Шесть проблем и одна тема47
М.Сартан
….Наблюдается странная ситуация.
С одной стороны, нет сомнений, что психологическая служба как особый институт в системе образования состоялась. Она живет, растет и развивается, будучи востребованной всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, учителями и управленцами. С другой стороны, в воздухе все время носится какая-то неудовлетворенность, какое-то смутное чувство недовольства. Причем недовольства друг другом. Учителя по-прежнему не очень-то понимают, с чем можно (а с чем иногда даже нужно) обращаться к психологу. Директора никак не могут заставить психологов проводить сплошную диагностику всех и вся. У психологов никак не получается от этой диагностики отбиться. А высоколобые академики РАО грустят о старых добрых временах, когда психологи были штучным товаром, и заодно с пеной у рта спорят, что является задачей психологической службы: охрана психологического здоровья или создание социальной ситуации развития. Стало общим местом сетовать на недостаточность и противоречивость нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность службы вообще и педагога-психолога в частности. Я сам отдал дань этой тенденции в заметке на первой странице. Но ведь кроме организационно-правовых трудностей есть и серьезные проблемы в содержательном наполнении деятельности психологической службы. И их тоже надо решать.
Первая проблема – отсутствие согласия в определении предназначения психологической службы. Если на сакраментальный вопрос «зачем психолог в школе?» существует множество различных ответов, то это означает, что ответа нет вовсе. Вот беглый обзор вариантов. Привожу в полном беспорядке, поскольку сказать, какой первый, а какой последний, совершенно невозможно. Обеспечение психологического здоровья и психологического комфорта ребенка и всех участников образовательного процесса — вариации на тему подхода Ирины Владимировны Дубровиной и возглавляемой ею лаборатории.
Мониторинг образовательного процесса с целью обеспечения грамотных управленческих решений – распространенный взгляд управленцев, во всей своей полноте реализованный в Самарской области. Помощь ребенку в принятии ответственных решений при выборе собственного жизненного пути – идеология психологического сопровождения.
Содействие образовательному учреждению в создании социальной ситуации развития – официальная формулировка из Положения о службе практической психологии образования. Пока не встречал человека, который бы ее понимал и ею руководствовался.
Комплексная помощь различных специалистов в профилактике и преодолении трудностей – питерская модель сопровождения. Защита интересов ребенка, его уникальности и индивидуальности – воплощение тезиса Александра Григорьевича Асмолова о психологе как специалисте по неодинаковости.
Возврат в школу воспитательного процесса – ностальгический реликт, озвучиваемый самыми разными специалистами от Льва Моисеевича Фридмана до Вячеслава Андреевича Иванникова. Прошу прощения у всех, чьи взгляды остались неупомянутыми, но думаю, что и перечисленного вполне достаточно.
Вторая проблема – психологическую службу все время выталкивают из профилактики в коррекцию. Мне уже приходилось писать, что работа пожарных заключается не только в том, чтобы пожары тушить, но и в том, чтобы их не допустить. Но для этого нужно как минимум привлекать пожарных на этапе проектирования и строительства. Когда речь идет о строительстве зданий, это давно стало обязательным. А почему бы и при конструировании и строительстве образовательной среды не привлечь тех, на кого потом свалят разборку завалов и уничтожение очагов возгорания?
Подозреваю, что знаю грустный ответ: а потому, что это гораздо сложнее. Одно дело строить дом как бог на душу положит, и совсем другое – согласовывать каждый шаг с противоречивыми требованиями специалистов. Особенно когда кажется, что самый лучший специалист в данной области – ты сам.
Боюсь, что именно такова позиция районного, областного и федерального начальства. Ну чего с психологами советоваться заранее, когда мы сами с усами? А ежели проблемы все-таки возникнут, тогда мы их и позовем.
Вот вам и коррекция вместо профилактики, и тушение пожаров вместо конструирования среды.
