Предисловие
Современная ситуация переосмысления ориентиров общественного развития и отдельного человека делает проблемы оказания психологической помощи особо значимыми и острыми. В последние годы практически в каждом государственном ведомстве и в негосударственной сфере создаются психологические службы. Наиболее массовой и в организационном отношении, и самой передовой на сегодняшний день признается психологическая служба в системе образования.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ представляет собой один из интегральных элементов системы образовательных учреждений России, призванный осуществлять психологическое сопровождение деятельности в образовании на основе адаптации научного психологического знания к запросам практических работников сферы образования.
Официально психологическая служба в системе народного образования России была создана в 1989 году приказом Комитета по народному образованию как служба помощи в адаптации ребенка к требованиям образовательных учреждений.
Основная цель функционирования психологической службы образования заключается в обеспечении условий психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста [43], направленных на оптимизацию развития индивидуальности каждого ребенка как субъекта образовательного пространства. Реализация цели психологической службы осуществляется за счет решения таких приоритетных задач как: 1) переориентация сознания педагога на индивидуальное развитие личности ребенка; 2) изменение общей образовательной социальной ситуации.
В современных условиях, с точки зрения Е.Чепурных,1 наиболее продуктивными подходами к пониманию места психолога образования в социокультурной среде, выступают следующие:
психолог как создатель и организатор развивающих сред, формирующих социокультурную среду;
психолог как диагност ситуации, помогающий ребенку выбрать индивидуальный путь развития, найти программу с учетом индивидуальности и системы ценностей, при этом, рассматривая диагностику не как селективную, то есть диагностику отбора, а как установление психологического образа субъекта образования в меняющейся социокультурной среде;
психолог как конфликтолог и психотерапевт;
психолог как проектировщик ситуации развития ребенка и образовательной среды в целом;
психолог, отвечающий за выстраивание коммуникаций в образовательной среде учреждения;
психолог, отвечающий за сохранность психологического здоровья детей.
Сегодня профессиональная деятельность службы практической психологии представляет собой достаточно сложившуюся систему, играющую важную роль в развитии образования, в частности, в инициации, поддержке и исследовании инновационных процессов, без которых невозможно достижение подлинной гуманизации отечественного образования на современном этапе его развития. Как отмечают В.И.Слободчиков и А.В.Шувалов, «психологическая служба постепенно преодолевает узкие границы научно-методической деятельности, сфокусированной на структуре образовательной системы, и все решительнее обращается к проблемам конкретного ребенка».2
Вместе с тем, актуальных проблем, требующих незамедлительного решения, и сегодня существует немало. Так, одной из ключевых выступает проблема содержательного наполнения деятельности психологической службы в целом и педагога психолога, в частности. С одной стороны, психолог в образовательном учреждении — это специалист в двух областях одновременно, это психолог и педагог в одном лице. Ему приходится применять навыки работы с разными людьми: учителями, родителями и другими специалистами, которые также как и школьные психологи заботятся о том, чтобы каждый ребенок учился в безопасной, здоровой и дружелюбной среде. Однако, с другой, синтез двух профессий явно неоднозначен. Так, педагог, деятельность которого ориентирована по преимуществу на технологичность (отвечает на вопрос: «КАК?»), решает задачи поиска соответствующих способов достижения результата (хотя результат, как в педагогике, так и в психологии отсрочен, несмотря на то, что в психологии он в большей степени условен). Тогда как деятельность психолога в большей мере процессуальна и основная его задача, решаемая в соответствии с содержанием профессии, заключается в поиске ответа на вопрос: «ЧТО ПРОИСХОДИТ?»
Во многих учреждениях образования довольно распространено мнение, что психолог не только не выполняет свою роль, но зачастую выступает некой преградой, мешающей педагогам и реализации воспитательно-образовательного процесса в целом. Педагоги жалуются на некомпетентность, неспособность психолога оказать ребёнку своевременную психологическую помощь. Учитывая, что учреждение образования представляет собой особое социально-психологическое пространство – это и дети, и родители, и педагоги, то его деятельность должна иметь конкретные приоритеты. Ведь одновременное осуществление работы со всеми субъектами образовательного пространства, в разных направлениях и формах – абсурдно по своей сути. Когда психолог отвечает за все на свете – в итоге он ни за что не отвечает. Вряд ли один специалист на одну ставку качественно справится с тем объемом работы, который сегодня определен для психолога образования.
