logo
белобрыкина

Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования

Психологическая служба в образовании возникла в связи с реформированием всей системы образования и общественным запросом на его гуманизацию и развитие. Как любая государственная структура, институт практической психологии в образовании функционирует в соответствии с системой распорядительных документов и законодательных актов.

Исходной детерминантой профессиональной деятельности психолога является Статья 2 Конституции РФ, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Здесь же, в Конституции РФ, Статье 21 (раздел 1, глава 2) «Права и свободы человека и гражданина» сказано, что «достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Это положение основного Закона Российского государства является одним из основных опорных пунктов деятельности психолога. Именно к этой статье он может апеллировать, защищая интересы человека (будь то взрослый или ребенок), обратившегося за помощью, и свои собственные.

Деятельность психолога в системе образования ориентирована, прежде всего, на отслеживание динамики психического состояния людей, относящихся к этой сфере, будь то учащиеся, педагоги или какие бы то ни было другие сотрудники образовательных учреждений. В связи с этим психолог призван участвовать в составлении расписания учебной деятельности, индивидуальных планов работы с детьми, в экспертной оценке образовательных программ. Этот аспект деятельности психолога образовательного учреждения оговорен в Законе РФ «Об образовании» в Статье 20 «Реализация профессиональных образовательных программ». В его компетенцию входит работа детьми, их родителями и педагогическим коллективом. Кроме этого психолог образовательного учреждения определяет степень соответствия развития гражданина уровню выбранного учебного заведения. Согласно пункту 6 Статьи 5 Закона РФ «Об образовании», «государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Здесь психолог отчасти выполняет функции педагога, а, следовательно, он обязан сопоставлять собственные методы работы с методами работы педагогов, равно как и подвергать те и другие анализу в соответствии с закономерностями психического развития детей, имеющих временные или органические дефекты, с требованиями дефектологической дидактики. Психолог также принимает непосредственное участие в разработке и внедрении программ реабилитации, воспитания и обучения подростков с девиантным поведением (Статья 50; пункт 11 Закона РФ «Об образовании»).

Вопрос о психологическом диагнозе и ответственности специалиста за его постановку основывается, в том числе, и на ведущих принципах Этического кодекса психолога образования. Так, в Этическом кодексе есть положение, свидетельствующее о необходимости сохранения всей полученной от человека, обратившегося за помощью, информации в тайне. Юридическим же обоснованием этого принципа может считаться первый пункт 23 Статьи Конституции РФ: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени» [58].

Наиболее юридически регламентированной и содержательно проработанной в деятельности психолога является осуществляемая им функция независимого эксперта. Сюда входит и участие в судебной психолого-психиатрической экспертизе (КСППЭ), и членство в медико-психолого-педагогических, квалификационных и аттестационных комиссиях. Только психолог наиболее квалифицированно может определить, реально ли нанесен человеку моральный ущерб, какова его степень, и на этой основе спрогнозировать возможные последствия. Грамотному психологу под силу помочь человеку справиться с психологическими последствиями различных травм, будь то физические, психические или социальные.

В компетенцию психолога, согласно Семейному кодексу РФ, входит оценка степени соответствия требованиям законодательства лиц, претендующих на попечительство, или на право усыновления. Это обусловлено необходимостью оценивания психического состояния претендентов, т.к. те из них, кто страдает хроническими расстройствами, алкоголизмом и наркоманией не могут быть опекунами (Раздел VI; глава 20; статья 146 пункт 3) или усыновителями (РазделVI; глава 19; статья 127 пункт 1). В данной ситуации решающую роль играет квалифицированно сформулированный психологический диагноз.

В современной судебной практике, в частности, в области бракоразводных процессов, все более распространяется опыт привлечения психологов в качестве независимых экспертов для решения вопроса об ограничении или лишении одного из родителей родительских прав. В соответствии со Статьей 69 (Раздел IV; глава 12) Семейного кодекса РФ, родительских прав лишаются лица, жестоко обращающиеся с детьми, в том числе осуществляющие физическое или психическое насилие над ними, или являющиеся больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также страдающие психическим расстройством (РазделIV; глава 12; статья 73 п.2).

