3. Справочно-информационные документы:
3.1. План работы психологической службы, утвержденный педагогическим советом и заверенный руководителем учреждения.
3.2. Режим работы психолога (психологов) учреждения, утвержденный руководителем учреждения.
3.3. Журнал предварительной записи на индивидуальные и групповые консультации.
3.4. Журнал планов самоподготовки, стажировки, повышения квалификации.
3.5. Список домашних телефонов всех членов педагогического коллектива учреждения.
3.6. Списки детей по группам (классам), домашние телефоны, рабочие телефоны родителей (или лиц, их заменяющих), включая их имена и отчества.
3.7. Список специалистов-смежников, специализированных центров и консультаций медико-психологического профиля (с телефонами и адресами), в том числе «телефонов доверия» (Приложение 23).
4. Документы для служебного пользования (ДСП):19
4.1. Индивидуальные карты психолого-педагогического обследования.
4.3. Журнал регистрации индивидуальных консультаций (при наличии индивидуальных карт на детей в журнале регистрируются консультации педагогов и родителей).
Тексты тестов, ключи.
Материалы тестовых обследований, протоколы наблюдений, бесед.
Входная и выходная документация (запросы специалистов-смежников, заключения, карты (истории) развития ребенка).
Именно на основе изучения документации судят о степени профессионализма специалиста. Причем критерием оценки выступает не только наличие документации, но и корректность ее ведения психологом. Допустимо, с учетом специфики функционирования образовательного учреждения, особых условий работы и ведомственной подчиненности педагога-психолога, включение в данный перечень или исключение из него тех или иных форм документов. В то же время, чтобы работа психолога не сводилась к формализации содержания деятельности за счет преобладания «бумажной» отчетности, необходимо с особой тщательностью подойти к комплектации, оформлению и аргументированному обоснованию пакета документов, без которых действительно невозможно обойтись. Соответственно, ключевыми требованиями формирования пакета рабочей документации, выступают требования унификации (обладать определенной универсальностью как для деятельности психолога с «условно-нормативными» детьми разного возраста, так и для возможности работы с детьми с различными отклонениями в развитии) и компактности (быть не громоздкой и по возможности занимать минимальное время на ее ведение).
Вопросы и задания для самопроверки:
Дайте характеристику основных функциональных зон деятельности психолога.
Охарактеризуйте специфику организации деятельности педагога-психолога в учреждении образования.
Представьте краткую характеристику основных групп рабочей документации педагога-психолога.
Перечислите документацию педагога-психолога, которая является закрытой для доступа третьим лицам.
Обоснуйте, какую функцию выполняет договор с родителями о согласии на психологическую работу с ребенком.
Расскажите, при каких условиях допустимо сообщение психологической информации о ребенке третьим лицам.
Обозначьте целевую принадлежность ведения карты развития ребенка.
Составьте картотеку имеющихся в образовательном учреждении (по итогам практики) методических материалов и литературы.
Обоснуйте значение рабочего плана деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
Рассчитайте хронометраж и количество мероприятий по различным направлениям деятельности психолога на учебный год исходя из объема рабочей нагрузки 0,5 и 1 ставки по штатному расписанию.
На основании произведенных расчетов составьте:
годовой план работы с учетом целей и задач образовательного учреждения;
дифференцированный план работы на месяц;
план-сетку работы психолога на неделю.
Перечислите основные виды психологических запросов родителей:
детей дошкольного возраста;
младших школьников;
подростков.
Проанализируйте (по итогам практики) циклограмму работы психолога образовательного учреждения с точки зрения функциональной эффективности. Сформулируйте рекомендации по совершенствованию графика работы с учетом пожеланий педагогов, родителей и администрации образовательного учреждения.
Составьте реестр имеющейся у психолога (по итогам практики) справочно-информационной документации. Сформулируйте рекомендации по совершенствованию комплектации данной группы документов.
Представьте анализ (в письменный форме):
имеющейся рабочей документации педагога-психолога в конкретном учреждении образования (по итогам практики). Сформулируйте рекомендации по совершенствованию комплекта документов и форм их ведения.
организации рабочего пространства психолога в конкретном учреждении образования (по итогам практики) в соответствии с требованиями, предъявляемым к оформлению кабинета. Сформулируйте и обоснуйте рекомендации для психолога, администрации учреждения по совершенствованию материального обеспечения рабочего места специалиста.
С целью формирования навыков оформления специальной и организационной документации практического психолога:
осуществите психологический анализ урока и составьте психологическое заключение с рекомендациями педагогу;
заполните форму протокола диагностического обследования ребенка любого возраста (по выбору);
заполните форму протокола беседы с ребенком любого возраста;
оформите психологическое заключение на материале диагностического обследования (по выбору):
детей дошкольного возраста;
младших школьников;
учащихся среднего звена школы;
старшеклассников.
