Акмеограмма практического психолога
(по А.А.Деркачу [50, с.388-397])
№ п/п | Объективные характеристики труда практического психолога | Субъективные характеристики (профессионально важные качества) | Психологические качества, являющиеся противопоказаниями | |||||||
Задачи практического психолога | Функции (профессиональные действия) социально- психологических задач | Результаты труда практического психолога | Ролевые характеристики | Субъектные качества | ||||||
Знания в области теории и практики | Навыки | Умения | Индиви-дуальные качества психолога | Профессио- нальные качества психолога | Акмеоло- гические инварианты | |||||
Методология труда профессионального психолога | ||||||||||
1 | Постоянное совершен- ствование методов профессио- нальной деятельности практического психолога | Уяснение целей психо- логической деятельности и социального заказа на работу практического психолога | Определение ведущих направлений работы практического психолога, выявление основных проблем его труда и жизни, модели, алгоритма и технологии профессио-нальной деятельности | Концепции деятельности практическо-го психолога, основ акмеологии, общей и прикладной психологии | Творческий анализ теории и практики; критическая переработка различных направлений в психологии, учет прикладного аспекта в разработке модели, алгоритма и технологии работы | Определение главной проблемы при сложив- шихся усло- виях, све- дение проб- лемы до уровня задачи | Способность аналитически мыслить, быть прони- цательным и объектив- ным; стрем- ление к на- учному поиску опти- мальных решений и творческому взаимо- действию с заинтересо- ванными лицами | Компетент-ный аналитик; заинтересо-ванный профессио-нал, способный моделировать, координи- ровать и мотивировать усилия субъектов труда и жизни | Открытость для освоения нового знания; интегра-тивный подход к выработке оптималь-ных модели, алгоритма и технологии социально-психологи-ческой ра- боты; спо- собность к объектив-ной самооценке.
| Привязан-ность к одному подходу, оценочное отношение к любым возможным точкам зрения |
Принятие решения на осуществление социально-психологичес-кой работы | Принятие социального заказа и переработка его в психо-логическую задачу для работы с клиентами | Глубокие знания в области применения конкретных форм психологической деятельности | Определение профессио- нального взаимодейст- вия «психолог – клиент» (человек, коллектив, семья и др. группы) | Определение наиболее эффектив-ных спо- собов ре- шения пси- хологичес- кой задачи | Высокая профессио- нальная эрудиция; сильная во- ля и психи- ческая ус- тойчивость | Наличие четкой позиции при формулиро- вании решения, постоянная включенность в принятие решения | Гибкость в принятии решения | Привязан- ность к одному подходу, оценочное отношение к любым возможным точкам зрения | ||
Разработка системы профессио-нальных задач практического психолога и их осуществления в реальных условиях | Планирова-ние работы практическо-го психолога | Основные руководящие документы и способность к выработке оптимальной модели деятельности | Технологиза-ция деятельности; определение связей между компонентами системы | Определе- ние наибо- лее эффек- тивных способов решения психологи-ческой задачи | Требова- тельность к себе, работоспособность, целе- устремленность, ком- муникабель-ность | Мобильная и творческая профессиональная активность | Оптималь- ный уровень притязаний, многовари- антность выбора | Примене-ние стерео-типных методов и форм работы | ||
|
| Систематиза-ция результатов психоло-гической помощи в работе с клиентом, их обобщение и корректировка труда практического психолога. | Основные направления для выработки Рекоменда-ций, форм подачи реко-мендаций персоналу и для их учета в собственной деятельности. | Требования по оптимизации деятельности
| Критическая оценка деятельности, результатов труда | Выявление причинно-следствен-ных связей и мер по оптимиза-ции дея-тельности. | Критичность мышления и оценки труда | Объектив-ность при оценке результатов деятельности и возможностей в достижении целей | Адекват-ность оценки профессиональной деятель- дивидуаль- ных потреб- ностей | Привязан-ность к одному подходу, отсутствие желания выйти на альтернати-вы |
2 | Участие в разработке и выполнении мер по психологическому сопровождению труда персонала
| Разработка направлений и мероприятий для психологичес-кого обеспечения сферы труда и жизни клиентов
