Содержание симптомокомплексов
Выявляемые особенности (они собраны в КС – внешних проявлений, образцов поведения), называемые симптомокомплексами следующие:
1. НД = «недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям».
Любые достижения стоят ребенку огромных усилий. Выражена чрезмерная чувствительность, ранимость. Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 - менее явные симптомы; от 12 до 17 - симптомы явного нарушения.СК НД положительно коррелирует с сензетивностью по ПДО Личко.
2. О = «ослабленность» (депрессия, астения).
Речь идет не о клинических и даже не о субклинических формах слабости состояния, а о проявлениях апатии, пониженного настроения, своего рода «нейрофизической истощаемости». Этот СК свидетельствует о дефиците энергетических ресурсов организма ребенка, а следовательно, о возможности проявления его активности. В более легкой форме (симптомы 1-6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения: спады энергии чередуются с проявлением энергетичности и активности. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9-20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдрома «О» обычно сопутствуют выраженные синдромы «ВВ» и «ТВ» (4 и 5), особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения. В тех случаях, когда пунктам «О» соответствуют «ВВ» и «ТВ», это отмечается с левой стороны страницы. Однако, это ни в коем случае не относится к остальным пунктам.
3. У = «уход в себя».
Избегание контактов с людьми, самоустранение. Реакция защиты по отношению к любым контактам с людьми, не принимает проявляемую другими симпатию, неприятие проявляемого к нему чувства любви.
4. ТВ = «тревога за принятие взрослыми и интерес с их стороны».
Беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. СК «ТВ» выражает тревожные надежды , стремления, попытки ученика к установлению и сохранению хороших отношений со взрослыми. Симптомы 1-6 — ребенок старается убедиться, принимают ли его взрослые. Симптомы 7-10 — обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослых. Симптомы 11-16 — проявляет большое беспокойство о том, принимают ли его взрослые.
5. НВ = «неприятие взрослых, враждебность по отношению к ним».
Проявляется в различных формах неприятия взрослых: от избегания учителя, подозрительности, до неконтролируемой враждебности. Симптомы 1-4 - ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5-9 - относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10-17 - открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18-24 - полная, неуправляемая, привычная враждебность.
6. ТД = «тревога за принятие детьми, по отношению к ним».
Беспокойство и неуверенность в том, нравится ли он другим детям, и проявляют ли они к нему интерес. Иногда может принимать форму открытой враждебности. СК «ТД» выражает те же тенденции, что и СК «ТВ», то в отношении сверстников. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.
7. А = «асоциальность».
Недостаток социальной нормативности. Однако, под этим термином понимаются не проявления антисоциального поведения, хотя при сильной выраженности (82% и более) такое может иметь место. Слабая выраженность СК «А» (14% и менее) может быть и в случае, если нравственные отношения учеников выше, чем предъявляемые ему школой моральные требования (что конечно не обязательно, но встречается). СК «А» связан с неуверенностью в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1-5 — отсутствие старания понравиться взрослым, безразличность и незаинтересованность в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 — у более старших детей эти симптомы могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-16 — отсутствие моральной «щепетильности» в мелочах. 16 - считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.
8. КД = «конфликтность с детьми».
Враждебное отношение к другим детям — от ревнивого соперничества до открытой враждебности. Слабая выраженность СК «НВ» и «КД» может указывать на то, что ребенок хочет установить или сохранить хорошие отношения с детьми, но выбирает неверные, ошибочные способы. Это может быть сигналом о начавшемся переходе «от любви к ненависти»: когда проявление плохого еще чередуется с проявлениями хорошего.
9.Н = «неусидчивость, неугомонность».
Нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Неприспособленность и избегание долговременных усилий.
10. ЭН = «эмоциональная незрелость (напряжение)».
Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению (стрессам). Проявление инфантильности в речи, тревожности в поведении, склонности к слезам. Симптомы 1 – 5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости, 6 – 7 – о серьезных сторонах, 8 – 10 – говорят о прогулах и непунктуальности.
11. НС = «невротические симптомы».
Включают признаки невроза, преимущественно неврозо-навязчивых состояний: частое моргание, обгрызывание ногтей, сосание пальцев и т.д., отчасти невроза страхов: «слова из него не вытянешь», говорит беспорядочно.
12. С = «среда».
