Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
Психолог образовательного учреждения – это, прежде всего, специалист, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных особенностях этого развития и его индивидуальных вариантах. Вместе с тем, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, во всяком случае, в тех ее сторонах, которые определяют позицию, занимаемую взрослыми по отношению к ребенку.
Успешно работающего в сфере образования психолога отличают такие профессиональные качества как стремление к познанию себя и других, широта интересов и независимость взглядов, способность к эмпатии и рефлексии, высокий уровень ответственности за свои слова и действия, осознание границ своей компетентности. Кроме того, успешность работы педагога-психолога в большей степени зависит от того места, которое он сумеет занять в педагогическом коллективе, его взаимоотношений с администрацией образовательного учреждения, родителями. Психолог выступает в качестве компетентного консультанта, рекомендации которого выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми субъектами образовательного пространства квалификации. Чтобы приобрести такой авторитет, психологу необходимо систематически всей своей деятельностью показывать и убеждать педагогов и родителей в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих основных функций – родительских, педагогических, воспитательных, образовательных и пр.
Исходя из анализа особенностей психического развития и становления личности, условно можно такие направления работы психологической службы, как: актуальное и перспективное.
Актуальное направление ориентировано на оказание помощи воспитателям, учителям, учащимся, родителям в решении их конкретных проблем и трудностей. Психолог оказывает локальную помощь в нахождении причины и в коррекции того или иного нарушения, отклонения. Реализация этого направления осуществляется посредством психологического просвещения педагогического коллектива и родителей, передачи им знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, оптимальных путях общения и взаимодействия с ними и т.п.
Перспективное направление нацелено на развитие, становление индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к созидательной жизни. Это направление работы значительно более трудоемко и многообразно. Оно требует длительного изучения при помощи наблюдения и соответствующих диагностических процедур каждого ребенка, детских групп и коллективов, определения особенностей взаимоотношений педагога с детьми и детей между собой, оценки уровня познавательного развития и индивидуально-психологических качеств отдельных детей и детских групп (классов) и на этой основе дифференциации обучения и воспитания, выработки рекомендаций для педагогов и родителей, а в некоторых случаях – и разработки психокоррекционной работы с детьми. Следует отметить, что психолог не может и не должен выполнять функций, относящихся к компетенции специалистов-смежников. Когда это действительно необходимо, психолог рекомендует родителям обратиться к специалисту определенного профиля – педиатру, невропатологу, психоневрологу, дефектологу, психиатру, логопеду, социальному педагогу, медицинскому или юридическому психологу и т.п., или сам привлекает их для консультации и принятия решения.
Оба направления неразрывно связаны между собой, так как в непосредственной практике психолог решает одновременно проблемы и актуального, и перспективного направления. Однако главная цель службы практической психологии в сфере образования связана с перспективным направлением, ориентированным на оптимизацию условий развития индивидуальных и возрастных возможностей детей.
Исходя из обозначенных направлений, основными видами работы практического психолога образования выступают:
Психологическая профилактика.
Психологическое просвещение.
Психологическая поддержка.
Психологическое сопровождение.
Психологическая помощь.
Экспертная деятельность.
Психодиагностика.
Психокоррекция.
Психологическое консультирование.
Психотерапия.
Перечисленные виды деятельности практического психолога расположены по возрастанию степени ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Кроме того, такие виды деятельности как психопрофилактика, просвещение, экспертная деятельность, психологическая помощь, поддержка и сопровождение являются комплексными, т.е. включающими в себя обязательный синтез (комплекс) других видов и направлений деятельности специалиста. В целом все виды деятельности очень тесно связаны в практике работы психолога образования, но не подменяют друг друга. В реальной профессиональной деятельности психолог может выполнять как все перечисленные виды работ, так и специализироваться в каком-либо отдельном виде. В то же время важно знать, что каждый из этих видов практической психологической деятельности обладает существенной спецификой, имеет свои содержательные особенности и характеризуется самостоятельными задачами. Так, отличия между ними можно увидеть в степени стандартизации применяемых психологом средств. К числу наиболее стандартизированных можно отнести психодиагностику, наименее стандартизированными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они предполагают больший простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.
