3.2. Рабочая документация психолога образования
Важным компонентом профессиональной деятельности психолога образовательного учреждения является оформление разного рода документации. Документация сопровождает каждое направление работы практического психолога. Комплект (пакет) документации практического психолога образования подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную и организационно-методическую.
Нормативная документация – это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования7.
Специальная документация – это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: договор о разрешении психологической работы с ребенком; психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; карты приема; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития; справки-заключения (сводные данные) о результатах психологического обследования детей.
Из вышеперечисленной документации свободными (открытыми) для доступа лиц, заинтересованных в информации, являются только психологические характеристики, справки-заключения о результатах психологического обследования детей и выписки из психологических заключений и карт развития, основная цель которых заключается в ознакомлении с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (той или иной возрастной группы). Остальные документы – закрыты для свободного доступа и могут быть предоставлены заинтересованным лицам только при условии официального (заверенного по всем правилам) запроса или особого распоряжения (приказа) профессионально компетентных органов или структур, осуществляющих контроль деятельности педагога-психолога.
Особо необходимо остановиться на том, что в соответствии с Основным Законом РФ, Этическим кодексом психолога и Конвенцией о правах ребенка, любое направление деятельности психолога по отношению к ребенку должно осуществляться при непосредственном согласии родителей или лиц их заменяющих (до 14 лет). В целях предупреждения возникновения конфликтных ситуаций, разрешение на работу с ребенком необходимо получить от каждого из родителей в письменной форме и зафиксировать его либо в специальном журнале, либо на отдельном бланке – договоре.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ФОРМА ДОГОВОРА С РОДИТЕЛЯМИ О РАЗРЕШЕНИИ НА РАБОТУ ПСИХОЛОГА С РЕБЕНКОМ
В соответствии с целями и задачами образовательного учреждения, психологическая служба ОУ №______ города_____________осуществляет психодиагностику (коррекцию и пр.) развития детей по следующим направлениям8:
Психологическая готовность к обучению в школе.
Особенности развития самосознания детей.
Адаптация ребенка к условиям школьного обучения.
Данные обследования Вашего ребенка могут быть использованы для написания обобщенного заключения об особенностях развития детей определенного возраста или входящих в единый коллектив, однако, имя и фамилия ребенка упоминаться не будут. Будут использоваться только групповые (обобщенные) данные. Результаты каждого ребенка будут закодированы для возможного последующего обследования или повторного анализа данных. Вся информация личного характера будет храниться в тайне. Без Вашего письменного разрешения информация о ребенке не предоставляется третьим лицам (педагогам, администрации учреждения), кроме случаев, оговоренных Законодательством РФ.
По окончании обследования Вам будут сообщены его результаты. Если у Вас возникнут какие-либо вопросы, включая спорные, Вы можете обратиться за разъяснениями к психологу или руководителю учреждения.
Я, __________________________________________________________
(Ф.И.О. представителя ребенка)
даю согласие на проведение обследования моего ребенка _____________________________________, посещающего группу (класс) ________________________________________________________________
Настоящий договор составлен в соответствии с законодательством РФ (Конституция РФ, Закон об образовании, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и др.), Положением о Психологической службе образования, Этическим кодексом психолога образования и предполагает персональную ответственность психолога за соблюдение оговоренных с его стороны прав и обязанностей.
Дата Подпись родителя
Дата Подпись психолога
Следует помнить, что ребенку, достигшему 14 лет и имеющему право на самостоятельное принятие решения об участии в психологической диагностике или коррекции (кроме консультативных и развивающих мероприятий) необходимо предложить обсудить с родителями возможности его участия в психологической работе. Если родители отказывают ребенку в праве самостоятельного принятия решения, психолог составляет с ними индивидуальную беседу, обозначая возможные последствия такого отказа, наносящие вред психологическому самочувствию ребенка.
Ребенка, давшего согласие, необходимо поставить в известность о том, что полученные результаты без его разрешения не будут предоставляться третьим лицам (включая родителей), кроме случаев, оговоренных Законодательством РФ и Нормативно-правовыми актами. Однако, в случае обнаружения при обследовании (на основе объективных данных) ребенка серьезных тенденций к отклонению в развитии, психолог обязан сообщить об этом родителям и рекомендовать консультацию специалиста (психоневролога, дефектолога, психиатра и т.п.).
