Обработка и интерпретация результатов
Более детальную и наглядную картину отношений, сложившихся в группе (классе), можно получить, построив специальные диаграммы, называемые социограммами. Это — выполненные по определенной схеме рисунки, на которых при помощи соответствующих условных обозначений (рисунок 1) отмечаются все выявленные в исследованной группе выборы и отклонения (рисунок 2). Чаще всего строятся так называемые социограммы-мишени и индивидуальные социограммы, относящиеся к данному испытуемому, к лидеру и отвергаемому большинством членов группы.
Число концентрических окружностей, из которых состоит социограмма-мишень, обычно соответствует максимальному количеству выборов, полученных в данной группе кем-либо из ее членов. Лидер в группе условно показан на социограмме-мишени на периферии в пределах тех окружностей, которые соответствуют числу полученных ими выборов. От центра к периферии это число уменьшается. За пределами всех окружностей, имеющихся на социограмме-мишени, располагаются те члены группы, которых не выбрал никто. Это — изолированные от остальных участники группы, не имеющие положительных взаимоотношений с другими членами. Выборы и отклонения на социограмме-мишени (такие социограммы строятся отдельно для выборов и для отклонений или комбинированно) отмечаются соответственно стрелками синего и красного цветов, направленными от того, кто выбрал, к тому, кого он выбрал (или, соответственно, отклонил).
В центре индивидуальной социограммы располагается тот член группы, чьи отношения данная индивидуальная социограмма представляет, а вокруг него кружками обозначаются остальные участники группы, с которыми у данного человека установились определенные отношения (те, кого он выбрал или отклонил, и те, кто его самого выбрал или отклонил). Те члены группы, с которыми сложились более тесные положительные или отрицательные отношения, на индивидуальной социограмме располагаются ближе к центру, а те, с кем сложились менее тесные отношения, — дальше к периферии. Первые изображаются при помощи кружков большей, а вторые — меньшей величины.
Представляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями — индексами.
Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я.Коломинским, представлен на рисунке 1 (образец № 1).
Рисунок 1.
Образец № 1 построения социограммы.
——> позитивный односторонний выбор, <——> позитивный обоюдный выбор, ------> негативный односторонний выбор, <------> негативный обоюдный выбор.
Треугольники – мальчики; круги – девочки.
Образец № 2 построения социограммы.
Рисунок 2.
Условные обозначения социометрических связей
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Социоматрица, по сути дела, содержит в себе ту же информацию, которую несут социограммы. В сравнение с последними, они проигрывают в наглядности, но выигрывают в том отношении, что облегчают исчисление социометрических индексов, т.е. количественных показателей, характеризующих структуру межличностных отношений в группе и положение (статус) каждой личности в этой структуре.
Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. ГСИ дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.
Основными ПСИ являются: индекс социометрического статуса i-члена группы, индекс эмоциональной экспансивности j-члена; индекс объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена группы.125
Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
где Ci – социометрический статус i-члена, Ri – полученные i-членом выборы, Σ – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов («+» и «–» ) i-члена, N – число членов группы.
Используя эту формулу и данные вышеприведенной матрицы (см. ее нижнюю итоговую часть), определим, для примера, социометрический статус Иванова. Он измеряется показателем +1 и рассчитывается следующим образом (4 : (5-1)=1).
Максимально высокий социометрический статус личности равен плюс 1, а максимально низкий – минус 1. Первый возможен в случае только позитивного избрания личности всеми другими членами группы, а второй – в ситуации негативной оценки личности всеми одногруппниками без единого исключения. В реальных социальных группах эти крайности практически не встречаются. Показатели социометрического статуса колеблются между крайностями. Чем ближе этот показатель к плюс 1, тем больше оснований для вывода, согласно которому человек, имеющий такой высокий статус, играет в данной группе роль неофициального лидера. В противоположной ситуации, т.е. при приближении статусного показателя к минус 1, должно возникнуть предположение об обнаружении «отверженного» члена коллектива, его «изгоя».
Однако эти заключения имеют предварительный характер и должны быть проверены исчислением других индексов, как персональных, так и групповых.
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле
где Σ(+) – сумма позитивных выборов данной личностью других членов группы; Σ(-) – сумма аналогичных выборов, имеющих негативный смысл; N – количество членов группы.
Продолжим наш пример для Петрова. Его ИЭЭ равен 0,75 и рассчитывается следующим образом (2+1 : 5-1 = 3 : 4= 0,75). Индексы экспансивности сопоставляются с показателями социального статуса субъекта. Это дает возможность увидеть взаимосвязи между отношением индивида к группе и отношением группы к индивиду, обнаружить слабые звенья в цепи данных взаимоотношений. С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Групповые социометрические индексы (ГСИ) призваны дать количественную характеристику ее экспансивности, индифферентности, интегрированности, разобщенности, конфликтности и других свойств обследуемой группы. Из ГСИ наиболее важными являются:
Индекс групповой сплоченности (психологической взаимности), который характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:
Где: С — показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне;
К — общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы;
—максимально возможное число взаимных выборов в данной группы;
показательК устанавливается по социометрической матрице, а показатель определяется, в свою очередь, по формуле:
где n — число членов в изученной группе.
Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Возможен расчет Сi + — положительного и Сi‾ — отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс эмоциональной экспансивности группы (ЭЭГ) измеряет плотность позитивных и негативных выборов в ней. Он определяется путем деления на количество членов коллектива (в данном случае от N единица не отнимается) общей суммы всех выборов, кроме индифферентных, сделанных всеми членами группы. Индекс ЭЭГ высчитывается по формуле:
где Ag – экспансивность группы, N – число членов группы.
В нашем примере этот коэффициент равен 3,2, так как (7+9:5=3,2)
Индексы взаимности позитивных (V(+)), негативных (V(-)) и индифферентных (V(0)) выборов определяются путем подсчета количества соответствующих взаимных выборов с последующим делением этой величины на N – 1. Обычно эти индексы исчисляются применительно к лидерам коллектива (официальному и неофициальным), а также «изгоям».
Например, у Иванова V(+) = 0,75 (он позитивно избрал Петрова, Сидорова, Егорова, а выбрали его четверо. Причем взаимностью ему ответили все трое из выбранных им. Расчет производится следующим образом: 3 : (5-1) = 0,75);
V(-) Петрова = 0,25 (Один отрицательный взаимовыбор с Савиным). Расчет индекса: 1 : (5-1) = 0,25.
Индекс интегрированности группы – итог деления общей суммы позитивных выборов на общее число всех сделанных всеми членами группы выборов. Для используемой в качестве примера группы КИГ составит 1,8, так как общая сумма позитивных выборов – 9, а объем выборки равен 5.
Индекс разобщенности группы образуется соотнесением суммы негативных и индифферентных выборов к общему числу всех выборов. Поскольку в нашей условной группе первых 7, а вторых – 0, постольку коэффициент ее разобщенности равен 1,4.
Индекс взаимных симпатий (V(+)гр.) – результат деления суммы всех взаимных позитивных выборов на число членов коллектива.
Индекс взаимных антипатий (V(-)гр.) – величина, образующаяся соотнесением суммы взаимных негативных выборов к численности группы.
Индекс взаимной индифферентности (нейтральности) образуется делением общей суммы взаимных индифферентных выборов на сумму членов коллектива.
Индекс конфликтности группы рассчитывается по формуле:
где Σ V(-)гр. – сумма взаимных негативных выборов всех членов группы; Σ (-)гр. – сумма односторонних негативных выборов в группе, могущих сопрягаться как с позитивным, так и индифферентным выбором с другой стороны; N – количество членов группы.
Информативность и эвристическая значимость всех означенных (и не названных) коллективных индексов возрастает при условии их сопоставления:
во-первых, друг с другом,
во-вторых, персональными социометрическими индексами,
в-третьих, аналогичными показателями других групп,
в-четвертых, выводами об обследуемой группе, полученными другими, в т.ч. качественными методами.
Достаточно представительную и разностороннюю информацию о положении человека в системе групповых взаимоотношений можно получить, например, при помощи следующих дополнительных социометрических индексов:
Разницы между числом выборов, сделанных данным членом группы, и количеством сделанных им же отклонений. Этот индекс свидетельствует об отношении данного человека к группе в целом.
Разницы между числом полученных выборов и количеством полученных отклонений. Это — оценка отношения группы к данному человеку.
Количество взаимных выборов, имеющихся у данного человека с остальными членами группы. Это — индекс положительных взаимосвязей данного человека с остальными членами группы.
Количество полученных взаимных отклонений. Это — индекс взаимной неприязни, проявляемой в отношениях данного человека с другими членами группы126.
Первые два индекса могут принимать как положительные, так и отрицательные значения. Третий и четвертый индексы также можно перевести в показатели, имеющие плюсы и минусы: если соответствующие индексы окажутся выше среднего их значения по группе, то им можно приписать знак «+» (в случае, если речь идет о взаимных выборах) или знак «–» (если дело касается взаимных отклонений).
Совокупность плюсов и минусов, полученных данным человеком, показывает его персональный социометрический профиль. Например, профиль вида «+ + + +» свидетельствует о том, что положение данного индивида в группе является благополучным во всех отношениях, а профиль вида «– – – –» о полном неблагополучии. Промежуточные, смешанные варианты профилей, содержащие в себе плюсы и минусы, дают дифференцированную характеристику положения человека в различный подсистемах системы групповых отношений.
Надежность рассмотренной процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в малых группах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.