Соответственно, конкретный специалист в зависимости от личностных качеств и профессиональной подготовки может успешнее справляться с одним или несколькими из обозначенных видов деятельности. Однако не менее важно для практического психолога образования вычленить и обозначить наиболее актуальные проблемы в соответствии с задачами, стоящими перед образовательным учреждением, или поставленными конкретным заказчиком (ребенком, педагогом, родителем, администратором учреждения, специалистом-смежником и др.), и предельно сосредоточиться на их решении. Таким образом, выбор психологом приоритетных направлений и видов деятельности в своей работе исходит из специфики образовательного учреждения, решаемых проблем, интересов детей, их формирования и развития, а так же с учетом собственных профессиональных навыков, и согласовывается, в итоге, с администрацией и педагогическим коллективом.
В целом соотношение различных видов деятельности и направлений работы определяется потребностями учебно-воспитательного учреждения и количества штатных и внештатных единиц психологов, которыми оно располагает.
- Теория и практика психологической службы в образовании
- 031000 (050706.65) «Педагогика и психология»
- Предисловие
- Рабочая программа учебной дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Содержание программы учебной дисциплины
- I. История детской практической психологии.
- II. Законодательно-правовые и нормативные акты регулирования деятельности практического психолога в сфере образования.
- III. Организация психологической службы в образовательном учреждении.
- IV. Направления и виды деятельности психолога образования.
- Тематический план учебной дисциплины
- 4. Теоретические занятия.
- 5. Практические занятия.
- Темы семинарских занятий.
- 6. Самостоятельная работа.
- Перечень примерных тем для самостоятельной работы студентов.
- 7. Формы контроля.
- Примерное содержание, вариативность заданий текущего контроля и критерии оценки:
- Примерная тематика вопросов для оценки остаточных знаний по учебной дисциплине
- 8. Материально–техническое обеспечение учебной дисциплины
- 9. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- По окончании изучения дисциплины студенты должны:
- 10. Основная литература.
- 11. Дополнительная литература.
- Раздел 1.
- Краткий экскурс в историю становления службы практической психологии образования
- Раздел 2.
- Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
- Раздел 3.
- Организация деятельности психолога в образовательном учреждении
- 3.1. Материально-техническое обеспечение психологической службы учреждения образования
- 3.2. Рабочая документация психолога образования
- Выписка
- Результаты психологической работы
- 2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
- 3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
- 4. Тематика индивидуальной работы с детьми.
- Перспективный план профессиональной деятельности педагога - психолога
- Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы
- 2. Учетно-регистрационные документы:
- 3. Справочно-информационные документы:
- Раздел 4.
- Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- 4.1. Комплексные виды деятельности в работе психолога образования
- 4.2. Базовые виды психологической деятельности и специфика их использования в учреждении образования
- 4.3. Психологическое обеспечение педагогического процесса.
- Раздел 1. Введение.
- Раздел 2. Адаптация
- Раздел 3. Текущее обслуживание
- Раздел 5.
- Оценка профессиональной деятельности психолога образования
- Глоссарий
- Приложение
- II. Цели и задачи Службы
- III. Организация деятельности Службы
- IV. Основные направления деятельности Службы
- V. Обеспечение деятельности Службы
- Проект рабочей КонцепциИ психологической службы образования
- Актуальные проблемы образования и задачи школьной психологической службы
- Основные положения
- Кодекс психолога в образовании
- Направления работы психолога в образовании
- Модели работы психолога в образовании
- Договор о работе психолога в образовательном учреждении
- Цели школьной психологической службы
- Организация приема детей в школу и комплектование ученических классов
- Налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей
- Изучение процесса личностного развития учащихся
- Оценка воспитанности учащихся
- Работа школьного психолога с учителями
- Работа школьного психолога с администрацией школы и классными руководителями (воспитателями)
- Шесть проблем и одна тема47
- Противоречия практической психологии образования
- Перспективы практической психологии образования
- О педологических извращениях в современном образовании81
- Сместим акценты
- Необходимая консультация
- Конкретные примеры
- Профильное обучение и диагностика
- В школе должно быть комфортно
- Общероссийской общественной организации «Федерация Психологов Образования России»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2. Цели, задачи, права и обязанности Федерации.
- 2.1. Основные цели Федерации:
- 2.2. Задачи Федерации:
- Права и обязанности Федерации.
- 2.4. Федерация в соответствии с действующим законодательством обязана:
- Глава 3. Организационная структура. Региональные и местные отделения Федерации.
- Глава 4. Члены Федерации, их права и обязанности. Члены Федерации.
- Права и обязанности члена Федерации.
- Прием, выход и исключение из членов Федерации.
- Глава 5. Структура центральных органов Федерации Съезд Федерации
- Президиум Федерации.
- Президент Федерации (Руководитель Президиума).
- Исполнительный Директор Федерации
- Ревизионная Комиссия Федерации.