составьте выписку психологического заключения;
составьте психологическую характеристику:
ребенка (возраст по выбору);
детского коллектива.
заполните карту развития ребенка дошкольного возраста, используя медицинскую и педагогическую документацию;
обработайте психологический запрос с оформлением его в соответствующем журнале.
заполните карту наблюдений Стотта и на основе анализа результатов наблюдения ребенка сформулируйте методические рекомендации для педагога и родителей.
Обоснуйте принципы комплектации пакета рабочих документов для учреждений образования разного типа и вида.
Перечислите и охарактеризуйте основные формы психодиагностической документации.
- Теория и практика психологической службы в образовании
- 031000 (050706.65) «Педагогика и психология»
- Предисловие
- Рабочая программа учебной дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Содержание программы учебной дисциплины
- I. История детской практической психологии.
- II. Законодательно-правовые и нормативные акты регулирования деятельности практического психолога в сфере образования.
- III. Организация психологической службы в образовательном учреждении.
- IV. Направления и виды деятельности психолога образования.
- Тематический план учебной дисциплины
- 4. Теоретические занятия.
- 5. Практические занятия.
- Темы семинарских занятий.
- 6. Самостоятельная работа.
- Перечень примерных тем для самостоятельной работы студентов.
- 7. Формы контроля.
- Примерное содержание, вариативность заданий текущего контроля и критерии оценки:
- Примерная тематика вопросов для оценки остаточных знаний по учебной дисциплине
- 8. Материально–техническое обеспечение учебной дисциплины
- 9. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- По окончании изучения дисциплины студенты должны:
- 10. Основная литература.
- 11. Дополнительная литература.
- Раздел 1.
- Краткий экскурс в историю становления службы практической психологии образования
- Раздел 2.
- Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
- Раздел 3.
- Организация деятельности психолога в образовательном учреждении
- 3.1. Материально-техническое обеспечение психологической службы учреждения образования
- 3.2. Рабочая документация психолога образования
- Выписка
- Результаты психологической работы
- 2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
- 3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
- 4. Тематика индивидуальной работы с детьми.
- Перспективный план профессиональной деятельности педагога - психолога
- Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы
- 2. Учетно-регистрационные документы:
- 3. Справочно-информационные документы:
- Раздел 4.
- Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- 4.1. Комплексные виды деятельности в работе психолога образования
- 4.2. Базовые виды психологической деятельности и специфика их использования в учреждении образования
- 4.3. Психологическое обеспечение педагогического процесса.
- Раздел 1. Введение.
- Раздел 2. Адаптация
- Раздел 3. Текущее обслуживание
- Раздел 5.
- Оценка профессиональной деятельности психолога образования
- Глоссарий
- Приложение
- II. Цели и задачи Службы
- III. Организация деятельности Службы
- IV. Основные направления деятельности Службы
- V. Обеспечение деятельности Службы
- Проект рабочей КонцепциИ психологической службы образования
- Актуальные проблемы образования и задачи школьной психологической службы
- Основные положения
- Кодекс психолога в образовании
- Направления работы психолога в образовании
- Модели работы психолога в образовании
- Договор о работе психолога в образовательном учреждении
- Цели школьной психологической службы
- Организация приема детей в школу и комплектование ученических классов
- Налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей
- Изучение процесса личностного развития учащихся
- Оценка воспитанности учащихся
- Работа школьного психолога с учителями
- Работа школьного психолога с администрацией школы и классными руководителями (воспитателями)
- Шесть проблем и одна тема47
- Противоречия практической психологии образования
- Перспективы практической психологии образования
- О педологических извращениях в современном образовании81
- Сместим акценты
- Необходимая консультация
- Конкретные примеры
- Профильное обучение и диагностика
- В школе должно быть комфортно
- Общероссийской общественной организации «Федерация Психологов Образования России»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2. Цели, задачи, права и обязанности Федерации.
- 2.1. Основные цели Федерации:
- 2.2. Задачи Федерации:
- Права и обязанности Федерации.
- 2.4. Федерация в соответствии с действующим законодательством обязана:
- Глава 3. Организационная структура. Региональные и местные отделения Федерации.
- Глава 4. Члены Федерации, их права и обязанности. Члены Федерации.
- Права и обязанности члена Федерации.
- Прием, выход и исключение из членов Федерации.
- Глава 5. Структура центральных органов Федерации Съезд Федерации
- Президиум Федерации.