По ряду внешних признаков сигнализирует о том, что ребенок растет в неблагополучной среде, прежде всего семейный круг.
13. УР = «умственное развитие».
Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего впечатления, производимого уровнем умственного развития ребенка.
14. СР = «сексуальное развитие».
Фиксирует общую оценку, даваемую взрослым (учителем) темпам и направленности полового развития.
15. Б = «болезнь».
Содержит внешние признаки, по которым можно определить заболевание ребенка, но, которые, конечно, не позволяют поставить точный диагноз.
16. Ф = «физическое развитие».
Обращает внимание на ненормальности телосложения, слабое зрение и слух.
К группе СК, связанной с конституцией нервной системы относятся – «О», «Н», «ЭН», «НС», а также отчасти «НД» и «У».
Группа СК: «С», «УР», «СР», а так же отчасти «Б» и «Ф», имеет важное значение для понимания личности учащегося. Однако необходимо учитывать, что в силу различных причин в «КН» эти симптомокомплексы недостаточно информативны. Чтобы интерпретация числовой выраженности была адекватна, необходимо:
Анализировать не только итоговую выраженность СК, но и отмеченные образцы поведения.
Привлечь дополнительные данные об ученике, которые нужно получить от учителя в беседе или из составленной учителем характеристики.
Таблица 1.
Форма заполнения карты наблюдений
Образцы поведения | Симптомокомлексы | |||||||||||||||
1 НД | 2 О | 3 У | 4 ТВ | 5 НВ | 6 ТД | 7 А | 8 КД | 9 Н | 10 ЭН | 11 НС | 12 С | 13 УР | 14 СР | 15 Б | 16 Ф | |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образец варианта бланка для заполнения КН
Примечание:в схеме буквами обозначены симптомокомплексы, цифрами – образцы поведения. Цифры справа, отделенные жирной чертой, указывают на более тяжелые нарушения и свидетельствуют о неприспособленности ребенка.
Таблица 2
Ключ для перевода в баллы
Образцы поведения | Симптомокомлексы | |||||||||||||||
1 НД | 2 О | 3 У | 4 ТВ | 5 НВ | 6 ТД | 7 А | 8 КД | 9 Н | 10 ЭН | 11 НС | 12 С | 13 УР | 14 СР | 15 Б | 16 Ф | |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 |
5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
| 1 | 1 |
6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
| 1 |
|
7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
| 1 |
|
8 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
|
|
|
| 1 |
|
9 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
|
|
|
| 1 |
|
10 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
|
|
|
| 1 |
|
11 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
| 1 | 2 |
|
|
|
| 1 |
|
12 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
|
| 2 |
|
|
|
| 1 |
|
13 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
14 | 2 | 2 |
| 2 | 2 | 2 | 2 |
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
15 | 2 | 2 |
| 1 | 2 | 2 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 | 2 | 2 |
| 2 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 | 2 | 2 |
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 | 2 | 2 |
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
| 2 |
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3
Перевод сырых баллов в проценты
баллы | Симптомокомлексы | |||||||||||||||
1 НД | 2 О | 3 У | 4 ТВ | 5 НВ | 6 ТД | 7 А | 8 КД | 9 Н | 10 ЭН | 11 НС | 12 С | 13 УР | 14 СР | 15 Б | 16 Ф | |
1 | 4 | 3 | 5 | 5 | 3 | 5 | 5 | 7 | 8 | 6 | 9 | 14 | 11 | 25 | 6 | 17 |
2 | 9 | 6 | 11 | 10 | 5 | 10 | 9 | 13 | 17 | 12 | 18 | 29 | 22 | 50 | 12 | 33 |
3 | 13 | 10 | 16 | 14 | 8 | 14 | 14 | 20 | 25 | 18 | 27 | 43 | 33 | 75 | 19 | 50 |
4 | 17 | 13 | 21 | 19 | 11 | 19 | 18 | 27 | 33 | 24 | 36 | 57 | 44 | 100 | 25 | 67 |
5 | 22 | 16 | 26 | 24 | 13 | 24 | 23 | 33 | 42 | 29 | 45 | 71 | 56 |
| 31 | 83 |
6 | 26 | 19 | 32 | 29 | 16 | 29 | 27 | 40 | 50 | 35 | 55 | 86 | 67 |
| 37 | 100 |
7 | 30 | 23 | 37 | 33 | 18 | 33 | 32 | 47 | 58 | 41 | 64 | 100 | 78 |
| 44 |
|
8 | 35 | 26 | 42 | 38 | 21 | 38 | 36 | 54 | 67 | 47 | 73 |
| 89 |
| 50 |
|
9 | 39 | 29 | 47 | 43 | 24 | 45 | 41 | 60 | 75 | 53 | 82 |
| 100 |
| 56 |
|
10 | 43 | 32 | 53 | 48 | 26 | 48 | 45 | 67 | 83 | 59 | 91 |
|
|
| 62 |
|
11 | 48 | 35 | 58 | 52 | 29 | 52 | 50 | 73 | 92 | 65 | 100 |
|
|
| 69 |
|