Кроме того, отсутствие у психолога реальных шансов для решения поставленных перед ним задач, зачастую обусловлено рядом проблем:
во-первых, чаще всего по вине именно самих педагогов психолог оказывается вне воспитательно-образовательного процесса и школьной жизни;
во-вторых, он работает без непосредственной поддержки педагогического коллектива и именно в силу того, что сами педагоги воспринимают его в качестве дополнительного, контролирующего их работу, звена.
в-третьих, одному психологу в одном учреждении (учитывая количество детей, нуждающихся в психологической помощи и поддержке) справиться со всеми стоящими перед ним задачами чрезвычайно трудно.
В итоге эффективность работы психолога в масштабе всего образовательного учреждения незначительна. Одним из вариантов решения данной проблемы мы видим создание в каждом учреждении психологической службы, состоящей из нескольких психологов разного профиля и специализации, работающих в альянсе со специалистами смежниками (социальным педагогом, дефектологом, психоневрологом, ювентологом, конфликтологом и др.). Но это – из области профессиональных иллюзий, так называемый – идеальный вариант. Современная система образования еще не готова к этому ни морально, ни экономически, ни юридически. Однако мы смеем надеяться, что когда-нибудь и государство, и школа поймут важность и значимость такого подхода к решению проблемы сохранения (нормализации) психического, социального, личностного здоровья подрастающего поколения.
Более реалистический выход из сложившейся ситуации видится нам в ориентации практических психологов образования на разработку конкретных форм и методов работы с педагогами, через которых только и можно повлиять и на образовательную ситуацию в целом. Немаловажным на сегодняшний день является и определение степени и формы участия психолога в методической работе, а так же доли педагогической деятельности в его повседневной работе (в том числе, ведение уроков психологии и «замена» педагогов).
Современная система образования стоит на пути постоянного «обновления», изучения новых методов обучения и воспитания в изменившихся социально-экономических и социокультурных условиях. Однако, в каждой системе образования цель одна — максимальное раскрытие потенциальных возможностей личностного и познавательного развития ребенка. Сегодня этот сложный процесс невозможен без участия детских и школьных психологов. Ведь достижение этой цели влечёт за собой и преодоление, и профилактику отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.
Не останавливаясь отдельно на том множестве проблем, которые неоднократно поднимаются для обсуждения в периодической печати3, отметим только, что в целом психологи образования призваны сегодня решать проблемы завтрашнего дня.
В настоящем пособии мы, не претендуя на завершенность, попытались обобщить и представить материал, необходимый для организации профессиональной деятельности психологов образования.
Цель предлагаемого пособия – познакомить студентов-психологов со спецификой деятельности психолога в сфере образования.
Структура и содержание учебного пособия основываются на требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Педагогика и психология». В соответствии с программой учебной дисциплины «Психологическая служба в образовании» в пособии рассматриваются разные стороны работы психолога, связанные с организацией психологической службы в образовательных учреждениях, оформлением документации и рабочего места психолога.
Отдельные разделы посвящены описанию истории возникновения службы практической психологии, вопросам организации деятельности и рабочего пространства психолога, представлению основных направлений деятельности практического психолога и подходов к оценке профессиональной деятельности специалиста.
Одним из важных аспектов пособия является раздел, посвященный документации, регламентирующей деятельность психолога образовательного учреждения. Представленные в пособии типология и формы ведения документов являются видами текущей документации, рекомендуемые в одном из проектов отдела практической психологии и охраны здоровья Министерства образования Российской Федерации, которые, однако, вплоть до настоящего времени не получили официального статуса. В то же время в связи с практически полным отсутствием нормативно-правовой базы, касающейся вопросов документирования видов работ и отчетности психолога образования, а также исходя из здравого смысла и достаточно длительной практики подобной «документальной» деятельности в различных образовательных учреждениях, мы сочли для себя возможным представить собственные наработки в этом аспекте деятельности психолога образования. Кроме того, обширный опыт коллег г.Новосибирска в вопросах оптимума документирования и регистрации деятельности психолога доказал свою практичность и важность для эффективной организации деятельности психолога в целом. В разделе, посвященном организации деятельности психолога образовательного учреждения также представлены материалы, которые помогут рационально спланировать расход рабочего времени специалиста.
В пособие включены программа учебной дисциплины, словарь основных понятий, список литературы, а также обширное приложение, которое позволит читателю непосредственно познакомиться с некоторыми нормативно-законодательными актами, формами ведения документации и прочими материалами, немаловажными в деятельности практического психолога образования.
