Примерное содержание, вариативность заданий текущего контроля и критерии оценки:
Вариант 1.
Обозначьте основную цель и задачи деятельности педагога-психолога в системе образования.
Раскройте понятие «циклограмма работы психолога». Представьте компоненты циклограммы.
Перечислите и охарактеризуйте основные группы рабочей документации психолога образования.
Вариант 2.
Перечислите направления психопрофилактической деятельности психолога образования.
Раскройте понятие «норма развития». На какие нормы развития ориентируется психолог образовательного учреждения.
Продолжите предложения:
– психологический запрос – это…
– профессиональная позиция педагога-психолога – это…
– деонтология – это…
Вариант 3.
Что является предметом и составляет основное содержание диагностической деятельности психолога образования.
Выберите правильное утверждение:
Психологическое просвещение – это
а) служба психологической помощи и консультирования;
б) повышение психологической культуры субъектов образовательного пространства и родителей;
в) название книжного издательства.
Продолжите предложения:
– перспективное планирование – это…
– стендовая консультация – это…
– психолого-педагогический консилиум – это…
Вариант 4.
Охарактеризуйте критерии и показатели эффективности деятельности специалиста в системе психологической службы.
Выберите правильное утверждение:
Нормативная документация – это…
а) особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности
б) тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования.
в) документ, в котором отражена совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте
Продолжите предложения:
– психологическая экспертиза в образовании предполагает …
– комплексный подход к диагностике детей – это…
– психологическое обеспечение педагогического процесса – это...
Вариант 5.
Дифференцируйте понятия «психологическая помощь», «психологическая поддержка», «психологическое сопровождение».
Выберите правильное утверждение:
План работы – это…
а) развернутая «картина» психологических мероприятий с определением коррекционной стратегии и тактики.
б) документ, определяющий цели и задачи (стратегию) профессиональной деятельности практического психолога учреждения образования на определенный период
в) совокупность временных норм, регламентирующих выполнение различных видов психологической деятельности.
Продолжите предложения:
– психологический диагноз – это…
– инструментализация деятельности психолога образования – это…
– дифференциальное планирование – это…
Вариант 6.
Сформулируйте значение нормативно-правовых и законодательных актов в деятельности педагога-психолога.
Соотнесите тип планирования с содержанием:
Перспективный план – ….
Дифференцированный план – …..
а) конкретизированный по видам профессиональной деятельности объем работы практического психолога в условиях учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется, как правило, на срок, не менее месяца
б) документ, в котором отражены основные этапы программы деятельности специалиста, ориентированной на длительную (год и более) реализацию.
Вычеркните лишнее:
Основными направлениями работы психолога в учреждении образования являются – психологическая коррекция, психологическая динамика, психологическое просвещение, пиктография, психологическое консультирование, психодиагностика.
Вариант 7.
Раскройте понятие «функциональная зона». Перечислите основные функциональные зоны психологического кабинета.
К основным законодательно-правовым актам, регламентирующим деятельность психолога образования, относятся (вычеркните лишнее):
а) Конституция РФ;
б) Жилищный кодекс РФ;
в) Закон «Об образовании РФ»;
г) Закон «О защите прав потребителей»;
д) «Семейный кодекс РФ»;
е) Закон «О милиции»;
ж) Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3) Продолжите ряд: основными направлениями работы психолога в учреждении образования являются – психологическая коррекция, психологическое консультирование, психологическое сопровождение….
Вариант 8.
Раскройте понятие «нормативная документация». Перечислите основные нормативные документы, регулирующие деятельность практического психолога образования.
Какая документация из нижеприведенного списка является «закрытой» для третьих лиц (без особого распоряжения).
а) Индивидуальные карты психологического обследования.
б) Журнал регистрации индивидуальных консультаций.
в) План работы психолога.
г) Тексты тестов, ключи.
д) Распорядительно-нормативные документы.
е) Материалы тестовых обследований, протоколы наблюдений, бесед.
Продолжите предложения:
– к основным характеристикам психического развития в младшем школьном возрасте относят…
– психологическое просвещение – это …
– психологический мониторинг образовательного процесса учреждения образования – это…
Срезовая контрольная работа оценивается по 4 бальной шкале. Основным критерием оценки выступает адекватное владение студентом семантикой научных понятий (содержательно-смысловое соответствие раскрываемых понятий).