В настоящее время разработана система социометрических показателей, которая может быть использована как при исследовании особенностей социальных структур классов в системе общеобразовательных школ, так и в дошкольных учреждениях:
1) Параметр СП – показатель меры социального признания индивида данной группой в целом;
2) Параметр СА – показатель меры социальной активности индивида по отношению к данной группе;
3) Параметр SА – показатель вариативности признака СА, отражающий меру дифференцированности в оценке индивидом группы;
4) Параметр SП – показатель вариативности признака СП, отражающий меру дифференцированности в оценке индивида группой.
Вышеприведенная система показателей позволяет достаточно эффективно исследовать и описывать процессы формирования социальных структур в ученических группах и выявлять в них специфические образования, обеспечивающие и воспроизводящие «живую ткань» феноменов школьной дезадаптации. Кроме того обозначенные показатели довольно информативны в мониторинговых исследованиях психолога образования.
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (всего до 15 минут). Она весьма информативна в прикладных исследованиях, особенно по совершенствованию отношений в коллективе. Однако эта методика не является радикальным способом разрешения внутригрупповых конфликтов и проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких первоисточниках.
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
- Теория и практика психологической службы в образовании
- 031000 (050706.65) «Педагогика и психология»
- Предисловие
- Рабочая программа учебной дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Содержание программы учебной дисциплины
- I. История детской практической психологии.
- II. Законодательно-правовые и нормативные акты регулирования деятельности практического психолога в сфере образования.
- III. Организация психологической службы в образовательном учреждении.
- IV. Направления и виды деятельности психолога образования.
- Тематический план учебной дисциплины
- 4. Теоретические занятия.
- 5. Практические занятия.
- Темы семинарских занятий.
- 6. Самостоятельная работа.
- Перечень примерных тем для самостоятельной работы студентов.
- 7. Формы контроля.
- Примерное содержание, вариативность заданий текущего контроля и критерии оценки:
- Примерная тематика вопросов для оценки остаточных знаний по учебной дисциплине
- 8. Материально–техническое обеспечение учебной дисциплины
- 9. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- По окончании изучения дисциплины студенты должны:
- 10. Основная литература.
- 11. Дополнительная литература.
- Раздел 1.
- Краткий экскурс в историю становления службы практической психологии образования
- Раздел 2.
- Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
- Раздел 3.
- Организация деятельности психолога в образовательном учреждении
- 3.1. Материально-техническое обеспечение психологической службы учреждения образования
- 3.2. Рабочая документация психолога образования
- Выписка
- Результаты психологической работы
- 2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
- 3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
- 4. Тематика индивидуальной работы с детьми.
- Перспективный план профессиональной деятельности педагога - психолога
- Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы
- 2. Учетно-регистрационные документы:
- 3. Справочно-информационные документы:
- Раздел 4.
- Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- 4.1. Комплексные виды деятельности в работе психолога образования
- 4.2. Базовые виды психологической деятельности и специфика их использования в учреждении образования
- 4.3. Психологическое обеспечение педагогического процесса.
- Раздел 1. Введение.
- Раздел 2. Адаптация
- Раздел 3. Текущее обслуживание
- Раздел 5.
- Оценка профессиональной деятельности психолога образования
- Глоссарий
- Приложение
- II. Цели и задачи Службы
- III. Организация деятельности Службы
- IV. Основные направления деятельности Службы
- V. Обеспечение деятельности Службы
- Проект рабочей КонцепциИ психологической службы образования
- Актуальные проблемы образования и задачи школьной психологической службы
- Основные положения
- Кодекс психолога в образовании
- Направления работы психолога в образовании
- Модели работы психолога в образовании
- Договор о работе психолога в образовательном учреждении
- Цели школьной психологической службы
- Организация приема детей в школу и комплектование ученических классов
- Налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей
- Изучение процесса личностного развития учащихся
- Оценка воспитанности учащихся
- Работа школьного психолога с учителями
- Работа школьного психолога с администрацией школы и классными руководителями (воспитателями)
- Шесть проблем и одна тема47
- Противоречия практической психологии образования
- Перспективы практической психологии образования
- О педологических извращениях в современном образовании81
- Сместим акценты
- Необходимая консультация
- Конкретные примеры
- Профильное обучение и диагностика
- В школе должно быть комфортно
- Общероссийской общественной организации «Федерация Психологов Образования России»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2. Цели, задачи, права и обязанности Федерации.
- 2.1. Основные цели Федерации:
- 2.2. Задачи Федерации:
- Права и обязанности Федерации.
- 2.4. Федерация в соответствии с действующим законодательством обязана:
- Глава 3. Организационная структура. Региональные и местные отделения Федерации.
- Глава 4. Члены Федерации, их права и обязанности. Члены Федерации.
- Права и обязанности члена Федерации.