Третья проблема – психологическую службу все время нацеливают на работу с так называемыми трудными детьми, ограничивая возможности в работе с детьми, у которых трудностей нет (пока?). Эта проблема очень похожа на предыдущую, только здесь в качестве аналога я бы привел не пожарных, а врачей. Они ведь давно поняли, что лучшее лечение – отсутствие потребности в лечении. А к ним по-прежнему идут за таблетками только тогда, когда уже воспалилось, опухло или заперло.
Врачи уподобляют человека крепости, которая успешно противостоит натиску врага (болезни) до тех пор, пока у нее достаточно высокие и крепкие стены. Если враг проник на территорию, то, значит, стена оказалась или недостаточно высокой, или недостаточно прочной. Можно латать бреши таблетками и уколами, а можно вести здоровый образ жизни, как ни заезжено это словосочетание, то есть наращивать защитные стены до болезни, а не после нее.
Психологические проблемы, как и болезни, не результат лишь враждебного внешнего воздействия, а скорее плоды нарушенного взаимодействия человека со средой. Поэтому психолог, как и врач, гораздо полезнее до возникновения осложнений.
Видите? Далеко от предыдущей проблемы не ушли.
Да и вообще – четвертая проблема – психологу гораздо больше приходится работать с детьми, чем с учителями и управленцами. Этот путь давно признан тупиковым, потому что требует одного психолога на десять-двадцать детей, а не на тысячу, да и решать проблемы нужно там, где они создаются. Но сегодня ни учителя, ни управленцы не готовы стать проводниками психологических идей и строить свою деятельность на психологических основах.
Ни детская психология, в которой мы по-прежнему впереди планеты всей, ни педагогическая, где давно наработаны общепризнанные решения, остаются в школе почти невостребованными. А принципы педагогической антропологии и гуманистической психологии, призванные обеспечить право каждого ребенка на индивидуальный маршрут и личностный подход, в лучшем случае остаются на бумаге. В худшем же... нет, не будем о грустном.
Короче, в массе своей учителя отторгают психологию, предпочитая действовать по старинке. Что опять превращает психологическую службу в обоз для раненых. Правда, тоже похоже на проблему профилактики и коррекции?
Пятая проблема – подмена целей и смыслов организационными методами. Сплошь и рядом на вопрос «зачем» вам дадут ответ «как», что превращает средство в цель.
Характерный пример – Питер, где идея сопровождения мучительно пытается перерасти рамки «комплексного взаимодействия различных специалистов» и стать именно идеологией, осознающей не только свои цели, но и свою миссию. …Эта проблема характерна для всех уровней и звеньев психологической службы.
Шестая проблема – налаживание межпрофессонального взаимодействия. Канули в Лету те времена, когда в школе кроме учителей и администрации работали только нянечки. А к профессионалу и обращаться надо с профессиональным запросом. К сожалению, никто не учил и не учит самих учителей, как и к кому с такими запросами обращаться. Особенную остроту проблеме придает массовый приход в образовательное пространство специалистов самого разного профиля – от дефектологов до медиков. И если мы хотим, чтобы психологическая служба действительно превратилась в институт интегральной помощи ребенку, то озаботиться налаживанием межпрофессионального взаимодействия нужно уже сейчас. Точнее, нужно было уже давно, но ладно – хотя бы сейчас.
И, наконец, есть еще одна тема, неожиданно ставшая модной и расхожей. Почему-то психологи вдруг решили, что введение психологии как школьного предмета поможет решить задачу повышения психологической грамотности населения.
Надеюсь, меня никто не заподозрит в недостаточном патриотизме по отношению к психологии. Так вот, несмотря на этот патриотизм, идея обязательного школьного предмета «психология» меня пугает. А логика просто смешит. Можно подумать, что наше население, поголовно обученное в школе химии и физике, стало химически и физически грамотным! И зачем обязательный перевод этикеток и вывесок на русский, если все учили английский в течение семи (!) лет? Да что там английский! Одиннадцать лет изучения родного русского не сделали грамотными даже дикторов, что уж об основной массе населения говорить. На этом фоне надеяться на повышение психологической грамотности путем введения школьного предмета просто наивно. Особенно если пойти проторенным путем и превратить преподавание психологии в знакомство с абстрактной системой понятий, слабо связанных друг с другом абстрактными же взаимосвязями. Думаете, преувеличиваю опасность? А вы загляните в уже имеющиеся учебники.