- Глава 6. Структура региональных отделений Федерации Общее Собрание Регионального Отделения
- Правление Регионального Отделения.
- Ревизионная Комиссия Регионального Отделения.
- Глава 7. Структура Местных отделений Федерации Общее Собрание Местного Отделения
- Правление Местного Отделения.
- Председатель Правления (отделения) Местного Отделения.
- Ревизионная комиссия Местного Отделения.
- Глава 8. Собственность и источники формирования имущества Федерации. Собственность Федерации.
- Источники формирования имущества Федерации.
- Субъекты права собственности Федерации.
- Глава 9. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав Федерации.
- Глава 10. Реорганизация и ликвидация Федерации. Реорганизация и ликвидация Федерации.
- К разделу 2. Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практических психологов образования
- Этический кодекс Педагога-психолога службы практической психологии образования россии
- Основные этические принципы деятельности психолога
- 1. Принцип конфиденциальности
- 2. Принцип компетентности
- 3. Принцип ответственности
- 4. Принцип этической и юридической правомочности
- 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- 6. Принцип благополучия клиента
- 7. Принцип профессиондльной кооперации
- 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Этические принципы и правила работы практического психолога образования82
- Выписка
- Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации
- Педагог- психолог
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Выписка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации»
- Глава I. Общие положения.
- Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации
- Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка
- Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона
- О защите прав детей в Новосибирской области
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Защита прав и охраняемых законом интересов детей в основных сферах жизнедеятельности
- Глава 3. Организационные основы защиты прав детей в новосибирской области
- Глава 4. Заключительные положения
- Примерная схема психологического анализа личности школьника
- Примерная схема психологической характеристики класса или группы
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива
- Примерная схема изучения классного коллектива и составления его психолого-социально-педагогической характеристики
- Центры психолого-педагогической и медико- социальной помощи детям г.Новосибирска
- К РазделУ 4. Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- Образец преставления стендовой консультации
- Прислушаемся к советам своих детей
- О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования
- Введение
- 1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
- 2. Требования к разработчикам тестов
- 3. Требования к психологу-пользователю
- 4. Требования к специалистам-непсихологам
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации Методическое письмо Министерства образования рф от 24.04.95 №46/19-15
- 1. Общие положения
- 2. Виды программ
- 3. Общие требования к программам
- 4. Требования к сочетанию программ
- 5. Региональные требования к программам
- 6. Экспертиза программ дошкольного образования
- О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях Методическое письмо Министерства образования рф от 17.05.95
- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек
- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек
- Методическое содержание основных диагностических минимумов
- Изучение оценочной стратегии воспитателя
- Показатели общения педагога с детьми
- Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
- Наблюдение за поведением ребенка в ситуации специально организованной игровой деятельности
- Карта наблюдения Стотта
- Карта наблюдения
- Содержание симптомокомплексов
- Социометрическая матрица
- Обработка и интерпретация результатов
- Изучение психологического климата в классе
- Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
- Психологическая оценка содержания урока
- Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке
- Организация учителем обратной связи
- Воспитательное воздействие личности на уроке
- Результаты урока
- Примерная Схема наблюдения на уроке
- II. Степень владения педагогом предметом и средством обучения
- III. Техника объяснений и подачи материала.
- IV. Организация учебного взаимодействия:
- V. Поддержание творческой атмосферы на уроке.
- VI. Поддерживание дисциплины в классе:
- К разделу 5. Оценка профессиональной деятельности психолога
- Психолог – действующее лицо или декорация?136
- Отбирали, отбираем и будем отбирать!139
- Мы говорим «диагностика», подразумеваем «отбор»
- Сама садик я садила, сама буду поливать...
- Кому это нужно?
- Столичный опыт
- С ног на голову140
- Отклонение от стандарта
- Значит, это кому-то нужно
- У кого больше прав
- О бедном отличнике
- Прогноз без уверенности
- Чтобы костюмчик сидел
- Школьная селекция: пробы и ошибки141
- Знания по крупицам
- За и против
- «Нормальные» и «ненормальные»
- Курьезные случаи
- Колебания маятника
- Виды профессиональной компетентности
- Акмеограмма практического психолога
- Краткий перечень российских периодических изданий
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
- Вестник тгпу (Серия «Педагогика», Спецвыпуск «Психология»)
- Вопросы психологии
- Воспитательная работа в школе
- Гуманизация образования
- Мир психологии
- Прикладная психология и психоанализ
- Философия образования
- 82Вестник образования. – 1995, № 7.