В конце каждого раздела предлагаются вопросы и задания, которые помогут студентам осуществить самопроверку усвоенного материала и использовать полученные знания в практической деятельности.
Пособие адресовано преподавателям психологических дисциплин, практическим психологам, работающим в образовательных учреждениях, а также студентам психологического профиля высших учебных заведений.
Пособие будет весьма информативно полезным в организации практики студентов-психологов в учреждениях образования с целью знакомства со структурой и спецификой организации психологической службы в конкретном образовательном учреждении, в том числе с целью анализа содержания деятельности педагога-психолога.
- Теория и практика психологической службы в образовании
- 031000 (050706.65) «Педагогика и психология»
- Предисловие
- Рабочая программа учебной дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Содержание программы учебной дисциплины
- I. История детской практической психологии.
- II. Законодательно-правовые и нормативные акты регулирования деятельности практического психолога в сфере образования.
- III. Организация психологической службы в образовательном учреждении.
- IV. Направления и виды деятельности психолога образования.
- Тематический план учебной дисциплины
- 4. Теоретические занятия.
- 5. Практические занятия.
- Темы семинарских занятий.
- 6. Самостоятельная работа.
- Перечень примерных тем для самостоятельной работы студентов.
- 7. Формы контроля.
- Примерное содержание, вариативность заданий текущего контроля и критерии оценки:
- Примерная тематика вопросов для оценки остаточных знаний по учебной дисциплине
- 8. Материально–техническое обеспечение учебной дисциплины
- 9. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- По окончании изучения дисциплины студенты должны:
- 10. Основная литература.
- 11. Дополнительная литература.
- Раздел 1.
- Краткий экскурс в историю становления службы практической психологии образования
- Раздел 2.
- Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
- Раздел 3.
- Организация деятельности психолога в образовательном учреждении
- 3.1. Материально-техническое обеспечение психологической службы учреждения образования
- 3.2. Рабочая документация психолога образования
- Выписка
- Результаты психологической работы
- 2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
- 3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
- 4. Тематика индивидуальной работы с детьми.
- Перспективный план профессиональной деятельности педагога - психолога
- Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы
- 2. Учетно-регистрационные документы:
- 3. Справочно-информационные документы:
- Раздел 4.
- Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- 4.1. Комплексные виды деятельности в работе психолога образования
- 4.2. Базовые виды психологической деятельности и специфика их использования в учреждении образования
- 4.3. Психологическое обеспечение педагогического процесса.
- Раздел 1. Введение.
- Раздел 2. Адаптация
- Раздел 3. Текущее обслуживание
- Раздел 5.
- Оценка профессиональной деятельности психолога образования
- Глоссарий
- Приложение
- II. Цели и задачи Службы
- III. Организация деятельности Службы
- IV. Основные направления деятельности Службы
- V. Обеспечение деятельности Службы
- Проект рабочей КонцепциИ психологической службы образования
- Актуальные проблемы образования и задачи школьной психологической службы
- Основные положения
- Кодекс психолога в образовании
- Направления работы психолога в образовании
- Модели работы психолога в образовании
- Договор о работе психолога в образовательном учреждении
- Цели школьной психологической службы
- Организация приема детей в школу и комплектование ученических классов
- Налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей
- Изучение процесса личностного развития учащихся
- Оценка воспитанности учащихся
- Работа школьного психолога с учителями
- Работа школьного психолога с администрацией школы и классными руководителями (воспитателями)
- Шесть проблем и одна тема47
- Противоречия практической психологии образования
- Перспективы практической психологии образования
- О педологических извращениях в современном образовании81
- Сместим акценты
- Необходимая консультация
- Конкретные примеры
- Профильное обучение и диагностика
- В школе должно быть комфортно
- Общероссийской общественной организации «Федерация Психологов Образования России»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2. Цели, задачи, права и обязанности Федерации.
- 2.1. Основные цели Федерации:
- 2.2. Задачи Федерации:
- Права и обязанности Федерации.
- 2.4. Федерация в соответствии с действующим законодательством обязана:
- Глава 3. Организационная структура. Региональные и местные отделения Федерации.
- Глава 4. Члены Федерации, их права и обязанности. Члены Федерации.
- Права и обязанности члена Федерации.
- Прием, выход и исключение из членов Федерации.
- Глава 5. Структура центральных органов Федерации Съезд Федерации
- Президиум Федерации.
- Президент Федерации (Руководитель Президиума).
- Исполнительный Директор Федерации
- Ревизионная Комиссия Федерации.