Карта приема – документ, фиксирующий ряд информативных параметров, включая анамнестические и демографические, на основе которых намечается (при необходимости) стратегия психологической работы с самим респондентом или с субъектом, фигурирующем в локусе жалобы респондента. Ниже приведен примерный образец карты приема. В зависимости от специфики респондента (подросток, педагог, родитель и т.п.) ряд параметров не требует специальной фиксации (например, если за консультацией обратился педагог, то пункты с 7 по 9 и 25 могут быть выпущены из описания).
Ориентировочный образец КАРТЫ ПРИЕМА
1. Имя и отчество клиента
2. Год рождения______________
3. Пол___________
4. Образование______________
5. Профессия__________________
Должность______________________
Семейное положение__________________________________________________
(женат (замужем), холост (не замужем), разведен(а), вдов (вдовая)).
8. Состав семьи (жена, муж, дети и совместно проживающие родственники)
9. Источник информации о консультации
10. Дата первичного приема
11. Ф.И.О. консультанта, проводившего первичный прием.
12. Краткое содержание жалобы клиента (что и когда случилось, с кем)
13. Наличие стенограммы или магнитофонной записи (да, нет)
14. Общее впечатление о респонденте
Анализ жалобы
Явный уровень Скрытый уровень9
15. Субъектный локус жалобы (на кого жалуется клиент).
16. Объектный локус жалобы (на что жалуется)
17. Проблема (суть затруднения клиента: «хочу что-то, но не могу» и т.п.)
18.Самодиагноз (как объясняет клиент причины затруднений).
19. Запрос (какой помощи ждет: «научите», «посоветуйте», «повлияйте»).
Анализ подтекста
20. Эмоционально-ценностное отношение к лицу, фигурирующему в субъектном локусе жалобы, произвольное, в терминах консультанта.
Отношение к консультации и к консультанту.
Характер консультации (нужное подчеркнуть):
а) общая эмоциональная поддержка;
б) поддержка принятого решения;
в) анализ и обсуждение жизненной ситуации и жизненной альтернативы;
г) информирование – направление в другие учреждения (не психиатрические);
д) мотивирование на поиск специализированной (в том числе, психиатрической) помощи;
е) информация о супружеских отношениях;
ж) информация о возрастных особенностях детей;
з) рекомендации (указать).
23. Удовлетворенность клиента консультацией (по оценке консультанта) по пятибалльной шкале:
5 – абсолютно удовлетворен;
4 – скорее удовлетворен;
3 – трудно сказать;
2 –скорее неудовлетворен;
1 – неудовлетворен.
Случай относится к разряду острых, требующих незамедлительной помощи (да, нет).
Случай несет суицидальную опасность (да, нет).
Случай требует дополнительных встреч (да, нет).
Случай требует передачи другому консультанту (да, нет), и если да, то рекомендуемые формы и сроки работы (указать).
Случай требует дополнительной или специализированной (клинической, психиатрической – указать, какой именно) диагностики и консультирования (да, нет).
Случай передан (да, нет) консультанту
(Ф.И.О.) ________________________________________
Примечания.
Дальнейшая работа с клиентом
Дата
Основное содержание работы
Ф.И.О. консультанта
Психологическое заключение является основной рабочей документацией психолога. Заключение может составляться как в свободной форме, так и с использованием форм, представленных о различных специализированных литературных источниках.
Психологическое заключение предполагает его структурирование в соответствии с концептуальными представлениями психолога о процессе психического развития применительно к конкретному возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику (новообразования), количественную и качественную динамику развития. Следовательно, в контексте психологической службы образовательного учреждения психологическое заключение как фиксация особенностей развития ребенка на данном возрастном этапе должно быть дифференцированно по возрастному принципу.
Опираясь на принцип системности, в психологическом заключение должны быть отражены показатели познавательного, личностно-эмоционально-коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционно-профилактических мероприятий либо развивающих программ. Таким образом, в структуру психологического заключения могут (исходя из запроса) входить следующие блоки:
Общие характеристики возрастного развития на основе особенностей психофизического, психофизиологического характера, адаптационного и двигательного комплексов.
