logo
белобрыкина

Глава 4. Заключительные положения

Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Юридические лица, должностные лица и граждане за нарушение настоящего Закона несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

К РАЗДЕЛУ 3.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Инструктивное письмо от 24.12.2001 № 29/1886-6

Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практичес­кой психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреж­дений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждаю­щихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразования России, подразде­ления вузов, учебно-методические кабинеты и центры органов уп­равления образованием и другие учреждения, оказывающие психо­логическую помощь участникам образовательного процесса.

В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, экспертно-консультационную, учебно-воспитательную, профилактическую, культурно-просветительскую и организационно-методическую.

Руководителям государственных и муниципальных образователь­ных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка пе­дагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 ча­сов в неделю, из них:

Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреж­дения необходимых условий работы, с учетом специфики и тре­бований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами, что предусматривается правилами внут­реннего распорядка образовательного учреждения.

Руководителям органов управления образованием субъектов Российской федерация при осуществлении инспекционных проверок в государственных и муниципальных образовательных учреждени­ях рекомендуется использовать установленное распределение ра­бочего времени педагога-психолога.

ПРИЛОЖЕНИЕ 17

СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Фамилия, имя ребенка, полный возраст (дата рождения), с какого времени посещает детский сад (обозначить какой – номер, название, тип), группа, имена воспитателей.

  1. Уровень здоровья ребенка (есть ли хронические заболевания, часто ли болеет инфекционными и простудными заболеваниями, переносил ли тяжелые болезни в прошлом, нормальными ли были роды, имеется ли отягощенная наследственность. Данный пункт заполняется совместно с медицинской сестрой на основе медицинского анамнеза, зафиксированного в карте-истории ребенка.

  2. Бытовые условия и социальное окружение, взаимоотношения в семье: состав семьи, проживает ли семья в отдельной квартире, материальное положение (достаточное, семья с низким уровнем доходов, материально обеспеченная семья), есть ли у ребенка место для игр и занятий, роль дедушек и бабушек в воспитании, влияние братьев и сестер, взаимоотношения с ними (здесь можно использовать методы наблюдения и беседы, естественный эксперимент, методики «Рисунок семьи» и ТОРО).

  3. Характеристика уровня развития общения со взрослыми и сверстниками: диагностика на основе критериев, предложенных Л.Н.Галигузовой и Е.О.Смирновой113; соответствует ли уровень развития общения возрастной норме; положение ребенка в системе межличностных отношений (социометрический эксперимент); характеристики коммуникабельного поведения (избирательность, коммуникабельность, наличие аутичных черт и пр.); характеристика направленности в общении.

  4. Особенности развития видов деятельности.

а) Характеристика предметно-манипулятивной деятельности (для детей раннего возраста): преобладающие действия (соотносящие, манипулятивные или орудийные); действия по образцу взрослых; самостоятельные действия; использование полифункциональных свойств предметов; характеристика ориентировочно-исследовательской деятельности.

б) Характеристика игровой деятельности (наблюдение и естественный эксперимент; критерии уровня развития игры, представленные в работах Д.Б.Эльконина, Н.Н.Поддъякова, Н.Я.Михайленко114 и др.):

в) Развитие продуктивных видов деятельности: уровень развития элементов трудовой деятельности (в том числе самообслуживание); сформированность навыков, умений, привычек; успешность в изодеятельности, конструировании, лепке, аппликации; наличие и стойкость интереса к обозначенным видам деятельности и уровень развития соответствующих умений и навыков в каждом из них; умение действовать по замыслу и по образцу; творческие проявления.

г) Сформированность предпосылок учебной деятельности и уровень готовности к школьному обучению (для старших дошкольников): развитие познавательных интересов, умение действовать в соответствии с инструкцией и подчинять учебные действия требованиям воспитателя; сформированность учебных действий; уровень активности, инициативности и усвоения различного материала; уровень мотивационной, познавательной, коммуникативной, личностной готовности к школьному обучению, школьная зрелость, развитие саморегуляции, шкала знаний.

  1. Развитие психических процессов.

а) Особенности развития познавательной сферы: развитие опосредованных и символических действий; соотношение произвольных и непроизвольных действий в памяти, восприятии, мышлении; сформированность внутреннего плана действий, уровень децентрации в познавательной деятельности; уровни развития детских видов мышления, памяти, воображения; индивидуальные особенности познавательной деятельности.

б) Сенсомоторное развитие: сформированность сенсорных эталонов и перцептивных действий; индивидуальные особенности ощущения и восприятия; сформированность моторных навыков и их соответствие возрастным нормам; успешность усвоения моторных действий; ловкость,

точность, скорость движений, их индивидуальный темп, характеристика тонких движений кистей рук.