- Глава 6. Структура региональных отделений Федерации Общее Собрание Регионального Отделения
- Правление Регионального Отделения.
- Ревизионная Комиссия Регионального Отделения.
- Глава 7. Структура Местных отделений Федерации Общее Собрание Местного Отделения
- Правление Местного Отделения.
- Председатель Правления (отделения) Местного Отделения.
- Ревизионная комиссия Местного Отделения.
- Глава 8. Собственность и источники формирования имущества Федерации. Собственность Федерации.
- Источники формирования имущества Федерации.
- Субъекты права собственности Федерации.
- Глава 9. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав Федерации.
- Глава 10. Реорганизация и ликвидация Федерации. Реорганизация и ликвидация Федерации.
- К разделу 2. Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практических психологов образования
- Этический кодекс Педагога-психолога службы практической психологии образования россии
- Основные этические принципы деятельности психолога
- 1. Принцип конфиденциальности
- 2. Принцип компетентности
- 3. Принцип ответственности
- 4. Принцип этической и юридической правомочности
- 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- 6. Принцип благополучия клиента
- 7. Принцип профессиондльной кооперации
- 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Этические принципы и правила работы практического психолога образования82
- Выписка
- Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации
- Педагог- психолог
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Выписка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации»
- Глава I. Общие положения.
- Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации
- Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка
- Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона
- О защите прав детей в Новосибирской области
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Защита прав и охраняемых законом интересов детей в основных сферах жизнедеятельности
- Глава 3. Организационные основы защиты прав детей в новосибирской области
- Глава 4. Заключительные положения
- Примерная схема психологического анализа личности школьника
- Примерная схема психологической характеристики класса или группы
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива
- Примерная схема изучения классного коллектива и составления его психолого-социально-педагогической характеристики
- Центры психолого-педагогической и медико- социальной помощи детям г.Новосибирска
- К РазделУ 4. Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- Образец преставления стендовой консультации
- Прислушаемся к советам своих детей
- О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования
- Введение
- 1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
- 2. Требования к разработчикам тестов
- 3. Требования к психологу-пользователю
- 4. Требования к специалистам-непсихологам
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации Методическое письмо Министерства образования рф от 24.04.95 №46/19-15
- 1. Общие положения
- 2. Виды программ
- 3. Общие требования к программам
- 4. Требования к сочетанию программ
- 5. Региональные требования к программам
- 6. Экспертиза программ дошкольного образования
- О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях Методическое письмо Министерства образования рф от 17.05.95
- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек
- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек
- Методическое содержание основных диагностических минимумов
- Изучение оценочной стратегии воспитателя
- Показатели общения педагога с детьми
- Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
- Наблюдение за поведением ребенка в ситуации специально организованной игровой деятельности
- Карта наблюдения Стотта
- Карта наблюдения
- Содержание симптомокомплексов
- Социометрическая матрица
- Обработка и интерпретация результатов
- Изучение психологического климата в классе
- Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
- Психологическая оценка содержания урока
- Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке
- Организация учителем обратной связи
- Воспитательное воздействие личности на уроке
- Результаты урока
- Примерная Схема наблюдения на уроке
- II. Степень владения педагогом предметом и средством обучения
- III. Техника объяснений и подачи материала.
- IV. Организация учебного взаимодействия:
- V. Поддержание творческой атмосферы на уроке.
- VI. Поддерживание дисциплины в классе:
- К разделу 5. Оценка профессиональной деятельности психолога
- Психолог – действующее лицо или декорация?136
- Отбирали, отбираем и будем отбирать!139
- Мы говорим «диагностика», подразумеваем «отбор»
- Сама садик я садила, сама буду поливать...
- Кому это нужно?
- Столичный опыт
- С ног на голову140
- Отклонение от стандарта
- Значит, это кому-то нужно
- У кого больше прав
- О бедном отличнике
- Прогноз без уверенности
- Чтобы костюмчик сидел
- Школьная селекция: пробы и ошибки141
- Знания по крупицам
- За и против
- «Нормальные» и «ненормальные»
- Курьезные случаи
- Колебания маятника
- Виды профессиональной компетентности
- Акмеограмма практического психолога
- Краткий перечень российских периодических изданий
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
- Вестник тгпу (Серия «Педагогика», Спецвыпуск «Психология»)
- Вопросы психологии
- Воспитательная работа в школе
- Гуманизация образования
- Мир психологии
- Прикладная психология и психоанализ
- Философия образования
- 82Вестник образования. – 1995, № 7.