Познавательное развитие на основе характеристик познавательных процессов и речевой функции.
Личностно-эмоциональное развитие на основе характеристик самосознания, мотивационно-потребностной, эмоциональной, ценностной сфер.
Коммуникативное развитие на основе характеристик средств и позиций общения, конфликтности.
Детская компетентность на основе характеристик актуализации и содержания продуктивных и процессуальных видов детской деятельности (для дошкольников отдельным блоком фиксируется готовность к школе на основе характеристик сформированности предпосылок к учебной деятельности и обучаемости).
Далее — блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства:
Особенности развития.
Проблемы развития.
Вероятностный прогноз развития.
Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
Цель психологического заключения состоит в оценке актуального состояния ребенка на момент итогового обследования в сравнении с его психологическим статусом (особенностями развития, поведения и т.п.). Соответственно, в рамках итогового заключения должны быть отмечены выявленные в процессе как первичного, так и последующих обследований проблемы (проблемные зоны) и трудности ребенка.
Если с ребенком проводилась психокоррекционная работа, то в документе кратко представляется ее содержание, продолжительность и результат.
Психологические заключения работы могут быть представлены по следующим видам работы:
по индивидуальной психодиагностике;
по групповой психодиагностике;
по индивидуальной развивающей или коррекционной работе;
по групповой развивающей или коррекционной работе.
В отличие от заключения о психическом развитии конкретного ребенка, справка-заключение о результатах психологического обследования детей представляет собой сводные данные и их обобщенный анализ, свидетельствующий об уровне (особенностях) развития определенной совокупности детей (возрастная группа, класс, школьная параллель и пр.) по отношению к возрастным, социально-психологическим или другим, принятым за относительный эталон, нормам развития детей. Примерная форма табличного варианта справки-заключения по итогам психодиагностического обследования представлена в таблицах №№ 4, 5.
ОБРАЗЕЦ Справки-ЗАКЛЮЧЕНИЯ по результатам проведенного психодиагностического исследования
Группа (класс)_______________________________________________
Цель обследования:___________________________________________
Время проведения обследования________________________________
Таблица 4.
Диагностические методики
№ | Название шкалы | Автор теста, название теста | Исследуемая функция | Фактор, влияющий на результат |
|
|
|
|
|
Примечание: в пункте 2 указывается название оценочных шкал, принятых как значимые в данном обследовании (например, вербальный интеллект, осведомленность, понятливость, речевое развитие, общая оценка).
Результаты исследования представляются в виде следующих показателей:
а) количественные (или процентные показатели) данные, представленные в сводных таблицах, графиках или диаграммах на каждый класс (группу) (таблица 5), включая гендерный признак;
б) обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;
в) рекомендации по результатам исследования.
Таблица 5.
Схема учетов результатов диагностики
№ | Код тестируемого10 | Результаты выполнения диагностического задания | Заключение | |||
|
| 1 | 2 | *** | N |
|
Дата____________________
Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись
Следует помнить, что все материалы в виде итоговых заключений по видам работ относятся к документации для служебного пользования.
Выписка считается внешним видом документации и оформляется по запросу, как частных лиц (родителей, педагогов), так и по официальному запросу государственных учреждений (детских садов, школ, поликлиник, центров, специализированных учреждений). Основным текстом выписки является адаптированный вариант той части психологического заключения, где отражены основные выводы, отличительные особенности и проблемы развития ребенка, а также общие и специальные рекомендации. Следует отметить, что в случае официального запроса на данном документе должны быть две подписи: лица, проводившего диагностическое обследование и административного лица образовательного учреждения (заведующего детским садом, директора школы или центра и т.д.). При конкретизированном запросе в выписке должны быть определены цель и средства психологического обследования, а в итоге — подтверждение либо опровержение по факту запроса. В случае выписок из карт развития требования к оформлению документа сохраняются с той лишь разницей, что они производятся исключительно по официальным запросам и предоставляются лицам, компетентным в области детской (возрастной) психологии и юридически ответственным за данные документы (психологи школ, специализированных учреждений, районные и окружные психологические кабинеты, специалисты смежных квалификаций).