12 | 52 | 39 | 63 | 57 | 32 | 57 | 55 | 80 | 100 | 71 |
|
|
|
| 75 |
|
13 | 57 | 42 | 68 | 62 | 34 | 62 | 59 | 87 |
| 76 |
|
|
|
| 81 |
|
14 | 61 | 45 | 74 | 67 | 37 | 67 | 64 | 93 |
| 82 |
|
|
|
| 87 |
|
15 | 65 | 48 | 79 | 71 | 40 | 71 | 68 | 100 |
| 88 |
|
|
|
| 94 |
|
16 | 70 | 52 | 84 | 76 | 42 | 76 | 73 |
|
| 94 |
|
|
|
| 100 |
|
17 | 74 | 55 | 89 | 81 | 45 | 81 | 77 |
|
| 100 |
|
|
|
|
|
|
18 | 78 | 58 | 95 | 86 | 47 | 86 | 82 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 | 83 | 61 | 100 | 90 | 50 | 90 | 86 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 | 87 | 65 |
| 95 | 53 | 95 | 90 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 | 91 | 68 |
| 100 | 55 | 100 | 95 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 | 96 | 71 |
|
| 58 |
| 100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 | 100 | 74 |
|
| 61 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
| 77 |
|
| 63 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
| 81 |
|
| 66 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
| 84 |
|
| 68 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27 |
| 87 |
|
| 71 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
| 90 |
|
| 74 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29 |
| 94 |
|
| 76 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
| 97 |
|
| 79 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
| 100 |
|
| 82 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
|
|
|
| 85 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33 |
|
|
|
| 87 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34 |
|
|
|
| 89 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35 |
|
|
|
| 92 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36 |
|
|
|
| 95 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
37 |
|
|
|
| 97 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
38 |
|
|
|
| 100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА124
Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Социометрия получила распространение в зарубежной психологии после появления в 1934 году книги американского психолога Дж.Морено «Кто выживает?». Предложенные Дж.Морено экспериментальные, социометрические методы и его социологические установки приобрели большую популярность на Западе и легли в основу одного из модных течений социологии — микросоциологии.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
При социометрическом исследовании ученического коллектива его участникам предлагается выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии, хотели бы вместе жить и работать (например, отдыхать в одном лагере, быть в одном отряде и т.д.). Количество производимых выборов может быть ограниченным, скажем тремя или пятью, или неограниченным.
Школьникам предлагается ответить на четыре вопроса:
1. Кого из ваших товарищей вы хотели бы видеть в составе вновь организуемого коллектива?
2. Кого из ваших товарищей вы не хотели бы видеть во вновь организованном коллективе?
3. Кто из товарищей, по вашему мнению, вас не выберет?
4. Кто из товарищей, по вашему мнению, вас выберет? Суждение — социометрический критерий, определяющий область (сферу деятельности или общения), к которым должны относиться производимые выборы.
Перед началом социометрического обследования члены коллектива получают специальную инструкцию. Полученные ответы обрабатывают и представляют в виде социограмм — специальных рисунков, которые наглядно показывают систему сложившихся в коллективе личных взаимоотношений.
Социограммы бывают двух видов: групповые и индивидуальные. Групповые социограммы представляют в целом картину личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, а индивидуальные — только систему отношений одного ученика с остальными. Групповые социограммы, в свою очередь, имеют два варианта: масштабную социограмму и социограмму-мишень. Социограмма-мишень представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному числу выборов, полученных кем-либо из учеников в данном классе. При помощи социограммы-мишени можно судить не только о том, кто и какое место занимает в коллективе, но и о том, какие взаимоотношения в ученическом коллективе сложились между ребятами.