Так что если и преподавать психологию, то только на добровольной основе и только в соответствии с возрастными запросами. Иначе результат будет вполне предсказуем, но совсем не тот, что надо. Ведь лучший способ воспитания атеистов – это обязательное преподавание Закона Божьего.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПАРАДОКСЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ48
М.А.Степанова
Известные слова Г.Эббингауза о том, что «психология имеет длительное прошлое, но краткую историю», обычно относят к фундаментальной психологии. Однако такая же характеристика может быть дана и практической психологии, которая едва ли моложе теоретической. Люди издавна помогали друг другу пережить горе и радость, обучались грамоте и счету, используя при этом интуитивно найденные психологические приемы, наконец, просто старались понять друг друга. Как самостоятельная научная дисциплина практическая психология сложилась сравнительно недавно. Ученым еще предстоит ответить на вопрос, какое событие может быть условно принято за отправную точку практической психологии.49
Сегодня мы можем уверенно утверждать, что в нашей стране практическая психология состоялась. В то же время возникновение и становление всего нового никогда не проходит гладко, и, наряду с той реальной пользой, которую приносят психологи, имеет место неудовлетворенность современным состоянием практической психологии. В.П.Зинченко даже отказывается от термина «практическая психология» в пользу «психологии обыденной жизни» по той причине, что «ее практичность слишком часто весьма сомнительна».50
О состоянии практической психологии можно судить по тем откликам, которые раздаются в ее адрес. К сожалению, слова признательности и благодарности едва различимы на фоне гула недовольных голосов.
В последнее время СМИ также не обходят стороной этот вопрос. В частности, недавно в газете «Известия» была опубликована статья «Психическая атака» с подзаголовком «Неграмотный психолог способен довести клиента до самоубийства».51 Ее автор Н.Барановская обращает внимание на следующее: услуги психологов и психотерапевтов в России не контролирует ни общество, ни государство. Трудно спорить с фактами. В статье приводятся данные о стоимости услуг психологов, к которым относится... колдовской обряд. Это явным образом свидетельствует о неготовности общества к пользованию психологическими услугами, о потрясающей неграмотности обывателя, путающего психологию не только с психиатрией, но и с откровенным шарлатанством, скрывающимся под маской колдовского обряда и приворота.
Критика в адрес психологов-практиков справедлива, но не хочется уподобляться Иванам, не помнящим родства, и занять позицию этакого независимого стороннего наблюдателя. Это было бы вдвойне нечестно, так как, во-первых, сама оказалась вовлеченной в сферу практической психологии, а, во-вторых, мне посчастливилось встретить на своем профессиональном пути немало грамотных практиков, способных не только оказать помощь, но и поделиться мастерством.
Профессиональный инфантилизм и бессилие — не вина, а беда практических психологов. Важно разобраться в сложившемся положении вещей и увидеть не только слабые, но и сильные стороны современной практической психологии. Речь пойдет о практической психологии образования. Автор надеется привлечь внимание психологов, занятых в практической психологии, к обсуждению вопросов, актуальных для теории и практики современного образования. Исходя из состояния психологической науки, анализ будет вестись с двух взаимодополняющих позиций: внутренней (с точки зрения практикующего школьного психолога) и внешней (теоретической). Результатом такого анализа явилось обнаружение противоречий, парадоксов и перспектив практической психологии.
- Теория и практика психологической службы в образовании
- 031000 (050706.65) «Педагогика и психология»
- Предисловие
- Рабочая программа учебной дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Содержание программы учебной дисциплины
- I. История детской практической психологии.
- II. Законодательно-правовые и нормативные акты регулирования деятельности практического психолога в сфере образования.
- III. Организация психологической службы в образовательном учреждении.
- IV. Направления и виды деятельности психолога образования.