Образец заполнения (форма) выписки
- Теория и практика психологической службы в образовании
- 031000 (050706.65) «Педагогика и психология»
- Предисловие
- Рабочая программа учебной дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Содержание программы учебной дисциплины
- I. История детской практической психологии.
- II. Законодательно-правовые и нормативные акты регулирования деятельности практического психолога в сфере образования.
- III. Организация психологической службы в образовательном учреждении.
- IV. Направления и виды деятельности психолога образования.
- Тематический план учебной дисциплины
- 4. Теоретические занятия.
- 5. Практические занятия.
- Темы семинарских занятий.
- 6. Самостоятельная работа.
- Перечень примерных тем для самостоятельной работы студентов.
- 7. Формы контроля.
- Примерное содержание, вариативность заданий текущего контроля и критерии оценки:
- Примерная тематика вопросов для оценки остаточных знаний по учебной дисциплине
- 8. Материально–техническое обеспечение учебной дисциплины
- 9. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- По окончании изучения дисциплины студенты должны:
- 10. Основная литература.
- 11. Дополнительная литература.
- Раздел 1.
- Краткий экскурс в историю становления службы практической психологии образования
- Раздел 2.
- Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
- Раздел 3.
- Организация деятельности психолога в образовательном учреждении
- 3.1. Материально-техническое обеспечение психологической службы учреждения образования
- 3.2. Рабочая документация психолога образования
- Выписка
- Результаты психологической работы
- 2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
- 3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
- 4. Тематика индивидуальной работы с детьми.
- Перспективный план профессиональной деятельности педагога - психолога
- Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы
- 2. Учетно-регистрационные документы:
- 3. Справочно-информационные документы:
- Раздел 4.
- Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- 4.1. Комплексные виды деятельности в работе психолога образования
- 4.2. Базовые виды психологической деятельности и специфика их использования в учреждении образования
- 4.3. Психологическое обеспечение педагогического процесса.
- Раздел 1. Введение.
- Раздел 2. Адаптация
- Раздел 3. Текущее обслуживание
- Раздел 5.
- Оценка профессиональной деятельности психолога образования
- Глоссарий
- Приложение
- II. Цели и задачи Службы
- III. Организация деятельности Службы
- IV. Основные направления деятельности Службы
- V. Обеспечение деятельности Службы
- Проект рабочей КонцепциИ психологической службы образования
- Актуальные проблемы образования и задачи школьной психологической службы
- Основные положения
- Кодекс психолога в образовании
- Направления работы психолога в образовании
- Модели работы психолога в образовании
- Договор о работе психолога в образовательном учреждении
- Цели школьной психологической службы
- Организация приема детей в школу и комплектование ученических классов
- Налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей
- Изучение процесса личностного развития учащихся
- Оценка воспитанности учащихся
- Работа школьного психолога с учителями
- Работа школьного психолога с администрацией школы и классными руководителями (воспитателями)
- Шесть проблем и одна тема47
- Противоречия практической психологии образования
- Перспективы практической психологии образования
- О педологических извращениях в современном образовании81
- Сместим акценты
- Необходимая консультация
- Конкретные примеры
- Профильное обучение и диагностика
- В школе должно быть комфортно
- Общероссийской общественной организации «Федерация Психологов Образования России»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2. Цели, задачи, права и обязанности Федерации.
- 2.1. Основные цели Федерации:
- 2.2. Задачи Федерации:
- Права и обязанности Федерации.
- 2.4. Федерация в соответствии с действующим законодательством обязана:
- Глава 3. Организационная структура. Региональные и местные отделения Федерации.
- Глава 4. Члены Федерации, их права и обязанности. Члены Федерации.
- Права и обязанности члена Федерации.
- Прием, выход и исключение из членов Федерации.
- Глава 5. Структура центральных органов Федерации Съезд Федерации
- Президиум Федерации.
- Президент Федерации (Руководитель Президиума).
- Исполнительный Директор Федерации
- Ревизионная Комиссия Федерации.
- Глава 6. Структура региональных отделений Федерации Общее Собрание Регионального Отделения
- Правление Регионального Отделения.
- Ревизионная Комиссия Регионального Отделения.
- Глава 7. Структура Местных отделений Федерации Общее Собрание Местного Отделения
- Правление Местного Отделения.