Для более детального анализа положения отдельных учеников в системе личных отношений, например в классе, обращаются к индивидуальным социограммам. Они отражают положение выбранного по каким-либо признаком ученика в совокупности всех его личных отношений
- Теория и практика психологической службы в образовании
- 031000 (050706.65) «Педагогика и психология»
- Предисловие
- Рабочая программа учебной дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Содержание программы учебной дисциплины
- I. История детской практической психологии.
- II. Законодательно-правовые и нормативные акты регулирования деятельности практического психолога в сфере образования.
- III. Организация психологической службы в образовательном учреждении.
- IV. Направления и виды деятельности психолога образования.
- Тематический план учебной дисциплины
- 4. Теоретические занятия.
- 5. Практические занятия.
- Темы семинарских занятий.
- 6. Самостоятельная работа.
- Перечень примерных тем для самостоятельной работы студентов.
- 7. Формы контроля.
- Примерное содержание, вариативность заданий текущего контроля и критерии оценки:
- Примерная тематика вопросов для оценки остаточных знаний по учебной дисциплине
- 8. Материально–техническое обеспечение учебной дисциплины
- 9. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- По окончании изучения дисциплины студенты должны:
- 10. Основная литература.
- 11. Дополнительная литература.
- Раздел 1.
- Краткий экскурс в историю становления службы практической психологии образования
- Раздел 2.
- Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
- Раздел 3.
- Организация деятельности психолога в образовательном учреждении
- 3.1. Материально-техническое обеспечение психологической службы учреждения образования
- 3.2. Рабочая документация психолога образования
- Выписка
- Результаты психологической работы
- 2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
- 3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
- 4. Тематика индивидуальной работы с детьми.
- Перспективный план профессиональной деятельности педагога - психолога
- Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы
- 2. Учетно-регистрационные документы:
- 3. Справочно-информационные документы:
- Раздел 4.
- Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- 4.1. Комплексные виды деятельности в работе психолога образования
- 4.2. Базовые виды психологической деятельности и специфика их использования в учреждении образования
- 4.3. Психологическое обеспечение педагогического процесса.
- Раздел 1. Введение.
- Раздел 2. Адаптация
- Раздел 3. Текущее обслуживание
- Раздел 5.
- Оценка профессиональной деятельности психолога образования
- Глоссарий
- Приложение
- II. Цели и задачи Службы
- III. Организация деятельности Службы
- IV. Основные направления деятельности Службы
- V. Обеспечение деятельности Службы
- Проект рабочей КонцепциИ психологической службы образования
- Актуальные проблемы образования и задачи школьной психологической службы
- Основные положения
- Кодекс психолога в образовании
- Направления работы психолога в образовании
- Модели работы психолога в образовании
- Договор о работе психолога в образовательном учреждении
- Цели школьной психологической службы
- Организация приема детей в школу и комплектование ученических классов
- Налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей
- Изучение процесса личностного развития учащихся
- Оценка воспитанности учащихся
- Работа школьного психолога с учителями
- Работа школьного психолога с администрацией школы и классными руководителями (воспитателями)
- Шесть проблем и одна тема47
- Противоречия практической психологии образования
- Перспективы практической психологии образования
- О педологических извращениях в современном образовании81
- Сместим акценты
- Необходимая консультация
- Конкретные примеры
- Профильное обучение и диагностика
- В школе должно быть комфортно
- Общероссийской общественной организации «Федерация Психологов Образования России»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2. Цели, задачи, права и обязанности Федерации.
- 2.1. Основные цели Федерации:
- 2.2. Задачи Федерации:
- Права и обязанности Федерации.
- 2.4. Федерация в соответствии с действующим законодательством обязана:
- Глава 3. Организационная структура. Региональные и местные отделения Федерации.
- Глава 4. Члены Федерации, их права и обязанности. Члены Федерации.
- Права и обязанности члена Федерации.
- Прием, выход и исключение из членов Федерации.
- Глава 5. Структура центральных органов Федерации Съезд Федерации
- Президиум Федерации.
- Президент Федерации (Руководитель Президиума).
- Исполнительный Директор Федерации
- Ревизионная Комиссия Федерации.
- Глава 6. Структура региональных отделений Федерации Общее Собрание Регионального Отделения
- Правление Регионального Отделения.
- Ревизионная Комиссия Регионального Отделения.
