logo
белобрыкина

Карта наблюдения Стотта

Метод наблюдения в исследовании личности имеет большие возможности, но, к сожалению, его потенциал зачастую используется явно недостаточно. Педагогическая деятельность по своей сути такова, что педагогу вольно или невольно приходится наблюдать личность учащегося в том или другом виде деятельности, разных ситуациях общения и поведения.

Методика предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы123. К дезадаптированным относятся два типа учеников:

Карта наблюдения состоит из 16 комплексов симптомов — особенностей поведения, их называют «симптомокомплексами» (СК). В каждом СК есть перечень особенностей поведения ребенка. Каждый СК пронумерован и имеет собственное название

Содержание этой методики состоит в том, что хорошо знающий ребенка взрослый отмечает на специальном бланке («карте») наличие у ребенка тех форм поведения или характеристик личности, которые описаны в перечне симптомов дезадаптации (зачеркивая соответствующий номер). Заполнить карту могут и учителя, и родители, но для интерпретации полученных данных, а тем более для установления диагноза «школьная дезадаптация»» необходима специальная профессиональная подготовка.

В целом, чем больше зачеркнутых клеточек в «карте», тем больше вероятность школьной дезадаптации. Однако значение отдельных поведенческих реакций для общего синдрома дезадаптации является разным: несколько тяжелых нарушений могут иметь информативный удельный вес больше, чем множество незначительных, и определенное заключение в каждом отдельном случае требует профессионального учета разной дополнительной информации.

Алгоритм заполнения карты наблюдений

1. При заполнении карты наблюдения необходимо взять бланк (таблица № 1) и отметить наличие какой-либо особенности поведения знаком «+», а его отсутствие знаком «-».

2. Каждая особенность поведения имеет неодинаковый информативный вес (за одну особенность поведения дается 1 балл, за другую — 2 балла), поэтому необходим перевод первичных показателей в сырые баллы (таблица № 2).

3. В каждом СК баллы по образцам поведения суммируются. То есть каждый СК получает определенное количество баллов.

4. Затем баллы по каждому СК переводятся в проценты. Проценты показывают насколько сильно выражен определенный СК от максимально возможной выраженности. Для перевода в проценты пользуются таблицей № 3.

5. Для каждого СК числовые шкалы (от 0% до 100%) разбиты на пять интервалов:

0-20% — слабая выраженность данного качества.

20-40% — заметная выраженность.

40-60% — сильная выраженность

60-80% — очень сильная выраженность.

80-100% — чрезмерная выраженность качества, когда оно уже перерастает в другое качество (например, бережливость перерастает в жадность).

Согласно утверждению Стотта, числовые показатели СК имеют ориентировочное значение, поэтому при интерпретации обращаться с ними нужно осторожно. Методика, несмотря на представленные в отдельных публикациях данные о ее использовании, не стандартизирована на российской выборке испытуемых, что, однако, не умаляет значения при ее использовании для практических целей.