Семейный (Раздел IV; глава 12; статья 65. Осуществление родительских прав.) и Уголовный (Глава 20; статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.) кодексы РФ предполагают участие психолога в споре между разводящимися родителями, который касается того, с кем впоследствии останется ребенок. Роль психолога здесь сводится к посреднической, т.к. зачастую, только он способен узнать с кем искренне, а не под давлением различных обстоятельств, хотел бы остаться после развода родителей ребенок. В этом случае лишь психолог имеет возможность и адекватный инструментарий для того, чтобы объективно и квалифицированно определить, кто из родителей способен реально создать для ребенка условия, в том числе и эмоционально комфортное общение, обеспечивающие полноценное психическое развитие.

Одна из ведущих ипостасей психолога состоит в том, что он выступает в качестве адвоката человеческой души. Выполнение этой миссии, соответственно, требует от психолога знания основных постулатов международной Конвенции ООН о правах ребенка и Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон «О защите прав детей в Новосибирской области» и апеллирование к ним в ситуациях, связанных с ущемлением прав и личностного достоинства ребенка.

Компетенция специалиста-психолога оговорена в соответствующих распорядительно-нормативных актах (Квалификационная характеристика психолога образования, включающая должностную инструкцию и стандарт специалиста; профессиограмма; Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации; Положение об аттестации психолога образования и пр.), а значит, выход за пределы этой компетенции может быть достоверно установлен.

Как отмечается в Этическом кодексе РПО,6 «профессиональная деятельность психолога, в какой бы области он ни работал (профориентация, организация производства, клиническая, возрастная, педагогическая психология, судебно-психологическая экспертиза, преподавательская или научная деятельность), характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой». Здесь же обозначен и статус представителя психологической профессии: «Наименование «психолог» может быть принято лицом, имеющим университетское образование по специальности «Психология». Задачей психолога является: а) расширение знаний о человеке и обществе, и б) приложение этих знаний и умений для блага, как индивида, так и общества в целом. Психолог уважает достоинство и неприкосновенность человеческой личности, уважает и защищает фундаментальные права человека. Психологи являются представителями свободной профессии». Однако понимание профессии психолога как свободной, совсем не означает отсутствие обязательств и ответственности у ее представителя за свои профессиональные деяния.

Статус практического психолога образования опосредовано, через обозначение должностных обязанностей, квалификационных требований, представлен в распорядительно-нормативных актах и приказах Министерства образования РФ (Приложение 1). Практический психолог образования является специалистом с высшим образованием, уравненный в отношении оплаты, присвоения разряда и квалификационной категории, продолжительности отпуска, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом учреждения образования.

В соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской федерации» (от 22.10.99 № 636), на должность педагога-психолога образовательного учреждения могут быть приняты лица, имеющие высшее образование по специальностям «Психология и педагогика» и «Психология» или специалисты, прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, возрастной психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 часов на факультетах или кафедрах психологии высших учебных заведений и курсах переподготовки по обозначенным направлениям.

Основной целью психолога, работающего в системе образования, является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью педагог-психолог призван решать следующие задачи:

  1. Максимально содействовать психическому, индивидуальному развитию детей на каждом возрастном этапе посредством изучения особенностей их познавательного и личностного развития, способностей, интересов, склонностей, чувств и выработке на этой основе соответствующих рекомендаций по созданию оптимальных условий для развития каждого ребенка.

  2. Оказание психологи­ческой помощи педагогам и родителям по проблемам, связанным с воспитанием и обучением детей.

  3. Способствовать созданию благоприятного психологического микроклимата в учреждении образования, выявлять и устранять причины нарушений межличностных отношений детей с педагогами, со сверстниками, с родителями и другими людьми.

  4. Держать под особым контролем переходные моменты в жизни детей, связанные с кризисами возрастного развития.

  5. Осуществлять психологическое обеспечение образовательного процесса.

  6. Непрерывно повышать уровень профессионального мастерства, в том числе через участие в различных семинарах и конференциях психологов, обучение на курсах повышения квалификации и другие формы самообразования.