| Психологи-ческая комфортность персонала при исполнении конкретной профессиональной задачи. | Требования руководящих документов и методов психологи-ческого сопровожде-ния труда и жизни клиента. | Определение и применение психологических средств взаи-модействия, адекватных задачам и специфике труда | Примене-ние имеющегося инструмен-тария, адекватного задачам и особеннос- тям труда персонала | Устойчивая направленность на самореализацию в профессиональной деятельности | Мобильность, компетент-ность и адекватность позиции | Направленность на интересы персонала и потребность самореализации | Низкий уровень профессиональной компетент-ности |
Психодиагностическая, коррекционно-развивающая и консультативная работа | ||||||||||
3 | Организация и личное участие в социально-психологическом сопровождении труда и жизни клиентов и функционировании структуры. | Создание системы психодиагности-ческих, терапевтических, коррекцион-ных, консультационно-просве-тительских основ и условий для продуктивного труда и жизни клиентов, функциониро-вания структуры. | Эффективное выполнение персоналом функциональ-ных обязан-ностей
| Структурно-функциона-льные возможности субъектов конкретного труда и условия их воплощения в результаты практической деятельности
| Планирование труда, организация работы по оптимальному алгоритму и технологии | Умение влиять на работу персонала в целях достижения им желаемого результата в труде и удовлетворения его потребнос- тей. | Психологическая устойчивость, решительность, компетентность, воля в исполнении профессиональных обязанностей. | Непосредственный организатор проводимых мероприятий, компетентный участник социально-психологичес-кой работы | Устойчивая конкретно профессиональная ориентация; мотивация достижений в труде | Неумение практичес-ки включаться и влиять на персонал психологи-ческими средствами. |
4 | Непосредственная работа склиентами, оказание импомощи и поддержки в решениидеятельност-ных ижизненных проблем
| Изучение, выдача реко- мендаций персоналу и иным клиентам по совершен- ствованию жизнедеятель-ности, коррекции межлич-ностных отношений в социальной среде, а также личное участие в работе по социально-психологическому обеспече-нию функционирования структуры. | Оптималь-ность труда персонала, здоровые межличност-ные отно-шения, способность и готовность сотрудников эффективно выполнить функциональ-ные обя- занности
| Владение формами и методами работыс персоналом, а также средствами влияния на него
| Изучениесубъектов конкретного труда, взаимоотношения между ними, а также влияние на их позитивное развитие | Способность реагировать на все составляющие жизни коллектива, выделяя и развивая позитивные составляю- щие. | Целеустремленность, ответственность, компетентность, коммуникабельность. | Непосредственный организатор социально-психологической работы; компетентный участник всех мероприятий жизнедея- тельности персонала | Способность актуализироваться и рефлекси-роваться в профессиональной деятельнос-ти | Человеко-невистни-чество, неумение работать с людьми и профессиональная некомпе-тентность |
5 | Участие в работе по профессиональному отбору персонала, его расстановке в подразделениях структуры
| Психодиагнос-тика пригодности и мотивации персонала, а также распределение кадров для продуктивной профессиональной деятельности
| Соответствие персонала требованиям профессио-нальной деятельности, условиям достижения ими вершин в избранном труде, удовлетворе-ние индивидуальных и групповых потребностей сучетом реальных возможностей. | Особенности возрастной психологии, необходимо-гонабора методик итестов психодиагностикиличности
| Использование психодиагностических методов и выявлениепрофессиональной пригодности | Интерпретация результатов, выявление особенностей личности и возможностей деятельнос-ти. | Компетентность, целе- устремленность, от- ветственность, коммуникабельность. | Компетентный организатор проводимых мероприятий, принципиаль-ный профессионал | Сочетание конкретной профессиональной направлен-ности и эмпатии во взаимо- отно-шениниях. | Категорич-ность, неумение выделить нужное и главное; незнаниеобстановки, условий и факторов труда и жизни |
6 | Проведение мероприятий по психологической адаптации персонала к изменяющим-ся условиямтруда и жизни
| Организация психотерапевтической, коррекци-онной,консуль-тационной и развивающей работы с персоналом и другими клиентами
| Включение персонала в профессио-нальную и общественную деятельность и достижение психологичес-кой устойчивости и высокого профессионализма в труде | Методики психологической адаптации и коррекции персонала.