- Тематический план учебной дисциплины
- 4. Теоретические занятия.
- 5. Практические занятия.
- Темы семинарских занятий.
- 6. Самостоятельная работа.
- Перечень примерных тем для самостоятельной работы студентов.
- 7. Формы контроля.
- Примерное содержание, вариативность заданий текущего контроля и критерии оценки:
- Примерная тематика вопросов для оценки остаточных знаний по учебной дисциплине
- 8. Материально–техническое обеспечение учебной дисциплины
- 9. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- По окончании изучения дисциплины студенты должны:
- 10. Основная литература.
- 11. Дополнительная литература.
- Раздел 1.
- Краткий экскурс в историю становления службы практической психологии образования
- Раздел 2.
- Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
- Раздел 3.
- Организация деятельности психолога в образовательном учреждении
- 3.1. Материально-техническое обеспечение психологической службы учреждения образования
- 3.2. Рабочая документация психолога образования
- Выписка
- Результаты психологической работы
- 2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
- 3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
- 4. Тематика индивидуальной работы с детьми.
- Перспективный план профессиональной деятельности педагога - психолога
- Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы
- 2. Учетно-регистрационные документы:
- 3. Справочно-информационные документы:
- Раздел 4.
- Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- 4.1. Комплексные виды деятельности в работе психолога образования
- 4.2. Базовые виды психологической деятельности и специфика их использования в учреждении образования
- 4.3. Психологическое обеспечение педагогического процесса.
- Раздел 1. Введение.
- Раздел 2. Адаптация
- Раздел 3. Текущее обслуживание
- Раздел 5.
- Оценка профессиональной деятельности психолога образования
- Глоссарий
- Приложение
- II. Цели и задачи Службы
- III. Организация деятельности Службы
- IV. Основные направления деятельности Службы
- V. Обеспечение деятельности Службы
- Проект рабочей КонцепциИ психологической службы образования
- Актуальные проблемы образования и задачи школьной психологической службы
- Основные положения
- Кодекс психолога в образовании
- Направления работы психолога в образовании
- Модели работы психолога в образовании
- Договор о работе психолога в образовательном учреждении
- Цели школьной психологической службы
- Организация приема детей в школу и комплектование ученических классов
- Налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей
- Изучение процесса личностного развития учащихся
- Оценка воспитанности учащихся
- Работа школьного психолога с учителями
- Работа школьного психолога с администрацией школы и классными руководителями (воспитателями)
- Шесть проблем и одна тема47
- Противоречия практической психологии образования
- Перспективы практической психологии образования
- О педологических извращениях в современном образовании81
- Сместим акценты
- Необходимая консультация
- Конкретные примеры
- Профильное обучение и диагностика
- В школе должно быть комфортно
- Общероссийской общественной организации «Федерация Психологов Образования России»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2. Цели, задачи, права и обязанности Федерации.
- 2.1. Основные цели Федерации:
- 2.2. Задачи Федерации:
- Права и обязанности Федерации.
- 2.4. Федерация в соответствии с действующим законодательством обязана:
- Глава 3. Организационная структура. Региональные и местные отделения Федерации.
- Глава 4. Члены Федерации, их права и обязанности. Члены Федерации.
- Права и обязанности члена Федерации.
- Прием, выход и исключение из членов Федерации.
- Глава 5. Структура центральных органов Федерации Съезд Федерации
- Президиум Федерации.
- Президент Федерации (Руководитель Президиума).
- Исполнительный Директор Федерации
- Ревизионная Комиссия Федерации.
- Глава 6. Структура региональных отделений Федерации Общее Собрание Регионального Отделения
- Правление Регионального Отделения.
- Ревизионная Комиссия Регионального Отделения.
- Глава 7. Структура Местных отделений Федерации Общее Собрание Местного Отделения
- Правление Местного Отделения.
- Председатель Правления (отделения) Местного Отделения.
- Ревизионная комиссия Местного Отделения.
- Глава 8. Собственность и источники формирования имущества Федерации. Собственность Федерации.