Решение основополагающих задач психолог образовательного учреждения осуществляет в соответствии с установленными правами и обязанностями. Среди прав, без которых психологу трудно выполнить свою основную миссию, следует обозначить такие как:

От прав практического психолога образования неотделимы его обязанности. В своей профессиональной деятельности практический психолог обязан:

Руководство деятельностью практического психолога системы образования осуществляется по профессиональной и административной линии, что предполагает и двойное подчинение. Так, по административной линии он подчиняется руководителю (директору, заведующей) образовательного или любого другого типа учреждения. В зависимости от административной подчиненности и организационной структуры это может быть:

По профессиональной линии психологи, работающие по штатному расписанию учреждения образования, подчиняются специальному подразделению отдела (департамента, управления) образования (координационному психологическому Центру, методисту-психологу, главному специалисту службы практической психологии при районном, городском, областном отделе образования и т.п.).

В целом, профессиональные признаки личности психолога обретают содержание только в контексте законодательной регламентации и правовой грамотности. Знание и соблюдение основных законодательных и нормативно-правовых актов в непосредственной деятельности является своего рода тестом на профессиональную зрелость и пригодность специалиста [58].

Вопросы и задания для самопроверки:

  1. Обозначьте основную цель деятельности психолога и задачи психологической службы в сфере образования.

  2. Назовите основные законодательные, нормативно-правовые акты и распорядительные документы, лежащие в основе регламентации деятельности практического психолога образования.

  3. Проанализируйте ключевые положения Этического кодекса педагога-психолога, «Конвенции о правах ребенка», Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закона «О защите прав детей в Новосибирской области».

  4. Обозначьте, какое место отводится «Конвенции ООН о правах ребенка», Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Закону «О защите прав детей в Новосибирской области» в деятельности психолога образования.

  5. Тезисно законспектируйте положения каждого документа, непосредственно относящиеся к деятельности практического психолога в системе образования.

  6. Назовите и охарактеризуйте смысл основных линий подчинения, предусмотренных структурой деятельности психологической службы.

  7. Опираясь на распорядительные документы, представьте и обоснуйте структуру психологической службы в учреждениях разного типа. Покажите специфику деятельности службы в дошкольном учреждении, младшем звене школы, в учреждении для детей с проблемами в развитии.

  8. Исходя из представленных документов, сформулируйте требования к организации психологической службы в старшем звене школы, средне-специальных и высших учебных заведениях.

  9. В чем заключается профессиональная этика практического психолога?

  10. Перечислите основные этические принципы, которыми в своей деятельности руководствуется психолог системы образования.

  11. Дифференцируйте понятия «право», «мораль», «нравственность». Какую смысловую нагрузку несет каждое из этих понятий в деятельности практического психолога образования?

  12. Охарактеризуйте взаимосвязь проблемы нравственности и методологии психологии.

  13. Каким образом представлена и решается проблема элитарности в деятельности психолога образования.

  14. Сформулируйте главный этический ориентир детского практического психолога.

  15. Дайте развернутую характеристику основных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности практического психолога образования.

  16. На основе изучения нормативно-правовых актов, инструктивных писем и положений:

  • Охарактеризуйте основные профессиональные технологии педагога-психолога в системе образования.

  • Обоснуйте принципы определения приоритетов деятельности педагога-психолога.

  • Обозначьте границы компетентности педагога-психолога.

  • Охарактеризуйте статус психолога и проблему его адаптации как специалиста в учреждении образования.

  • Обозначьте основные этапы вхождения молодого специалиста в педагогический коллектив.

  • Составьте программу презентации («визитную карточку») молодого специалиста-психолога при трудоустройстве в учреждение образования и при знакомстве с педагогическим коллективом.

  • Охарактеризуйте основные парадигмы реализации деятельности практического психолога в системе образования.

  • Обозначьте ключевые аспекты проблемы профессиональной готовности педагога-психолога.

  • Перечислите должностные обязанности педагога-психолога.

  • В чем заключается профессиональная позиция практического психолога образования.

  • Перечислите и дайте характеристику прав и обязанностей практического психолога образования.

  • Сформулируйте основные требования, предъявляемые к личностным качествам практического психолога образования.

  • Что понимается под «нравственной» готовностью психолога к профессиональной деятельности?

  • Обозначьте основные трудности в организации взаимодействия психолога с педагогическим коллективом образовательного учреждения.