Раздел 3. Текущее обслуживание
Это этап напрямую зависит от концепции развития и заложенных в них показателей динамики развития. Они могут быть представлены комплексами достижений, системами ЗУНов (знаний, умений, навыков), блоками новообразований и т.д. По этой причине большинство образовательных программ имеют системы текущего обеспечения, адаптированные для данного программного содержания. Чаще всего они построены в форме психолого-педагогической диагностики.
Цель: обеспечение концептуальной целостности программного содержания и психолого-педагогического влияния в конкретных условиях функционирования образовательной программы.
Содержание деятельности:
психологизация программного содержания в контексте реального педагогического процесса;
констатация показателей динамики развития в соответствии с программными требованиями.
Представленная модель психологического обслуживания образовательных программ непосредственно определяет содержательный компонент систем психологического обеспечения педагогического процесса в образовательном учреждении. Вместе с тем, как и всякая система специального обеспечения, она включает также и процессуальный компонент, позволяющий оптимизировать педагогические средства, методы и формы взаимодействия, которые, в свою очередь, должны быть психологически обоснованными. В связи с этим при организации педагогической деятельности (занятий, уроков, внеучебной деятельности) психолог помогает педагогу ответить на вопросы: «Что делать?» и «Как делать?», но не с дидактических, а с собственно психологических позиций, ориентированных на инвариантность выбора.
В контексте общей профессиональной стратегии психолога образовательного учреждения психологическое обеспечение педагогического процесса организуется как плановая деятельность, реализуемая по запросу администрации и педагогического коллектива, основу содержания которой составляют психологический анализ протекания ведущей деятельности детей, особенности педагогического взаимодействия, текущая и контрольная психодиагностика, экспертиза и психологический консалтинг.
По мнению Е.И.Изотовой, только «комплексный», междисциплинарный подход к реализации образовательной стратегии способствует решению профессиональной проблемы специалистов педагогического профиля — проблемы практического психолого-педагогического сотрудничества.
В заключении отметим, что педагогическая инновация в современных условиях развития общества является не только требованием времени, но и способом выживания на рынке услуг, а также одним из средств достижения социально-психологического благополучия работников образовательной сферы.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и самопроверки:
Обозначьте направления психопрофилактической деятельности детского практического психолога.
Сформулируйте особенности организации и проведения психопрофилактики в условиях учреждения образования.
Кто из субъектов образовательного пространства может быть включен в круг участников психопрофилактической деятельности.
В целях освоения профилактической деятельности:
составьте план психопрофилактических мероприятий в условиях учреждения образования для разных возрастных групп детей.
дифференцируйте проблему психического развития на материале обследования детей (возраст по выбору) с определением коррекционно-развивающей стратегии.
Определите назначение психологизации педагогического процесса в учреждении образования.
Сформулируйте содержание стратегий психологизации педагогического процесса в учреждении образования.
Перечислите основные психологические установки, определяющие учебно-воспитательную стратегию педагога.
Перечислите основные задачи психологического просвещения.
Определите содержание и направление психологического просвещения в условиях учреждения образования.
Обозначьте, в каких формах может быть реализовано психологическое просвещение.
Составьте план мероприятий по психологическому просвещению:
родителей;
педагогов.
Охарактеризуйте следующие направления деятельности педагога-психолога: психологическая поддержка, психологическое сопровождение, психологическая помощь. В чем состоит их сходство и отличие?
В чем состоит сущность и какова основная цель психологического сопровождения образовательного процесса. Перечислите основные формы и виды работы в этом направлении.
Сформулируйте предмет и содержание диагностической деятельности практического психолога образования в зависимости от типа учреждения и возраста детей.
Раскройте содержательные аспекты психологического инструментария педагога-психолога в образовательном учреждении.
Перечислите виды психодиагностических средств (тесты и методики). Приведите примеры.
Опишите подготовительный (адаптационный, основной, интерпретационный, заключительный) этап психологического обследования в условиях дошкольного учреждения.
Сформулируйте правила тестирования детей разного возраста.
Дайте классификацию основных характеристик психического развития детей:
дошкольного возраста.
младшего школьного возраста
подросткового возраста
раннего юношеского возраста.
Определите специфику психодиагностических методов применительно к каждому из обозначенных возрастов.
С какой целью используется карта Стотта?
