была адекватна, необходимо:

  1. Анализировать не только итоговую выраженность СК, но и отмеченные образцы поведения.

  2. Привлечь дополнительные данные об ученике, которые нужно получить от учителя в беседе или из составленной учителем характеристики.

Таблица 1.

Форма заполнения карты наблюдений

Образцы поведения

Симптомокомлексы

1

НД

2

О

3

У

4

ТВ

5

НВ

6

ТД

7

А

8

КД

9

Н

10

ЭН

11

НС

12

С

13

УР

14

СР

15

Б

16

Ф

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Образец варианта бланка для заполнения КН

Примечание:в схеме буквами обозначены симптомокомплексы, цифрами – образцы поведения. Цифры справа, отделенные жирной чертой, указывают на более тяжелые нарушения и свидетельствуют о неприспособленности ребенка.

Таблица 2

Ключ для перевода в баллы

Образцы поведения

Симптомокомлексы

1

НД

2

О

3

У

4

ТВ

5

НВ

6

ТД

7

А

8

КД

9

Н

10

ЭН

11

НС

12

С

13

УР

14

СР

15

Б

16

Ф

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

2

1

2

1

7

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

2

1

2

1

8

1

2

2

2

1

1

1

2

1

2

1

9

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

10

1

1

2

2

1

1

1

2

1

1

1

11

1

2

2

1

2

2

2

1

2

1

12

2

2

2

2

2

2

2

2

1

13

2

2

2

1

2

2

2

2

14

2

2

2

2

2

2

2

15

2

2

1

2

2

2

16

2

2

2

2

17

2

2

2

18

2

2

2

19

2

2

20

2

21

2

22

2

23

2

24

2

Таблица 3

Перевод сырых баллов в проценты

баллы

Симптомокомлексы

1

НД

2

О

3

У

4

ТВ

5

НВ

6

ТД

7

А

8

КД

9

Н

10

ЭН

11

НС

12

С

13

УР

14

СР

15

Б

16

Ф

1

4

3

5

5

3

5

5

7

8

6

9

14

11

25

6

17

2

9

6

11

10

5

10

9

13

17

12

18

29

22

50

12

33

3

13

10

16

14

8

14

14

20

25

18

27

43

33

75

19

50

4

17

13

21

19

11

19

18

27

33

24

36

57

44

100

25

67

5

22

16

26

24

13

24

23

33

42

29

45

71

56

31

83

6

26

19

32

29

16

29

27

40

50

35

55

86

67

37

100

7

30

23

37

33

18

33

32

47

58

41

64

100

78

44

8

35

26

42

38

21

38

36

54

67

47

73

89

50

9

39

29

47

43

24

45

41

60

75

53

82

100

56

10

43

32

53

48

26

48

45

67

83

59

91

62

11

48

35

58

52

29

52

50

73

92

65

100

69

12

52

39

63

57

32

57

55

80

100

71

75

13

57

42

68

62

34

62

59

87

76

81

14

61

45

74

67

37

67

64

93

82

87

15

65

48

79

71

40

71

68

100

88

94

16

70

52

84

76

42

76

73

94

100

17

74

55

89

81

45

81

77

100

18

78

58

95

86

47

86

82

19

83

61

100

90

50

90

86

20

87

65

95

53

95

90

21

91

68

100

55

100

95

22

96

71

58

100

23

100

74

61

24

77

63

25

81

66

26

84

68

27

87

71

28

90

74

29

94

76

30

97

79

31

100

82

32

85

33

87

34

89

35

92

36

95

37

97

38

100

ПРИЛОЖЕНИЕ 41

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА124

Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Социометрия получила распространение в зарубежной психологии после появления в 1934 году книги американского психолога Дж.Морено «Кто выживает?». Предложенные Дж.Морено экспериментальные, социометрические методы и его социологические установки приобрели большую популярность на Западе и легли в основу одного из модных течений социологии — микросоциологии.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

При социометрическом исследовании ученического коллектива его участникам предлагается выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии, хотели бы вместе жить и работать (например, отдыхать в одном лагере, быть в одном отряде и т.д.). Количество производимых выборов может быть ограниченным, скажем тремя или пятью, или неограниченным.

Школьникам предлагается ответить на четыре вопроса:

1. Кого из ваших товарищей вы хотели бы видеть в составе вновь организуемого коллектива?

2. Кого из ваших товарищей вы не хотели бы видеть во вновь организованном коллективе?

3. Кто из товарищей, по вашему мнению, вас не выберет?

4. Кто из товарищей, по вашему мнению, вас выберет? Суждение — социометрический критерий, определяющий область (сферу деятельности или общения), к которым должны относиться производимые выборы.

Перед началом социометрического обследования члены коллектива получают специальную инструкцию. Полученные ответы обрабатывают и представляют в виде социограмм — специальных рисунков, которые наглядно показывают систему сложившихся в коллективе личных взаимоотношений.

Социограммы бывают двух видов: групповые и индивидуальные. Групповые социограммы представляют в целом картину личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, а индивидуальные — только систему отношений одного ученика с остальными. Групповые социограммы, в свою очередь, имеют два варианта: масштабную социограмму и социограмму-мишень. Социограмма-мишень представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному числу выборов, полученных кем-либо из учеников в данном классе. При помощи социограммы-мишени можно судить не только о том, кто и какое место занимает в коллективе, но и о том, какие взаимоотношения в ученическом коллективе сложились между ребятами.

Для более детального анализа положения отдельных учеников в системе личных отношений, например в классе, обращаются к индивидуальным социограммам. Они отражают положение выбранного по каким-либо признаком ученика в совокупности всех его личных отношений