| Налаживание взаимодействия с персоналом, влияние на него для достижения намеченной цели | Организация соци-ально-пси-хологичес-кой работы и личное участие в проведенииадаптацион-ных ме- роприятий. | Способность рефлексиро-вать, эффективно влиять наперсонал | Заботливый руководитель, покровитель и авторитет, доверительный товарищ | Способ-ность к нестандартным действиям, психологическая близость кклиенту | Незнание психологии человека и нежелание совместно с ним решатьего проблемы. |
7 | Непрерывное психологичес-кое сопровож- дение клиен-тов с нервно-психичкскими расстройства-ми, коррекция ихповедения | Выявление социально-дезадаптивных клиентов, лиц с психическими отклонениями и проведение мероприятий психотерапев-тической, пси-хокоррекцион-ной направ- лености. | Возвращение клиентов к продуктивной профессио-нальной деятельности и полноценной активной жизни. | Теории девиантного поведения и возможнос-тей его коррекции. | Выявлениепограничных состояний, способов их профилактики и коррекции. | Присоеди-нение к личности клиента, совместное определе-ние и реализация мер коррекции поведения и деятель- ности. | Профессио-нальная компетент-ность, внииматель-ность, забота, умение быстро ориен-тироваться в сложившейся ситуации. | Умелый и внимательный наставник и помощник в развитии с позитивной психологичес-кой активности клиентов. | Осознание значения работы психолога, принятие своей про- фессио- нальной миссии | Незнание психологии человека как инди-вида, личности, субъекта деятельнос-ти, индивиду-альности. |
8 | Обучение персонала всех категорий умению применять психологические знания и рекомендации в своей деятельности. | Совершенство-вание профессиональ-ных качеств персонала, обеспечиваю-щих умение правильно вырабатывать стратегию, тактику и технику эффективного труда, и участие в социально- психологичес-кой работе | Создание теоретико-прикладной базы для совершенство-вания практической работы и психологичес-кого сопровождения труда и жизни персонала | Методики обучения и овладения практикой социально-психологи-ческой работы и руководства ей | Убеждающее влияниеи налаживание взаимодействия | Обоснованное и продуктивное обучение, развитие и коррекция деятельноссти персонала. | Психолого-педагогическая компетентность иответственность в подготовке персонала | Заинтересо-ванный методист в распространении акме-ологического знания; продуктивныйпрактик; наставник | Мотивация и способность правильно и полно преподнести методику и технику работы персонала | Незнание психологии личности, общения, деятельности, а также общей и прикладной акмеологии, низкий уровень мотивации, способ-ностей к труду. |
9 | Индивидуаль-ная работа с клиентами, составление иуточнениеих психологичес-ких портретов | Психологичес-кое сопровождение клиентов в процессе их жизнедеятельности, контроль и предупрежде-ние негативных отклонений. | Развернутая социально-психологическая характеристика клиентов и их компетентная поддержка в решении жизненных проблем | Умение оценивать возможности клиентов и оптимально задейство-вать ихтворческий потенциал в жизнедея-тельности | Использова-ние психотехноло-гической диаг- ностики, психотерапии, психокоррекции состояния клиента | Методичес-ки правильное проведение анкетирования, тести-рования; меры психокор-реекции и иное влияние наклиента | Компетент-ное, разборчивое, внимательное и заботливое проведение всей социально- психологи-ческой работы | Умелый и внимательный профессионал своего дела | Эмпатия с клиентом и профессиональный престиж | Незнание психологии и акмеоло-гии, особен-ностей труда, а также отк-лонений отсоциаль-ных норм, низкий уровень профес-сиональной компетент-ности. |
Овладение творческим инновационно-исследовательским стилем деятельности | ||||||||||
10 | Постоянное совершенство-вание личной, общей и психологи-ческой подгото- вленности, овладение творческим стилем профессио- нальной деятельности | Развитие общих способностей и акмеологичес- кой культуры | Создание и развитие личностных смыслов (ценностей) на самореализа-цию в профессио- нальной деятельности психолога | Социально значимые ценности, модели и технологии овладения современной культурой труда психолога | Тренировка ментальности, критического мышления и умения творчески решать задачи профессиональ-ной деятельности | Формирова-ние позитив- ной Я-кон- цепции, са- моанализ и адаптация к новым реальным условиям | Гибкость и нестандарт- ность мышления, вдохновение, вера вуспех. | Субъект формирования общей, профессио- нальной культуры и жизненной стратегии | Самоанализ, самооценка в процессе труда, пот- ребность в поиске, овладении инновацион- ными подходами | Привержен- ность к сте- реотипам и отсутствие интереса к саморазви-тию и самореализа-ции |