- Глава 7. Структура Местных отделений Федерации Общее Собрание Местного Отделения
- Правление Местного Отделения.
- Председатель Правления (отделения) Местного Отделения.
- Ревизионная комиссия Местного Отделения.
- Глава 8. Собственность и источники формирования имущества Федерации. Собственность Федерации.
- Источники формирования имущества Федерации.
- Субъекты права собственности Федерации.
- Глава 9. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав Федерации.
- Глава 10. Реорганизация и ликвидация Федерации. Реорганизация и ликвидация Федерации.
- К разделу 2. Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практических психологов образования
- Этический кодекс Педагога-психолога службы практической психологии образования россии
- Основные этические принципы деятельности психолога
- 1. Принцип конфиденциальности
- 2. Принцип компетентности
- 3. Принцип ответственности
- 4. Принцип этической и юридической правомочности
- 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- 6. Принцип благополучия клиента
- 7. Принцип профессиондльной кооперации
- 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Этические принципы и правила работы практического психолога образования82
- Выписка
- Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации
- Педагог- психолог
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Выписка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации»
- Глава I. Общие положения.
- Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации
- Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка
- Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона
- О защите прав детей в Новосибирской области
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Защита прав и охраняемых законом интересов детей в основных сферах жизнедеятельности
- Глава 3. Организационные основы защиты прав детей в новосибирской области
- Глава 4. Заключительные положения
- Примерная схема психологического анализа личности школьника
- Примерная схема психологической характеристики класса или группы
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива
- Примерная схема изучения классного коллектива и составления его психолого-социально-педагогической характеристики
- Центры психолого-педагогической и медико- социальной помощи детям г.Новосибирска
- К РазделУ 4. Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- Образец преставления стендовой консультации
- Прислушаемся к советам своих детей
- О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования
- Введение
- 1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
- 2. Требования к разработчикам тестов
- 3. Требования к психологу-пользователю
- 4. Требования к специалистам-непсихологам
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации Методическое письмо Министерства образования рф от 24.04.95 №46/19-15
- 1. Общие положения
- 2. Виды программ
- 3. Общие требования к программам
- 4. Требования к сочетанию программ
- 5. Региональные требования к программам
- 6. Экспертиза программ дошкольного образования
- О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях Методическое письмо Министерства образования рф от 17.05.95
- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек
- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек
- Методическое содержание основных диагностических минимумов
- Изучение оценочной стратегии воспитателя
- Показатели общения педагога с детьми
- Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
- Наблюдение за поведением ребенка в ситуации специально организованной игровой деятельности
- Карта наблюдения Стотта
- Карта наблюдения
- Содержание симптомокомплексов
- Социометрическая матрица
- Обработка и интерпретация результатов
- Изучение психологического климата в классе
- Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
- Психологическая оценка содержания урока
- Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке
- Организация учителем обратной связи
- Воспитательное воздействие личности на уроке
- Результаты урока
- Примерная Схема наблюдения на уроке
- II. Степень владения педагогом предметом и средством обучения
- III. Техника объяснений и подачи материала.
- IV. Организация учебного взаимодействия:
- V. Поддержание творческой атмосферы на уроке.
- VI. Поддерживание дисциплины в классе:
- К разделу 5. Оценка профессиональной деятельности психолога
- Психолог – действующее лицо или декорация?136
- Отбирали, отбираем и будем отбирать!139
- Мы говорим «диагностика», подразумеваем «отбор»
- Сама садик я садила, сама буду поливать...
- Кому это нужно?
- Столичный опыт
- С ног на голову140
- Отклонение от стандарта
- Значит, это кому-то нужно
- У кого больше прав
- О бедном отличнике
- Прогноз без уверенности
- Чтобы костюмчик сидел
- Школьная селекция: пробы и ошибки141
- Знания по крупицам
- За и против
- «Нормальные» и «ненормальные»
- Курьезные случаи
- Колебания маятника
- Виды профессиональной компетентности
- Акмеограмма практического психолога
- Краткий перечень российских периодических изданий
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
- Вестник тгпу (Серия «Педагогика», Спецвыпуск «Психология»)
- Вопросы психологии
- Воспитательная работа в школе
- Гуманизация образования
- Мир психологии
- Прикладная психология и психоанализ
- Философия образования
- 82Вестник образования. – 1995, № 7.