В целях освоения психодиагностической деятельности и формирования навыка тестирования и обработки диагностических данных:
составьте стратегию диагностики:
познавательного развития детей (возраст по выбору);
коммуникативного развития детей (возраст по выбору);
личностно-эмоционального развития детей (возраст по выбору);
профессионального самоопределения подростков и старшеклассников;
составьте программу психологического обследования детей (возраст по выбору).
проведите диагностику психического развития ребенка с использованием:
стандартизированных тестов;
проективных тестов;
дифференцирующих методик;
дифференцирующего наблюдения.
осуществите фиксацию и анализ психодиагностической деятельности психолога в учреждении образования с точки зрения направления и содержания запроса.
В чем состоит особенность психологической коррекции в учреждении образования.
Сформулируйте правила коррекционной деятельности детского практического психолога.
Определите предмет и содержание психокоррекционных мероприятий в условиях дошкольного учреждения.
Какова специфика предмета и содержания психокоррекционных мероприятий применительно к детям школьного возраста.
Сформулируйте особенности организации и проведения психокоррекции в условиях дошкольного учреждения, начального, среднего и старшего звена школы.
Перечислите и охарактеризуйте основные принципы коррекционных программ?
Каковы основные препятствия в реализации программ коррекции в условиях образовательного учреждения?
Перечислите основные формы групповой коррекционно-развивающей работы в ОУ. Охарактеризуйте одну из форм.
Что можно и что нельзя коррегировать у ребенка?
Составьте программу коррекционно-развивающих занятий с определением типов, видов, форм и средств работы по следующим направлениям (возраст по выбору):
отклонения и проблемы познавательного развития;
отклонения и проблемы развития личности;
отклонения и проблемы эмоционального развития;
отклонения и проблемы коммуникативного развития.
Раскройте смысл понятия «психологически благоприятные условия развития ребенка».
Раскройте содержательную сторону понятия «индивидуальный образовательный маршрут» ребенка.
Каковы формы и методы работы психолога по выявлению детей группы риска?
Какое содержание вкладывается в понятие «целенаправленная работа с детьми группы риска»?
В каких формах и какими средствами реализуется работа психолога по выявлению детей «группы риска».
Что поддается психологической корректировке в работе с детьми группы риска?
Раскройте понятие «психологическое консультирование». Определите его специфику в условиях образовательного учреждения.
В чем состоит основной смысл стендовых консультаций?
Подготовьте стендовый практический материал рекомендательного характера для родителей (тематика по выбору).
Проведите индивидуальную консультацию с родителями детей дошкольного (младшего школьного) возраста (обработка и удовлетворение запроса). Проанализируйте трудности, с которыми столкнулись.
Дайте обоснование структуры и содержания психологического обеспечения педагогического процесса в учреждении образования в соответствии с образовательными и воспитательными целями.
Сформулируйте цели и содержание системы психологического обеспечения по разделам: введение, адаптация, текущее обслуживание.
Назовите основные требования, выполнение которых обеспечивает эффективность наблюдения как метода психологической диагностики.
Какова основная цель психологической экспертизы в условиях учреждения образования?
По каким направлениям осуществляется психологическая экспертиза?
С какими трудностями может столкнуться специалист, реализуя функцию экспертизы?
Проведите мини-исследование для выявления того, что понимают под психологической экспертизой педагоги, руководители образовательных учреждений и родители. Объясните причины вариативности суждений.
В чем состоит суть квалиметрического подхода в ситуации экспертизы?
Назовите основные этапы экспертизы.
Какие, на ваш взгляд, необходимо соблюдать условия при формировании экспертных групп?
Подготовьте пакет нормативно-правовых документов, необходимых психологу для осуществления экспертизы профессиональной компетентности педагогического коллектива.
Составьте программу экспертизы профессиональной компетентности педагога.
Исходя из требований к психодиагностике, дайте экспертную качественно-содержательную качества следующих изданий:
методическое пособие «Диагностика умственного развития дошкольников» /Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской (М.: Педагогика, 1978);
учебное пособие «Практическая психодиагностика: методы и методики» /Ред.-составитель Д.Я.Райгородский. – Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2003.
Исходя из рекомендаций по экспертизе образовательных программ, составьте заключение о соответствии психологическим требованиям программы, технологии, принятой к реализации в конкретном учреждении образования (на выбор: детский сад, школа).
Проанализируйте базовые теоретические положения (по итогам практики) с определением «концепции развития» образовательных программ (по выбору) для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Сделайте психологический анализ:
занятия познавательного цикла в ДОУ в контексте функционирующей программы;
самостоятельной деятельности детей;
школьного урока (возраст по выбору);
системы отношений «педагог – ребенок» (возраст детей по выбору).