Повышение уровня про- фессиональной компетентности | Овладение современной моделью, алгоритмом и технологией профессио-нальной дея- тельности практическо- го психолога | Владение моделью, алгоритмом и технологией оптимальной профессио- нальной деятельности психолога | Развитие иерарходи- намичной системы активности | Сочетание теоретичес- кого анализа проблемс их опти-мальным решением, самопозна- ние, само- оценка и са- моразвитие | Мотивация профессио- нального самосовер- шенствования и продуктивного задейство- вания твор- ческого потенциала | Субъект формирования личностной концепции и профессио- нального самосовер- шенствования | Професси- ональная процессу- альная самоактуа- лизация (осознание собственной значимости, самопроявле- ние в труде и жизни) | Неспособ- ность к субъективи-рованию профессио- нальной дея- тельности психолога | ||
Творческая самореализация в повседневном труде и непосредствен-но в профес-сиональной деятельности практического психолога | Достижение высшего уровня профессио-нальной компетент-ности, Обеспечиваю-щего овладение творческим инновационно-исследова- тельским стилем прак- тической деятельности | Сущность творческого профессио-нального труда, алгоритмов итехнологий достижения в нем вершин. | Рефлексивный анализусловий, процесса и ре- зультатов практического труда как источника непрерывного саморазвития | Владение инноваци- онным сти- лем про- фессио- нальной деятельнос-тии гуманное отношение к клиентам | Гибкость мышления и способность крефлексив- ной деятельности | Субъект труда | Социально- ценностный комплекс гуманисти- ческих идей для творческой саморазви- вающейся личности психолога | Нежелание утверждать свою престиж- ность в труде на основе са- моразвития и самореализа- ции |
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
ПРОБЛЕМНЫЕ ситуации В ПРАКТИКЕ педагога-психолога142
Родители не дали согласие на участие ребенка в тестировании, а администрации школы требует отчетности по данному ребенку. Каков будет выход из ситуации? Какие альтернативные методы могут быть предложены вместо тестирования ребенка?
Психологу необходимо проводить тренинги с детьми, а администрация не предоставляет помещения. Какое решение в этом случае будет наиболее оптимальным?
Администрация не выделяет или не оборудует кабинет школьному психологу. Каковы должны быть действия специалиста?
Администрация определяет приоритетные направления в деятельности педагога-психолога, не учитывая при этом актуальные задачи и индивидуальные особенности детей. Какие действия психологу необходимо предпринять?
Педагог обращается за помощью к психологу, чтобы тот дал характеристику на ребенка. Какова, на ваш взгляд, должна быть последовательность действий специалиста?
Педагог просит справиться с «трудными» учениками и пытается привлечь психолога на свою сторону. В действительности выясняется, что проблема в педагоге, а не в учащихся. Администрация требует от психолога разрешения конфликта между педагогом и классом. Каковы наиболее оптимальные действия психолога?
Администрация требует присутствия на тренинге классного руководителя в качестве наблюдателя. Насколько это правомерно? Каким образом психологу отстоять профессиональную позицию?
Педагоги желают получить информацию по результатам психодиагностических исследований. Обоснуйте действия психолога.
Родители обвиняют психолога в профессиональной некомпетентности. Как наладить сотрудничество с такими родителями?
Психолог получает заказ от педагога – построить типологию учеников в классе по принципу IQ, эмоциональной неустойчивости, творческой активности и т.д. С чего должен начать психолог свой диалог с педагогом?
Психолога просят заменить место отсутствующего преподавателя и дать учащимся интересный урок по психологии личности. Каковы должны быть действия психолога?
Психолог приглашен на беседу с родителями «трудного» ребенка. В ходе беседы выясняется, что ребенка обвиняют, родителей «учат жизни» и тому, «как надо воспитывать». Какую позицию необходимо занять психологу? Возможно ли избежать повторения подобных ситуаций в будущем? Как это можно отразить в планировании своей работы с администрацией, педагогами и родителями?
Администрация требует массового тестирования всех учащихся по единой методике. Цель исследования не ясна. Мотивация: «хорошая методика», «сейчас по ней и в других школах работают», «она мне нравится» и т.д. Что необходимо психологу делать в подобной ситуации?