Анализ остаточных знаний по учебной дисциплине осуществляется в форме тестового контроля. Тестовые задания предлагаются в вариативной форме и оцениваются по 4 бальной шкале.
- Теория и практика психологической службы в образовании
- 031000 (050706.65) «Педагогика и психология»
- Предисловие
- Рабочая программа учебной дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Содержание программы учебной дисциплины
- I. История детской практической психологии.
- II. Законодательно-правовые и нормативные акты регулирования деятельности практического психолога в сфере образования.
- III. Организация психологической службы в образовательном учреждении.
- IV. Направления и виды деятельности психолога образования.
- Тематический план учебной дисциплины
- 4. Теоретические занятия.
- 5. Практические занятия.
- Темы семинарских занятий.
- 6. Самостоятельная работа.
- Перечень примерных тем для самостоятельной работы студентов.
- 7. Формы контроля.
- Примерное содержание, вариативность заданий текущего контроля и критерии оценки:
- Примерная тематика вопросов для оценки остаточных знаний по учебной дисциплине
- 8. Материально–техническое обеспечение учебной дисциплины
- 9. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- По окончании изучения дисциплины студенты должны:
- 10. Основная литература.
- 11. Дополнительная литература.
- Раздел 1.
- Краткий экскурс в историю становления службы практической психологии образования
- Раздел 2.
- Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
- Раздел 3.
- Организация деятельности психолога в образовательном учреждении
- 3.1. Материально-техническое обеспечение психологической службы учреждения образования
- 3.2. Рабочая документация психолога образования
- Выписка
- Результаты психологической работы
- 2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
- 3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
- 4. Тематика индивидуальной работы с детьми.
- Перспективный план профессиональной деятельности педагога - психолога
- Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы
- 2. Учетно-регистрационные документы:
- 3. Справочно-информационные документы:
- Раздел 4.
- Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- 4.1. Комплексные виды деятельности в работе психолога образования
- 4.2. Базовые виды психологической деятельности и специфика их использования в учреждении образования
- 4.3. Психологическое обеспечение педагогического процесса.
- Раздел 1. Введение.
- Раздел 2. Адаптация
- Раздел 3. Текущее обслуживание
- Раздел 5.
- Оценка профессиональной деятельности психолога образования
- Глоссарий
- Приложение
- II. Цели и задачи Службы
- III. Организация деятельности Службы
- IV. Основные направления деятельности Службы
- V. Обеспечение деятельности Службы
- Проект рабочей КонцепциИ психологической службы образования
- Актуальные проблемы образования и задачи школьной психологической службы
- Основные положения
- Кодекс психолога в образовании
- Направления работы психолога в образовании
- Модели работы психолога в образовании
- Договор о работе психолога в образовательном учреждении
- Цели школьной психологической службы
- Организация приема детей в школу и комплектование ученических классов
- Налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей
- Изучение процесса личностного развития учащихся
- Оценка воспитанности учащихся
- Работа школьного психолога с учителями
- Работа школьного психолога с администрацией школы и классными руководителями (воспитателями)
- Шесть проблем и одна тема47
- Противоречия практической психологии образования
- Перспективы практической психологии образования
- О педологических извращениях в современном образовании81
- Сместим акценты
- Необходимая консультация
- Конкретные примеры
- Профильное обучение и диагностика
- В школе должно быть комфортно
- Общероссийской общественной организации «Федерация Психологов Образования России»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2. Цели, задачи, права и обязанности Федерации.
- 2.1. Основные цели Федерации:
- 2.2. Задачи Федерации:
- Права и обязанности Федерации.
- 2.4. Федерация в соответствии с действующим законодательством обязана:
- Глава 3. Организационная структура. Региональные и местные отделения Федерации.
- Глава 4. Члены Федерации, их права и обязанности. Члены Федерации.
- Права и обязанности члена Федерации.
- Прием, выход и исключение из членов Федерации.
- Глава 5. Структура центральных органов Федерации Съезд Федерации
- Президиум Федерации.
- Президент Федерации (Руководитель Президиума).
- Исполнительный Директор Федерации
- Ревизионная Комиссия Федерации.
- Глава 6. Структура региональных отделений Федерации Общее Собрание Регионального Отделения
- Правление Регионального Отделения.
- Ревизионная Комиссия Регионального Отделения.