В чем состоит суть профессионального самоопределения психолога?
Какой вид деятельности психолога в системе образования можно назвать приоритетным? Обоснуйте свой ответ.
В каком направлении деятельности вы видите самосовершенствование, личностный рост?
- Теория и практика психологической службы в образовании
- 031000 (050706.65) «Педагогика и психология»
- Предисловие
- Рабочая программа учебной дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Содержание программы учебной дисциплины
- I. История детской практической психологии.
- II. Законодательно-правовые и нормативные акты регулирования деятельности практического психолога в сфере образования.
- III. Организация психологической службы в образовательном учреждении.
- IV. Направления и виды деятельности психолога образования.
- Тематический план учебной дисциплины
- 4. Теоретические занятия.
- 5. Практические занятия.
- Темы семинарских занятий.
- 6. Самостоятельная работа.
- Перечень примерных тем для самостоятельной работы студентов.
- 7. Формы контроля.
- Примерное содержание, вариативность заданий текущего контроля и критерии оценки:
- Примерная тематика вопросов для оценки остаточных знаний по учебной дисциплине
- 8. Материально–техническое обеспечение учебной дисциплины
- 9. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- По окончании изучения дисциплины студенты должны:
- 10. Основная литература.
- 11. Дополнительная литература.
- Раздел 1.
- Краткий экскурс в историю становления службы практической психологии образования
- Раздел 2.
- Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
- Раздел 3.
- Организация деятельности психолога в образовательном учреждении
- 3.1. Материально-техническое обеспечение психологической службы учреждения образования
- 3.2. Рабочая документация психолога образования
- Выписка
- Результаты психологической работы
- 2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
- 3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
- 4. Тематика индивидуальной работы с детьми.
- Перспективный план профессиональной деятельности педагога - психолога
- Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы
- 2. Учетно-регистрационные документы:
- 3. Справочно-информационные документы:
- Раздел 4.
- Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- 4.1. Комплексные виды деятельности в работе психолога образования
- 4.2. Базовые виды психологической деятельности и специфика их использования в учреждении образования
- 4.3. Психологическое обеспечение педагогического процесса.
- Раздел 1. Введение.
- Раздел 2. Адаптация
- Раздел 3. Текущее обслуживание
- Раздел 5.
- Оценка профессиональной деятельности психолога образования
- Глоссарий
- Приложение
- II. Цели и задачи Службы
- III. Организация деятельности Службы
- IV. Основные направления деятельности Службы
- V. Обеспечение деятельности Службы
- Проект рабочей КонцепциИ психологической службы образования
- Актуальные проблемы образования и задачи школьной психологической службы
- Основные положения
- Кодекс психолога в образовании
- Направления работы психолога в образовании
- Модели работы психолога в образовании
- Договор о работе психолога в образовательном учреждении
- Цели школьной психологической службы
- Организация приема детей в школу и комплектование ученических классов
- Налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей
- Изучение процесса личностного развития учащихся
- Оценка воспитанности учащихся
- Работа школьного психолога с учителями
- Работа школьного психолога с администрацией школы и классными руководителями (воспитателями)
- Шесть проблем и одна тема47
- Противоречия практической психологии образования
- Перспективы практической психологии образования
- О педологических извращениях в современном образовании81
- Сместим акценты
- Необходимая консультация
- Конкретные примеры
- Профильное обучение и диагностика
- В школе должно быть комфортно
- Общероссийской общественной организации «Федерация Психологов Образования России»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2. Цели, задачи, права и обязанности Федерации.
- 2.1. Основные цели Федерации:
- 2.2. Задачи Федерации:
- Права и обязанности Федерации.
- 2.4. Федерация в соответствии с действующим законодательством обязана:
- Глава 3. Организационная структура. Региональные и местные отделения Федерации.
- Глава 4. Члены Федерации, их права и обязанности. Члены Федерации.
- Права и обязанности члена Федерации.
- Прием, выход и исключение из членов Федерации.
- Глава 5. Структура центральных органов Федерации Съезд Федерации
- Президиум Федерации.
- Президент Федерации (Руководитель Президиума).
- Исполнительный Директор Федерации
- Ревизионная Комиссия Федерации.
- Глава 6. Структура региональных отделений Федерации Общее Собрание Регионального Отделения
- Правление Регионального Отделения.
