logo
белобрыкина

Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.

Психолог образовательного учреждения – это, прежде всего, специалист, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных особенностях этого развития и его индивидуальных вариантах. Вместе с тем, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, во всяком случае, в тех ее сторонах, которые определяют позицию, занимаемую взрослыми по отношению к ребенку.

Успешно работающего в сфере образования психолога отличают такие профессиональные качества как стремление к познанию себя и других, широта интересов и независимость взглядов, способность к эмпатии и рефлексии, высокий уровень ответственности за свои слова и действия, осознание границ своей компетентности. Кроме того, успешность работы педагога-психолога в большей степени зависит от того места, которое он сумеет занять в педагогическом коллективе, его взаимоотношений с администрацией образовательного учреждения, родителями. Психолог выступает в качестве компетентного консультанта, рекомендации которого выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми субъектами образовательного пространства квалификации. Чтобы приобрести такой авторитет, психологу необходимо систематически всей своей деятельностью показывать и убеждать педагогов и родителей в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих основных функций – родительских, педагогических, воспитательных, образовательных и пр.

Исходя из анализа особенностей психического развития и становления личности, условно можно такие направления работы психологической службы, как: актуальное и пер­спективное.

Актуальное направление ориентировано на оказание помощи воспитате­лям, учителям, учащимся, родителям в решении их конкретных проблем и трудно­стей. Психолог оказывает локальную помощь в нахождении причины и в коррек­ции того или иного нарушения, отклонения. Реализация этого направления осуществляется посредством психологического просвещения педагогического коллектива и родителей, передачи им знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, оптимальных путях общения и взаимодействия с ними и т.п.

Перспективное направление нацелено на развитие, становление индиви­дуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к созидательной жизни. Это направление работы значительно более трудоемко и многообразно. Оно требует длительного изучения при помощи наблюдения и соответствующих диагностических процедур каждого ребенка, детских групп и коллективов, определения особенностей взаимоотношений педагога с детьми и детей между собой, оценки уровня познавательного развития и индивидуально-психологических качеств отдельных детей и детских групп (классов) и на этой основе дифференциации обучения и воспитания, выработки рекомендаций для педагогов и родителей, а в некоторых случаях – и разработки психокоррекционной работы с детьми. Следует отметить, что психолог не может и не должен выполнять функций, относящихся к компетенции специалистов-смежников. Когда это действительно необходимо, психолог рекомендует родителям обратиться к специалисту определенного профиля – педиатру, невропатологу, психоневрологу, дефектологу, психиатру, логопеду, социальному педагогу, медицинскому или юридическому психологу и т.п., или сам привлекает их для консультации и принятия решения.

Оба направления неразрывно связаны между собой, так как в непосредственной практике психолог решает одновременно проблемы и актуального, и перспективного направления. Однако главная цель службы практической психологии в сфере образования связана с перспективным направлением, ориентированным на оптимизацию условий развития индивидуальных и возрастных возможностей детей.

Исходя из обозначенных направлений, основными видами работы практического психолога образования выступают:

  1. Психологическая профилактика.

  2. Психологическое просвещение.

  3. Психологическая поддержка.

  4. Психологическое сопровождение.

  5. Психологическая помощь.

  6. Экспертная деятельность.

  7. Психодиагностика.

  8. Психокоррекция.

  9. Психологическое консультирование.

  10. Психотерапия.

Перечисленные виды деятельности практического психоло­га расположены по возрастанию степени ответственно­сти психолога за результаты своей профессиональной дея­тельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Кроме того, такие виды деятельности как психопрофилактика, просвещение, экспертная деятельность, психологическая помощь, поддержка и сопровождение являются комплексными, т.е. включающими в себя обязательный синтез (комплекс) других видов и направлений деятельности специалиста. В целом все виды деятельности очень тесно связаны в практике работы психолога образования, но не подменяют друг друга. В реальной профессиональной деятельности психолог может выполнять как все перечисленные виды работ, так и специализироваться в каком-либо отдельном виде. В то же время важно знать, что каждый из этих видов практической психологической деятельности обладает существенной спецификой, имеет свои содержательные особенности и характеризуется самостоятельными задачами. Так, отличия между ними можно увидеть в степени стандартизации применяе­мых психологом средств. К числу наиболее стандартизированных можно отнести психодиагностику, наименее стандартизи­рованными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они предполагают больший простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.

Соответственно, конкретный специалист в зависимости от личностных качеств и профессиональной подготовки может успешнее справляться с одним или несколькими из обозначенных видов деятельности. Однако не менее важно для практического психолога образования вычленить и обозначить наиболее актуальные проблемы в соответствии с задачами, стоящими перед образовательным учреждением, или поставленными конкретным заказчиком (ребенком, педагогом, родителем, администратором учреждения, специалистом-смежником и др.), и предельно сосредоточиться на их решении. Таким образом, выбор психологом приоритетных направлений и видов деятельности в своей работе исходит из специфики образовательного учреждения, решаемых проблем, интересов детей, их формирования и развития, а так же с учетом собственных профессиональных навыков, и согласовывается, в итоге, с администрацией и педагогическим коллективом.

В целом соотношение различных видов деятельности и направлений работы определяется потребностями учебно-воспитательного учреждения и количества штатных и внештатных единиц психологов, которыми оно располагает.