logo
белобрыкина

Знания по крупицам

На протяжении веков большинство педагогов сходились во мнении, что одни дети более способны к учению, чем другие, а есть и такие, которые в силу ограниченности ума и вовсе к учению не способны. Обучать первых было легко и приятно, вторых — труднее, но тоже возможно. От третьих по возможности старались избавляться, если только решением проблемы не выступал родительский кошелек или титул, — принцу, будь он хоть трижды тупица, образование было обеспечено. Не будем, однако, забывать, что на протяжении почти всей многовековой истории человечества образование исчерпывалось усвоением весьма ограниченного круга знаний и умений. Еще не так давно достаточно образованным считался человек, владеющий грамотой и элементарными навыками счета. Прочие же знания могли у него быть в рамках современного курса вспомогательной школы «Ознакомление с окружающим миром».

В средневековой Европе науками владели единицы и даже просто грамотные составляли ничтожное меньшинство населения. Так что освоить «базовый курс» было по силам любому, кто не страдал тяжелой умственной отсталостью. В силу этого проблема школьного отбора долгие годы просто не ставилась. Актуальной она стала лишь тогда, когда научные знания, в отличие от прежнего неспешного накопления по крупицам, стали прирастать лавинообразно и соответственно стали углубляться и расширяться программы обучения.

Другой причиной, диктовавшей необходимость отбора, стало введение всеобщего образования (сперва — начального) для удовлетворения насущных нужд интенсивно развивавшегося индустриального общества. Впервые о проблеме отбора всерьез заговорили в середине XIX века, а вплотную к ее решению подошли на рубеже XIX—XX веков. Судя по тому, что острые дискуссии на эту тему не стихают по сей день, проблема и сегодня далеко не исчерпана.