- Председатель Правления (отделения) Местного Отделения.
- Ревизионная комиссия Местного Отделения.
- Глава 8. Собственность и источники формирования имущества Федерации. Собственность Федерации.
- Источники формирования имущества Федерации.
- Субъекты права собственности Федерации.
- Глава 9. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав Федерации.
- Глава 10. Реорганизация и ликвидация Федерации. Реорганизация и ликвидация Федерации.
- К разделу 2. Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практических психологов образования
- Этический кодекс Педагога-психолога службы практической психологии образования россии
- Основные этические принципы деятельности психолога
- 1. Принцип конфиденциальности
- 2. Принцип компетентности
- 3. Принцип ответственности
- 4. Принцип этической и юридической правомочности
- 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- 6. Принцип благополучия клиента
- 7. Принцип профессиондльной кооперации
- 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Этические принципы и правила работы практического психолога образования82
- Выписка
- Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации
- Педагог- психолог
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Выписка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации»
- Глава I. Общие положения.
- Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации
- Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка
- Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона
- О защите прав детей в Новосибирской области
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Защита прав и охраняемых законом интересов детей в основных сферах жизнедеятельности
- Глава 3. Организационные основы защиты прав детей в новосибирской области
- Глава 4. Заключительные положения
- Примерная схема психологического анализа личности школьника
- Примерная схема психологической характеристики класса или группы
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива
- Примерная схема изучения классного коллектива и составления его психолого-социально-педагогической характеристики
- Центры психолого-педагогической и медико- социальной помощи детям г.Новосибирска
- К РазделУ 4. Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- Образец преставления стендовой консультации
- Прислушаемся к советам своих детей
- О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования
- Введение
- 1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
- 2. Требования к разработчикам тестов
- 3. Требования к психологу-пользователю
- 4. Требования к специалистам-непсихологам
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации Методическое письмо Министерства образования рф от 24.04.95 №46/19-15
- 1. Общие положения
- 2. Виды программ
- 3. Общие требования к программам
- 4. Требования к сочетанию программ
- 5. Региональные требования к программам
- 6. Экспертиза программ дошкольного образования
- О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях Методическое письмо Министерства образования рф от 17.05.95
- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек
- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек
- Методическое содержание основных диагностических минимумов
- Изучение оценочной стратегии воспитателя
- Показатели общения педагога с детьми
- Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
- Наблюдение за поведением ребенка в ситуации специально организованной игровой деятельности
- Карта наблюдения Стотта
- Карта наблюдения
- Содержание симптомокомплексов
- Социометрическая матрица
- Обработка и интерпретация результатов
- Изучение психологического климата в классе
- Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
- Психологическая оценка содержания урока
- Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке
- Организация учителем обратной связи
- Воспитательное воздействие личности на уроке
- Результаты урока
- Примерная Схема наблюдения на уроке
- II. Степень владения педагогом предметом и средством обучения
- III. Техника объяснений и подачи материала.
- IV. Организация учебного взаимодействия:
- V. Поддержание творческой атмосферы на уроке.
- VI. Поддерживание дисциплины в классе:
- К разделу 5. Оценка профессиональной деятельности психолога
- Психолог – действующее лицо или декорация?136
- Отбирали, отбираем и будем отбирать!139
- Мы говорим «диагностика», подразумеваем «отбор»
- Сама садик я садила, сама буду поливать...
- Кому это нужно?
- Столичный опыт
- С ног на голову140
- Отклонение от стандарта
- Значит, это кому-то нужно
- У кого больше прав
- О бедном отличнике
- Прогноз без уверенности
- Чтобы костюмчик сидел
- Школьная селекция: пробы и ошибки141
- Знания по крупицам
- За и против
- «Нормальные» и «ненормальные»
- Курьезные случаи
- Колебания маятника
- Виды профессиональной компетентности
- Акмеограмма практического психолога
- Краткий перечень российских периодических изданий
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
- Вестник тгпу (Серия «Педагогика», Спецвыпуск «Психология»)
- Вопросы психологии
- Воспитательная работа в школе
- Гуманизация образования
- Мир психологии
- Прикладная психология и психоанализ
- Философия образования
- 82Вестник образования. – 1995, № 7.