- Президент Федерации (Руководитель Президиума).
- Исполнительный Директор Федерации
- Ревизионная Комиссия Федерации.
- Глава 6. Структура региональных отделений Федерации Общее Собрание Регионального Отделения
- Правление Регионального Отделения.
- Ревизионная Комиссия Регионального Отделения.
- Глава 7. Структура Местных отделений Федерации Общее Собрание Местного Отделения
- Правление Местного Отделения.
- Председатель Правления (отделения) Местного Отделения.
- Ревизионная комиссия Местного Отделения.
- Глава 8. Собственность и источники формирования имущества Федерации. Собственность Федерации.
- Источники формирования имущества Федерации.
- Субъекты права собственности Федерации.
- Глава 9. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав Федерации.
- Глава 10. Реорганизация и ликвидация Федерации. Реорганизация и ликвидация Федерации.
- К разделу 2. Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практических психологов образования
- Этический кодекс Педагога-психолога службы практической психологии образования россии
- Основные этические принципы деятельности психолога
- 1. Принцип конфиденциальности
- 2. Принцип компетентности
- 3. Принцип ответственности
- 4. Принцип этической и юридической правомочности
- 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- 6. Принцип благополучия клиента
- 7. Принцип профессиондльной кооперации
- 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Этические принципы и правила работы практического психолога образования82
- Выписка
- Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации
- Педагог- психолог
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Выписка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации»
- Глава I. Общие положения.
- Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации
- Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка
- Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона
- О защите прав детей в Новосибирской области
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Защита прав и охраняемых законом интересов детей в основных сферах жизнедеятельности
- Глава 3. Организационные основы защиты прав детей в новосибирской области
- Глава 4. Заключительные положения
- Примерная схема психологического анализа личности школьника
- Примерная схема психологической характеристики класса или группы
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива
- Примерная схема изучения классного коллектива и составления его психолого-социально-педагогической характеристики
- Центры психолого-педагогической и медико- социальной помощи детям г.Новосибирска
- К РазделУ 4. Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- Образец преставления стендовой консультации
- Прислушаемся к советам своих детей
- О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования
- Введение
- 1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
- 2. Требования к разработчикам тестов
- 3. Требования к психологу-пользователю
- 4. Требования к специалистам-непсихологам
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации Методическое письмо Министерства образования рф от 24.04.95 №46/19-15
- 1. Общие положения
- 2. Виды программ
- 3. Общие требования к программам
- 4. Требования к сочетанию программ
- 5. Региональные требования к программам
- 6. Экспертиза программ дошкольного образования
- О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях Методическое письмо Министерства образования рф от 17.05.95
- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек
- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек
- Методическое содержание основных диагностических минимумов
- Изучение оценочной стратегии воспитателя
- Показатели общения педагога с детьми
- Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
- Наблюдение за поведением ребенка в ситуации специально организованной игровой деятельности
- Карта наблюдения Стотта
- Карта наблюдения
- Содержание симптомокомплексов
- Социометрическая матрица
- Обработка и интерпретация результатов
- Изучение психологического климата в классе
- Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
- Психологическая оценка содержания урока
- Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке
- Организация учителем обратной связи
- Воспитательное воздействие личности на уроке
- Результаты урока
- Примерная Схема наблюдения на уроке
- II. Степень владения педагогом предметом и средством обучения
- III. Техника объяснений и подачи материала.
- IV. Организация учебного взаимодействия:
- V. Поддержание творческой атмосферы на уроке.
- VI. Поддерживание дисциплины в классе:
- К разделу 5. Оценка профессиональной деятельности психолога
- Психолог – действующее лицо или декорация?136
- Отбирали, отбираем и будем отбирать!139
- Мы говорим «диагностика», подразумеваем «отбор»
- Сама садик я садила, сама буду поливать...
- Кому это нужно?
- Столичный опыт
- С ног на голову140
- Отклонение от стандарта
- Значит, это кому-то нужно
- У кого больше прав
- О бедном отличнике
- Прогноз без уверенности
- Чтобы костюмчик сидел
- Школьная селекция: пробы и ошибки141
- Знания по крупицам
- За и против
- «Нормальные» и «ненормальные»
- Курьезные случаи
- Колебания маятника
- Виды профессиональной компетентности
- Акмеограмма практического психолога
- Краткий перечень российских периодических изданий
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
- Вестник тгпу (Серия «Педагогика», Спецвыпуск «Психология»)
- Вопросы психологии
- Воспитательная работа в школе
- Гуманизация образования
- Мир психологии
- Прикладная психология и психоанализ
- Философия образования
- 82Вестник образования. – 1995, № 7.