logo
белобрыкина

Обработка и интерпретация результатов

Более детальную и наглядную картину отношений, сложившихся в группе (классе), можно получить, построив специальные диаграммы, называемые социограммами. Это — выполненные по определенной схеме рисунки, на которых при помощи соответствующих условных обозначений (рисунок 1) отмечаются все выявленные в исследованной группе выборы и отклонения (рисунок 2). Чаще всего строятся так называемые социограммы-мишени и индивидуальные социограммы, относящиеся к данному испытуемому, к лидеру и отвергаемому большинством членов группы.

Число концентрических окружностей, из которых состоит социограмма-мишень, обычно соответствует максимальному количеству выборов, полученных в данной группе кем-либо из ее членов. Лидер в группе условно показан на социограмме-мишени на периферии в пределах тех окружностей, которые соответствуют числу полученных ими выборов. От центра к периферии это число уменьшается. За пределами всех окружностей, имеющихся на социограмме-мишени, располагаются те члены группы, которых не выбрал никто. Это — изолированные от остальных участники группы, не имеющие положительных взаимоотношений с другими членами. Выборы и отклонения на социограмме-мишени (такие социограммы строятся отдельно для выборов и для отклонений или комбинированно) отмечаются соответственно стрелками синего и красного цветов, направленными от того, кто выбрал, к тому, кого он выбрал (или, соответственно, отклонил).

В центре индивидуальной социограммы располагается тот член группы, чьи отношения данная индивидуальная социограмма представляет, а вокруг него кружками обозначаются остальные участники группы, с которыми у данного человека установились определенные отношения (те, кого он выбрал или отклонил, и те, кто его самого выбрал или отклонил). Те члены группы, с которыми сложились более тесные положительные или отрицательные отношения, на индивидуальной социограмме располагаются ближе к центру, а те, с кем сложились менее тесные отношения, — дальше к периферии. Первые изображаются при помощи кружков большей, а вторые — меньшей величины.

Представляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями — индексами.

Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я.Коломинским, представлен на рисунке 1 (образец № 1).

Рисунок 1.

Образец № 1 построения социограммы.

  ——> позитивный односторонний выбор, <——> позитивный обоюдный выбор,  ------> негативный односторонний выбор, <------> негативный обоюдный выбор.

Треугольники – мальчики; круги – девочки.

Образец № 2 построения социограммы.

Рисунок 2.

Условные обозначения социометрических связей

Анализ социограммы заключается в  отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

Социоматрица, по сути дела, содержит в себе ту же информацию, которую несут социограммы. В сравнение с последними, они проигрывают в наглядности, но выигрывают в том отношении, что облегчают исчисление социометрических индексов, т.е. количественных показателей, характеризующих структуру межличностных отношений в группе и положение (статус) каждой личности в этой структуре.

Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. ГСИ дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

Основными ПСИ являются: индекс социометрического статуса i-члена группы, индекс эмоциональной экспансивности j-члена; индекс объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена группы.125

Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:

где Ci – социометрический статус i-члена, Ri – полученные i-членом выборы, Σ – знак алгебраичес­кого суммирования числа полученных выборов («+» и «–» ) i-члена, N – число членов группы.

Используя эту формулу и данные вышеприведенной матрицы (см. ее нижнюю итоговую часть), определим, для примера, социометрический статус Иванова. Он измеряется показателем +1 и рассчитывается следующим образом (4 : (5-1)=1).

Максимально высокий социометрический статус личности равен плюс 1, а максимально низкий – минус 1. Первый возможен в случае только позитивного избрания личности всеми другими членами группы, а второй – в ситуации негативной оценки личности всеми одногруппниками без единого исключения. В реальных социальных группах эти крайности практически не встречаются. Показатели социометрического статуса колеблются между крайностями. Чем ближе этот показатель к плюс 1, тем больше оснований для вывода, согласно которому человек, имеющий такой высокий статус, играет в данной группе роль неофициального лидера. В противоположной ситуации, т.е. при приближении статусного показателя к минус 1, должно возникнуть предположение об обнаружении «отверженного» члена коллектива, его «изгоя».

Однако эти заключения имеют предварительный характер и должны быть проверены исчислением других индексов, как персональных, так и групповых.

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле

где Σ(+) – сумма позитивных выборов данной личностью других членов группы; Σ(-) – сумма аналогичных выборов, имеющих негативный смысл; N – количество членов группы.

Продолжим наш пример для Петрова. Его ИЭЭ равен 0,75 и рассчитывается следующим образом (2+1 : 5-1 = 3 : 4= 0,75). Индексы экспансивности сопоставляются с показателями социального статуса субъекта. Это дает возможность увидеть взаимосвязи между отношением индивида к группе и отношением группы к индивиду, обнаружить слабые звенья в цепи данных взаимоотношений. С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Групповые социометрические индексы (ГСИ) призваны дать количественную характеристику ее экспансивности, индифферентности, интегрированности, разобщенности, конфликтности и других свойств обследуемой группы. Из ГСИ наиболее важными являются:

Индекс групповой сплоченности (психологической взаимности), который характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:

Где: С  — показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне;

К — общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы;

—максимально возможное число взаимных выборов в данной группы;

показательК устанавливается по социометрической матрице, а показатель определяется, в свою очередь, по формуле:

где n — число членов в изученной группе.