Администрация не довольна работой психолога. Как выяснить на основании чего возникло такое мнение: проверка планов, беседа с детьми или педагогами, несоответствие образу идеального психолога или что-то еще?
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
- Теория и практика психологической службы в образовании
- 031000 (050706.65) «Педагогика и психология»
- Предисловие
- Рабочая программа учебной дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Содержание программы учебной дисциплины
- I. История детской практической психологии.
- II. Законодательно-правовые и нормативные акты регулирования деятельности практического психолога в сфере образования.
- III. Организация психологической службы в образовательном учреждении.
- IV. Направления и виды деятельности психолога образования.
- Тематический план учебной дисциплины
- 4. Теоретические занятия.
- 5. Практические занятия.
- Темы семинарских занятий.
- 6. Самостоятельная работа.
- Перечень примерных тем для самостоятельной работы студентов.
- 7. Формы контроля.
- Примерное содержание, вариативность заданий текущего контроля и критерии оценки:
- Примерная тематика вопросов для оценки остаточных знаний по учебной дисциплине
- 8. Материально–техническое обеспечение учебной дисциплины
- 9. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- По окончании изучения дисциплины студенты должны:
- 10. Основная литература.
- 11. Дополнительная литература.
- Раздел 1.
- Краткий экскурс в историю становления службы практической психологии образования
- Раздел 2.
- Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
- Раздел 3.
- Организация деятельности психолога в образовательном учреждении
- 3.1. Материально-техническое обеспечение психологической службы учреждения образования
- 3.2. Рабочая документация психолога образования
- Выписка
- Результаты психологической работы
- 2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
- 3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
- 4. Тематика индивидуальной работы с детьми.
- Перспективный план профессиональной деятельности педагога - психолога
- Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы
- 2. Учетно-регистрационные документы:
- 3. Справочно-информационные документы:
- Раздел 4.
- Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- 4.1. Комплексные виды деятельности в работе психолога образования
- 4.2. Базовые виды психологической деятельности и специфика их использования в учреждении образования
- 4.3. Психологическое обеспечение педагогического процесса.
- Раздел 1. Введение.
- Раздел 2. Адаптация
- Раздел 3. Текущее обслуживание
- Раздел 5.
- Оценка профессиональной деятельности психолога образования
- Глоссарий
- Приложение
- II. Цели и задачи Службы
- III. Организация деятельности Службы
- IV. Основные направления деятельности Службы
- V. Обеспечение деятельности Службы
- Проект рабочей КонцепциИ психологической службы образования
- Актуальные проблемы образования и задачи школьной психологической службы
- Основные положения
- Кодекс психолога в образовании
- Направления работы психолога в образовании
- Модели работы психолога в образовании
- Договор о работе психолога в образовательном учреждении
- Цели школьной психологической службы
- Организация приема детей в школу и комплектование ученических классов
- Налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей
- Изучение процесса личностного развития учащихся
- Оценка воспитанности учащихся
- Работа школьного психолога с учителями
- Работа школьного психолога с администрацией школы и классными руководителями (воспитателями)
- Шесть проблем и одна тема47
- Противоречия практической психологии образования
- Перспективы практической психологии образования
- О педологических извращениях в современном образовании81
- Сместим акценты
- Необходимая консультация
- Конкретные примеры
- Профильное обучение и диагностика
- В школе должно быть комфортно
- Общероссийской общественной организации «Федерация Психологов Образования России»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2. Цели, задачи, права и обязанности Федерации.
- 2.1. Основные цели Федерации:
- 2.2. Задачи Федерации:
- Права и обязанности Федерации.
- 2.4. Федерация в соответствии с действующим законодательством обязана:
- Глава 3. Организационная структура. Региональные и местные отделения Федерации.
- Глава 4. Члены Федерации, их права и обязанности. Члены Федерации.
- Права и обязанности члена Федерации.
- Прием, выход и исключение из членов Федерации.
- Глава 5. Структура центральных органов Федерации Съезд Федерации
- Президиум Федерации.
- Президент Федерации (Руководитель Президиума).
- Исполнительный Директор Федерации
- Ревизионная Комиссия Федерации.
- Глава 6. Структура региональных отделений Федерации Общее Собрание Регионального Отделения
- Правление Регионального Отделения.
- Ревизионная Комиссия Регионального Отделения.