в) Особенности развития речи: уровни речевого развития, их соответствие возрастным нормам; представленность функций речи; выраженность речевых нарушений; развитие видов речи (социальной: ситуативной, контекстной, письменной), развитие эгоцентрической и внутренней речи; индивидуальные особенности речи.

г) Особенности развития эмоциональной сферы: преобладающие эмоции; уровень и особенности протекания эстетических, нравственных, интеллектуальных и праксических чувств; впечатлительность, отзывчивость, способность к сопереживанию, наличие выраженных страхов, динамические особенности эмоциональных состояний.

д) Особенности развития волевой сферы: уровень сформированности произвольных действий, сформированность структуры волевого акта; индивидуальные особенности воли (дисциплинированность, самостоятельность, ответственность, целеполагание, характер принятия решений; особенности внимания.

6. Характеристика личности и индивидуальности, поведенческие проявления:

а) Сформированность направленности личности: выраженность основных проявлений личности и их устойчивость (эстетическая, интеллектуальная, праксическая, альтруистическая, гедоническая, эмоциональная направленность по классификации Б.И. Додонова; возрастные и индивидуальные проявления социальной и эгоцентрической направленности); характер протекания возрастных кризисов развития ребенка.

б) Особенности характера: сформированность характера и его проявления как отношение к себе, к людям, к деятельности, к вещам; эмоциональные, волевые, интеллектуальные черты характера; трудности характера, перспективы его развития.

в) Характеристика способностей: общие и специальные способности, их проявление в деятельности, нестандартное развитие (проявления одаренности, задержки в развитии, перспективы развития); характеристика задатков (соотношение сигнальных систем: художественный, мыслительный, средний тип; особенности сенсорных систем; обучаемость).

г) Характеристика свойств темперамента и особенностей высшей нервной деятельности ребенка: сензитивность, активность, реактивность, ригидность, эмоциональность, экстраверсия-интраверсия, темп деятельности; соотношение возбуждения и торможения, сила — слабость нервных процессов, подвижность — инертность, лабильность. Тип темперамента и тип высшей нервной деятельности, сформированность индивидуального стиля деятельности. Наличие отклонений в поведении: гипервозбудимость, упрямство, нестабильность и т.д., их возможные причины.

7. Рекомендации в осуществлении индивидуального подхода к ребенку в детском саду, школе, семье. Проект организации психокоррекционной работы и его обоснование.

ПРИЛОЖЕНИЕ 18

схема изучения личности школьника и составления психолого-педагогической характеристики

Общие данные:

Фамилия, имя, дата рождения; класс; общее физическое развитие: состояние здоровья; условия жизни и быта в семье. Взаимоотношение членов семьи. Правильность основной линии семейного воспитания.

Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе:

Общая характеристика класса (общее развитие учащихся, воспитанность, традиции и требования классного коллектива).

Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение).

Отношение к товарищам по классу (любит ли их, равнодушен к ним, не любит, дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чем основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина).

Дорожит ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять?

Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней)?

Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит, уважает их).

Учебная деятельность:

Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам). Уровень знаний.

Кругозор, начитанность.

Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно).

Интерес к занятию отношение к учению (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности).

Способность к учению:

Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).

Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома):

Отношение к труду (уважает или относится к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своей работы. Любит ли трудиться и что именно его привлекает: сам процесс, сделанная вещь или овладение определенным навыком).

Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает?

Организованность и дисциплинированность в труде.

Есть ли привычка к длительным усилиям?

Какие виды труда предпочитаете?

Направленность личности учащегося и специальные способности:

Интересы (перечислить все, чем интересуется учащийся): техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т. д.; отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если учащийся не просто проявляет интерес к какой-нибудь области знаний и деятельности, но серьезно ею занимается; подробно осветить интерес к чтению, любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимуществен но развлекательную). Убеждения, мечты, идеалы. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в поведении?

Отметить, есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (к музыке, рисованию, артистические способности и т.д.). В чем они проявляются?

О чем мечтает, и что намеревается делать в будущем (отметить в характеристике воспитанников, начиная с 6 класса)?

Дисциплинированность:

Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).

Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время и пр.).

Выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и какие именно). Отметить наиболее типичные нарушение дисциплины.

Особенности характера и темперамента:

Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера:

Выражение особенность темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности).

Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), его устойчивость. Чем вызываются его смены?

Общие психолого-педагогические выводы:

Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и т.д.).

Определение важнейших психолого-педагогических задач, состоящих перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы со школьниками.

ПРИЛОЖЕНИЕ 19