Социометрический статусэто свойство личности как элемента социометри­ческой структуры занимать определенную простран­ственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия про­текает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способ­ность человека к лидерству. Чтобы высчитать социо­метрический статус, необходимо воспользоваться дан­ными социоматрицы.

Возможен расчет Сi + — положительного и Сi‾ — отрицательного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности группы (ЭЭГ) измеряет плотность позитивных и негативных выборов в ней. Он определяется путем деления на количество членов коллектива (в данном случае от N единица не отнимается) общей суммы всех выборов, кроме индифферентных, сделанных всеми членами группы. Индекс ЭЭГ высчитывается по формуле:

где Ag – экспансивность группы, N – число членов группы.

В нашем примере этот коэффициент равен 3,2, так как (7+9:5=3,2)

Индексы взаимности позитивных (V(+)), негативных (V(-)) и индифферентных (V(0)) выборов определяются путем подсчета количества соответствующих взаимных выборов с последующим делением этой величины на N – 1. Обычно эти индексы исчисляются применительно к лидерам коллектива (официальному и неофициальным), а также «изгоям».

Например, у Иванова V(+) = 0,75 (он позитивно избрал Петрова, Сидорова, Егорова, а выбрали его четверо. Причем взаимностью ему ответили все трое из выбранных им. Расчет производится следующим образом: 3 : (5-1) = 0,75);

V(-) Петрова = 0,25 (Один отрицательный взаимовыбор с Савиным). Расчет индекса: 1 : (5-1) = 0,25.

Индекс интегрированности группы – итог деления общей суммы позитивных выборов на общее число всех сделанных всеми членами группы выборов. Для используемой в качестве примера группы КИГ составит 1,8, так как общая сумма позитивных выборов – 9, а объем выборки равен 5.

Индекс разобщенности группы образуется соотнесением суммы негативных и индифферентных выборов к общему числу всех выборов. Поскольку в нашей условной группе первых 7, а вторых – 0, постольку коэффициент ее разобщенности равен 1,4.

Индекс взаимных симпатий (V(+)гр.) – результат деления суммы всех взаимных позитивных выборов на число членов коллектива.

Индекс взаимных антипатий (V(-)гр.) – величина, образующаяся соотнесением суммы взаимных негативных выборов к численности группы.

Индекс взаимной индифферентности (нейтральности) образуется делением общей суммы взаимных индифферентных выборов на сумму членов коллектива.

Индекс конфликтности группы рассчитывается по формуле:

где Σ V(-)гр. – сумма взаимных негативных выборов всех членов группы; Σ (-)гр. – сумма односторонних негативных выборов в группе, могущих сопрягаться как с позитивным, так и индифферентным выбором с другой стороны; N – количество членов группы.

Информативность и эвристическая значимость всех означенных (и не названных) коллективных индексов возрастает при условии их сопоставления:

Достаточно представительную и разностороннюю информацию о положении человека в системе групповых взаимоотношений можно получить, например, при помощи следующих дополнительных социометрических индексов:

Первые два индекса могут принимать как положительные, так и отрицательные значения. Третий и четвертый индексы также можно перевести в показатели, имеющие плюсы и минусы: если соответствующие индексы окажутся выше среднего их значения по группе, то им можно приписать знак «+» (в случае, если речь идет о взаимных выборах) или знак «–» (если дело касается взаимных отклонений).

Совокупность плюсов и минусов, полученных данным человеком, показывает его персональный социометрический профиль. Например, профиль вида «+ + + +» свидетельствует о том, что положение данного индивида в группе является благополучным во всех отношениях, а профиль вида «– – – –» о полном неблагополучии. Промежуточные, смешанные варианты профилей, содержащие в себе плюсы и минусы, дают дифференцированную характеристику положения человека в различный подсистемах системы групповых отношений.

Надежность рассмотренной процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев соци­ометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Использование социометрического теста позво­ляет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в малых группах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

В настоящее время разработана система социометрических показателей, которая может быть использована как при исследовании особенностей социальных структур классов в системе общеобразовательных школ, так и в дошкольных учреждениях:

1) Параметр СП – показатель меры социального признания индивида данной группой в целом;

2) Параметр СА – показатель меры социальной активности индивида по отношению к данной группе;

3) Параметр SА – показатель вариативности признака СА, отражающий меру дифференцированности в оценке индивидом группы;

4) Параметр SП – показатель вариативности признака СП, отражающий меру дифференцированности в оценке индивида группой.

Вышеприведенная система показателей позволяет достаточно эффективно исследовать и описывать процессы формирования социальных структур в ученических группах и выявлять в них специфические образования, обеспечивающие и воспроизводящие «живую ткань» феноменов школьной дезадаптации. Кроме того обозначенные показатели довольно информативны в мониторинговых исследованиях психолога образования.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (всего до 15 минут). Она весьма информативна в прикладных исследованиях, особенно по совершенствованию отношений в коллективе. Однако эта методика не является радикальным способом разрешения внутригрупповых конфликтов и проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких первоисточниках.

ПРИЛОЖЕНИЕ 42