- Глава 7. Структура Местных отделений Федерации Общее Собрание Местного Отделения
- Правление Местного Отделения.
- Председатель Правления (отделения) Местного Отделения.
- Ревизионная комиссия Местного Отделения.
- Глава 8. Собственность и источники формирования имущества Федерации. Собственность Федерации.
- Источники формирования имущества Федерации.
- Субъекты права собственности Федерации.
- Глава 9. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав Федерации.
- Глава 10. Реорганизация и ликвидация Федерации. Реорганизация и ликвидация Федерации.
- К разделу 2. Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практических психологов образования
- Этический кодекс Педагога-психолога службы практической психологии образования россии
- Основные этические принципы деятельности психолога
- 1. Принцип конфиденциальности
- 2. Принцип компетентности
- 3. Принцип ответственности
- 4. Принцип этической и юридической правомочности
- 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- 6. Принцип благополучия клиента
- 7. Принцип профессиондльной кооперации
- 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Этические принципы и правила работы практического психолога образования82
- Выписка
- Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации
- Педагог- психолог
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Выписка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации»
- Глава I. Общие положения.
- Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации
- Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка
- Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона
- О защите прав детей в Новосибирской области
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Защита прав и охраняемых законом интересов детей в основных сферах жизнедеятельности
- Глава 3. Организационные основы защиты прав детей в новосибирской области
- Глава 4. Заключительные положения
- Примерная схема психологического анализа личности школьника
- Примерная схема психологической характеристики класса или группы
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива
- Примерная схема изучения классного коллектива и составления его психолого-социально-педагогической характеристики
- Центры психолого-педагогической и медико- социальной помощи детям г.Новосибирска
- К РазделУ 4. Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- Образец преставления стендовой консультации
- Прислушаемся к советам своих детей
- О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования
- Введение
- 1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
- 2. Требования к разработчикам тестов
- 3. Требования к психологу-пользователю
- 4. Требования к специалистам-непсихологам
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации Методическое письмо Министерства образования рф от 24.04.95 №46/19-15
- 1. Общие положения
- 2. Виды программ
- 3. Общие требования к программам
- 4. Требования к сочетанию программ
- 5. Региональные требования к программам
- 6. Экспертиза программ дошкольного образования
- О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях Методическое письмо Министерства образования рф от 17.05.95
- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек
- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек
- Методическое содержание основных диагностических минимумов
- Изучение оценочной стратегии воспитателя
- Показатели общения педагога с детьми
- Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
- Наблюдение за поведением ребенка в ситуации специально организованной игровой деятельности
- Карта наблюдения Стотта
- Карта наблюдения
- Содержание симптомокомплексов
- Социометрическая матрица
- Обработка и интерпретация результатов
- Изучение психологического климата в классе
- Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
- Психологическая оценка содержания урока
- Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке
- Организация учителем обратной связи
- Воспитательное воздействие личности на уроке
- Результаты урока
- Примерная Схема наблюдения на уроке
- II. Степень владения педагогом предметом и средством обучения
- III. Техника объяснений и подачи материала.
- IV. Организация учебного взаимодействия:
- V. Поддержание творческой атмосферы на уроке.
- VI. Поддерживание дисциплины в классе:
- К разделу 5. Оценка профессиональной деятельности психолога
- Психолог – действующее лицо или декорация?136
- Отбирали, отбираем и будем отбирать!139
- Мы говорим «диагностика», подразумеваем «отбор»
- Сама садик я садила, сама буду поливать...
- Кому это нужно?
- Столичный опыт
- С ног на голову140
- Отклонение от стандарта
- Значит, это кому-то нужно
- У кого больше прав
- О бедном отличнике
- Прогноз без уверенности
- Чтобы костюмчик сидел
- Школьная селекция: пробы и ошибки141
- Знания по крупицам
- За и против
- «Нормальные» и «ненормальные»
- Курьезные случаи
- Колебания маятника
- Виды профессиональной компетентности
- Акмеограмма практического психолога
- Краткий перечень российских периодических изданий
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
- Вестник тгпу (Серия «Педагогика», Спецвыпуск «Психология»)
- Вопросы психологии
- Воспитательная работа в школе
- Гуманизация образования
- Мир психологии
- Прикладная психология и психоанализ
- Философия образования
- 82Вестник образования. – 1995, № 7.