- Прием, выход и исключение из членов Федерации.
- Глава 5. Структура центральных органов Федерации Съезд Федерации
- Президиум Федерации.
- Президент Федерации (Руководитель Президиума).
- Исполнительный Директор Федерации
- Ревизионная Комиссия Федерации.
- Глава 6. Структура региональных отделений Федерации Общее Собрание Регионального Отделения
- Правление Регионального Отделения.
- Ревизионная Комиссия Регионального Отделения.
- Глава 7. Структура Местных отделений Федерации Общее Собрание Местного Отделения
- Правление Местного Отделения.
- Председатель Правления (отделения) Местного Отделения.
- Ревизионная комиссия Местного Отделения.
- Глава 8. Собственность и источники формирования имущества Федерации. Собственность Федерации.
- Источники формирования имущества Федерации.
- Субъекты права собственности Федерации.
- Глава 9. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав Федерации.
- Глава 10. Реорганизация и ликвидация Федерации. Реорганизация и ликвидация Федерации.
- К разделу 2. Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практических психологов образования
- Этический кодекс Педагога-психолога службы практической психологии образования россии
- Основные этические принципы деятельности психолога
- 1. Принцип конфиденциальности
- 2. Принцип компетентности
- 3. Принцип ответственности
- 4. Принцип этической и юридической правомочности
- 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- 6. Принцип благополучия клиента
- 7. Принцип профессиондльной кооперации
- 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Этические принципы и правила работы практического психолога образования82
- Выписка
- Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации
- Педагог- психолог
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Выписка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации»
- Глава I. Общие положения.
- Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации
- Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка
- Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона
- О защите прав детей в Новосибирской области
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Защита прав и охраняемых законом интересов детей в основных сферах жизнедеятельности
- Глава 3. Организационные основы защиты прав детей в новосибирской области
- Глава 4. Заключительные положения
- Примерная схема психологического анализа личности школьника
- Примерная схема психологической характеристики класса или группы
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива
- Примерная схема изучения классного коллектива и составления его психолого-социально-педагогической характеристики
- Центры психолого-педагогической и медико- социальной помощи детям г.Новосибирска
- К РазделУ 4. Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- Образец преставления стендовой консультации
- Прислушаемся к советам своих детей
- О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования
- Введение
- 1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
- 2. Требования к разработчикам тестов
- 3. Требования к психологу-пользователю
- 4. Требования к специалистам-непсихологам
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации Методическое письмо Министерства образования рф от 24.04.95 №46/19-15
- 1. Общие положения
- 2. Виды программ
- 3. Общие требования к программам
- 4. Требования к сочетанию программ
- 5. Региональные требования к программам
- 6. Экспертиза программ дошкольного образования
- О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях Методическое письмо Министерства образования рф от 17.05.95
- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек
- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек
- Методическое содержание основных диагностических минимумов
- Изучение оценочной стратегии воспитателя
- Показатели общения педагога с детьми
- Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
- Наблюдение за поведением ребенка в ситуации специально организованной игровой деятельности
- Карта наблюдения Стотта
- Карта наблюдения
- Содержание симптомокомплексов
- Социометрическая матрица
- Обработка и интерпретация результатов
- Изучение психологического климата в классе
- Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
- Психологическая оценка содержания урока
- Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке
- Организация учителем обратной связи
- Воспитательное воздействие личности на уроке
- Результаты урока
- Примерная Схема наблюдения на уроке
- II. Степень владения педагогом предметом и средством обучения
- III. Техника объяснений и подачи материала.
- IV. Организация учебного взаимодействия:
- V. Поддержание творческой атмосферы на уроке.
- VI. Поддерживание дисциплины в классе:
- К разделу 5. Оценка профессиональной деятельности психолога
- Психолог – действующее лицо или декорация?136
- Отбирали, отбираем и будем отбирать!139
- Мы говорим «диагностика», подразумеваем «отбор»
- Сама садик я садила, сама буду поливать...
- Кому это нужно?
- Столичный опыт
- С ног на голову140
- Отклонение от стандарта
- Значит, это кому-то нужно
- У кого больше прав
- О бедном отличнике
- Прогноз без уверенности
- Чтобы костюмчик сидел
- Школьная селекция: пробы и ошибки141
- Знания по крупицам
- За и против
- «Нормальные» и «ненормальные»
- Курьезные случаи
- Колебания маятника
- Виды профессиональной компетентности
- Акмеограмма практического психолога
- Краткий перечень российских периодических изданий
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
- Вестник тгпу (Серия «Педагогика», Спецвыпуск «Психология»)
- Вопросы психологии
- Воспитательная работа в школе
- Гуманизация образования
- Мир психологии
- Прикладная психология и психоанализ
- Философия образования
- 82Вестник образования. – 1995, № 7.