- Источники формирования имущества Федерации.
- Субъекты права собственности Федерации.
- Глава 9. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав Федерации.
- Глава 10. Реорганизация и ликвидация Федерации. Реорганизация и ликвидация Федерации.
- К разделу 2. Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практических психологов образования
- Этический кодекс Педагога-психолога службы практической психологии образования россии
- Основные этические принципы деятельности психолога
- 1. Принцип конфиденциальности
- 2. Принцип компетентности
- 3. Принцип ответственности
- 4. Принцип этической и юридической правомочности
- 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- 6. Принцип благополучия клиента
- 7. Принцип профессиондльной кооперации
- 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Этические принципы и правила работы практического психолога образования82
- Выписка
- Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации
- Педагог- психолог
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Выписка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации»
- Глава I. Общие положения.
- Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации
- Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка
- Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона
- О защите прав детей в Новосибирской области
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Защита прав и охраняемых законом интересов детей в основных сферах жизнедеятельности
- Глава 3. Организационные основы защиты прав детей в новосибирской области
- Глава 4. Заключительные положения
- Примерная схема психологического анализа личности школьника
- Примерная схема психологической характеристики класса или группы
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива
- Примерная схема изучения классного коллектива и составления его психолого-социально-педагогической характеристики
- Центры психолого-педагогической и медико- социальной помощи детям г.Новосибирска
- К РазделУ 4. Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- Образец преставления стендовой консультации
- Прислушаемся к советам своих детей
- О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования
- Введение
- 1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
- 2. Требования к разработчикам тестов
- 3. Требования к психологу-пользователю
- 4. Требования к специалистам-непсихологам
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации Методическое письмо Министерства образования рф от 24.04.95 №46/19-15
- 1. Общие положения
- 2. Виды программ
- 3. Общие требования к программам
- 4. Требования к сочетанию программ
- 5. Региональные требования к программам
- 6. Экспертиза программ дошкольного образования
- О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях Методическое письмо Министерства образования рф от 17.05.95
- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек
- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек
- Методическое содержание основных диагностических минимумов
- Изучение оценочной стратегии воспитателя
- Показатели общения педагога с детьми
- Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
- Наблюдение за поведением ребенка в ситуации специально организованной игровой деятельности
- Карта наблюдения Стотта
- Карта наблюдения
- Содержание симптомокомплексов
- Социометрическая матрица
- Обработка и интерпретация результатов
- Изучение психологического климата в классе
- Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
- Психологическая оценка содержания урока
- Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке
- Организация учителем обратной связи
- Воспитательное воздействие личности на уроке
- Результаты урока
- Примерная Схема наблюдения на уроке
- II. Степень владения педагогом предметом и средством обучения
- III. Техника объяснений и подачи материала.
- IV. Организация учебного взаимодействия:
- V. Поддержание творческой атмосферы на уроке.
- VI. Поддерживание дисциплины в классе:
- К разделу 5. Оценка профессиональной деятельности психолога
- Психолог – действующее лицо или декорация?136
- Отбирали, отбираем и будем отбирать!139
- Мы говорим «диагностика», подразумеваем «отбор»
- Сама садик я садила, сама буду поливать...
- Кому это нужно?
- Столичный опыт
- С ног на голову140
- Отклонение от стандарта
- Значит, это кому-то нужно
- У кого больше прав
- О бедном отличнике
- Прогноз без уверенности
- Чтобы костюмчик сидел
- Школьная селекция: пробы и ошибки141
- Знания по крупицам
- За и против
- «Нормальные» и «ненормальные»
- Курьезные случаи
- Колебания маятника
- Виды профессиональной компетентности
- Акмеограмма практического психолога
- Краткий перечень российских периодических изданий
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
- Вестник тгпу (Серия «Педагогика», Спецвыпуск «Психология»)
- Вопросы психологии
- Воспитательная работа в школе
- Гуманизация образования
- Мир психологии
- Прикладная психология и психоанализ
- Философия образования
- 82Вестник образования. – 1995, № 7.