- Ревизионная Комиссия Регионального Отделения.
- Глава 7. Структура Местных отделений Федерации Общее Собрание Местного Отделения
- Правление Местного Отделения.
- Председатель Правления (отделения) Местного Отделения.
- Ревизионная комиссия Местного Отделения.
- Глава 8. Собственность и источники формирования имущества Федерации. Собственность Федерации.
- Источники формирования имущества Федерации.
- Субъекты права собственности Федерации.
- Глава 9. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав Федерации.
- Глава 10. Реорганизация и ликвидация Федерации. Реорганизация и ликвидация Федерации.
- К разделу 2. Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практических психологов образования
- Этический кодекс Педагога-психолога службы практической психологии образования россии
- Основные этические принципы деятельности психолога
- 1. Принцип конфиденциальности
- 2. Принцип компетентности
- 3. Принцип ответственности
- 4. Принцип этической и юридической правомочности
- 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- 6. Принцип благополучия клиента
- 7. Принцип профессиондльной кооперации
- 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Этические принципы и правила работы практического психолога образования82
- Выписка
- Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации
- Педагог- психолог
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Выписка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации»
- Глава I. Общие положения.
- Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации
- Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка
- Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона
- О защите прав детей в Новосибирской области
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Защита прав и охраняемых законом интересов детей в основных сферах жизнедеятельности
- Глава 3. Организационные основы защиты прав детей в новосибирской области
- Глава 4. Заключительные положения
- Примерная схема психологического анализа личности школьника
- Примерная схема психологической характеристики класса или группы
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива
- Примерная схема изучения классного коллектива и составления его психолого-социально-педагогической характеристики
- Центры психолого-педагогической и медико- социальной помощи детям г.Новосибирска
- К РазделУ 4. Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- Образец преставления стендовой консультации
- Прислушаемся к советам своих детей
- О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования
- Введение
- 1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
- 2. Требования к разработчикам тестов
- 3. Требования к психологу-пользователю
- 4. Требования к специалистам-непсихологам
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации Методическое письмо Министерства образования рф от 24.04.95 №46/19-15
- 1. Общие положения
- 2. Виды программ
- 3. Общие требования к программам
- 4. Требования к сочетанию программ
- 5. Региональные требования к программам
- 6. Экспертиза программ дошкольного образования
- О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях Методическое письмо Министерства образования рф от 17.05.95
- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек
- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек
- Методическое содержание основных диагностических минимумов
- Изучение оценочной стратегии воспитателя
- Показатели общения педагога с детьми
- Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
- Наблюдение за поведением ребенка в ситуации специально организованной игровой деятельности
- Карта наблюдения Стотта
- Карта наблюдения
- Содержание симптомокомплексов
- Социометрическая матрица
- Обработка и интерпретация результатов
- Изучение психологического климата в классе
- Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
- Психологическая оценка содержания урока
- Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке
- Организация учителем обратной связи
- Воспитательное воздействие личности на уроке
- Результаты урока
- Примерная Схема наблюдения на уроке
- II. Степень владения педагогом предметом и средством обучения
- III. Техника объяснений и подачи материала.
- IV. Организация учебного взаимодействия:
- V. Поддержание творческой атмосферы на уроке.
- VI. Поддерживание дисциплины в классе:
- К разделу 5. Оценка профессиональной деятельности психолога
- Психолог – действующее лицо или декорация?136
- Отбирали, отбираем и будем отбирать!139
- Мы говорим «диагностика», подразумеваем «отбор»
- Сама садик я садила, сама буду поливать...
- Кому это нужно?
- Столичный опыт
- С ног на голову140
- Отклонение от стандарта
- Значит, это кому-то нужно
- У кого больше прав
- О бедном отличнике
- Прогноз без уверенности
- Чтобы костюмчик сидел
- Школьная селекция: пробы и ошибки141
- Знания по крупицам
- За и против
- «Нормальные» и «ненормальные»
- Курьезные случаи
- Колебания маятника
- Виды профессиональной компетентности
- Акмеограмма практического психолога
- Краткий перечень российских периодических изданий
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
- Вестник тгпу (Серия «Педагогика», Спецвыпуск «Психология»)
- Вопросы психологии
- Воспитательная работа в школе
- Гуманизация образования
- Мир психологии
- Прикладная психология и психоанализ
- Философия образования
- 82Вестник образования. – 1995, № 7.