- Глава 7. Структура Местных отделений Федерации Общее Собрание Местного Отделения
- Правление Местного Отделения.
- Председатель Правления (отделения) Местного Отделения.
- Ревизионная комиссия Местного Отделения.
- Глава 8. Собственность и источники формирования имущества Федерации. Собственность Федерации.
- Источники формирования имущества Федерации.
- Субъекты права собственности Федерации.
- Глава 9. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав Федерации.
- Глава 10. Реорганизация и ликвидация Федерации. Реорганизация и ликвидация Федерации.
- К разделу 2. Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практических психологов образования
- Этический кодекс Педагога-психолога службы практической психологии образования россии
- Основные этические принципы деятельности психолога
- 1. Принцип конфиденциальности
- 2. Принцип компетентности
- 3. Принцип ответственности
- 4. Принцип этической и юридической правомочности
- 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- 6. Принцип благополучия клиента
- 7. Принцип профессиондльной кооперации
- 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Этические принципы и правила работы практического психолога образования82
- Выписка
- Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации
- Педагог- психолог
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Выписка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации»
- Глава I. Общие положения.
- Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации
- Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка
- Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона
- О защите прав детей в Новосибирской области
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Защита прав и охраняемых законом интересов детей в основных сферах жизнедеятельности
- Глава 3. Организационные основы защиты прав детей в новосибирской области
- Глава 4. Заключительные положения
- Примерная схема психологического анализа личности школьника
- Примерная схема психологической характеристики класса или группы
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива
- Примерная схема изучения классного коллектива и составления его психолого-социально-педагогической характеристики
- Центры психолого-педагогической и медико- социальной помощи детям г.Новосибирска
- К РазделУ 4. Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- Образец преставления стендовой консультации
- Прислушаемся к советам своих детей
- О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования
- Введение
- 1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
- 2. Требования к разработчикам тестов
- 3. Требования к психологу-пользователю
- 4. Требования к специалистам-непсихологам
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации Методическое письмо Министерства образования рф от 24.04.95 №46/19-15
- 1. Общие положения
- 2. Виды программ
- 3. Общие требования к программам
- 4. Требования к сочетанию программ
- 5. Региональные требования к программам
- 6. Экспертиза программ дошкольного образования
- О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях Методическое письмо Министерства образования рф от 17.05.95
- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек
- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек
- Методическое содержание основных диагностических минимумов
- Изучение оценочной стратегии воспитателя
- Показатели общения педагога с детьми
- Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
- Наблюдение за поведением ребенка в ситуации специально организованной игровой деятельности
- Карта наблюдения Стотта
- Карта наблюдения
- Содержание симптомокомплексов
- Социометрическая матрица
- Обработка и интерпретация результатов
- Изучение психологического климата в классе
- Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
- Психологическая оценка содержания урока
- Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке
- Организация учителем обратной связи
- Воспитательное воздействие личности на уроке
- Результаты урока
- Примерная Схема наблюдения на уроке
- II. Степень владения педагогом предметом и средством обучения
- III. Техника объяснений и подачи материала.
- IV. Организация учебного взаимодействия:
- V. Поддержание творческой атмосферы на уроке.
- VI. Поддерживание дисциплины в классе:
- К разделу 5. Оценка профессиональной деятельности психолога
- Психолог – действующее лицо или декорация?136
- Отбирали, отбираем и будем отбирать!139
- Мы говорим «диагностика», подразумеваем «отбор»
- Сама садик я садила, сама буду поливать...
- Кому это нужно?
- Столичный опыт
- С ног на голову140
- Отклонение от стандарта
- Значит, это кому-то нужно
- У кого больше прав
- О бедном отличнике
- Прогноз без уверенности
- Чтобы костюмчик сидел
- Школьная селекция: пробы и ошибки141
- Знания по крупицам
- За и против
- «Нормальные» и «ненормальные»
- Курьезные случаи
- Колебания маятника
- Виды профессиональной компетентности
- Акмеограмма практического психолога
- Краткий перечень российских периодических изданий
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
- Вестник тгпу (Серия «Педагогика», Спецвыпуск «Психология»)
- Вопросы психологии
- Воспитательная работа в школе
- Гуманизация образования
- Мир психологии
- Прикладная психология и психоанализ
- Философия образования
- 82Вестник образования. – 1995, № 7.