Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
Психологическая служба в образовании возникла в связи с реформированием всей системы образования и общественным запросом на его гуманизацию и развитие. Как любая государственная структура, институт практической психологии в образовании функционирует в соответствии с системой распорядительных документов и законодательных актов.
Исходной детерминантой профессиональной деятельности психолога является Статья 2 Конституции РФ, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Здесь же, в Конституции РФ, Статье 21 (раздел 1, глава 2) «Права и свободы человека и гражданина» сказано, что «достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Это положение основного Закона Российского государства является одним из основных опорных пунктов деятельности психолога. Именно к этой статье он может апеллировать, защищая интересы человека (будь то взрослый или ребенок), обратившегося за помощью, и свои собственные.
Деятельность психолога в системе образования ориентирована, прежде всего, на отслеживание динамики психического состояния людей, относящихся к этой сфере, будь то учащиеся, педагоги или какие бы то ни было другие сотрудники образовательных учреждений. В связи с этим психолог призван участвовать в составлении расписания учебной деятельности, индивидуальных планов работы с детьми, в экспертной оценке образовательных программ. Этот аспект деятельности психолога образовательного учреждения оговорен в Законе РФ «Об образовании» в Статье 20 «Реализация профессиональных образовательных программ». В его компетенцию входит работа детьми, их родителями и педагогическим коллективом. Кроме этого психолог образовательного учреждения определяет степень соответствия развития гражданина уровню выбранного учебного заведения. Согласно пункту 6 Статьи 5 Закона РФ «Об образовании», «государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Здесь психолог отчасти выполняет функции педагога, а, следовательно, он обязан сопоставлять собственные методы работы с методами работы педагогов, равно как и подвергать те и другие анализу в соответствии с закономерностями психического развития детей, имеющих временные или органические дефекты, с требованиями дефектологической дидактики. Психолог также принимает непосредственное участие в разработке и внедрении программ реабилитации, воспитания и обучения подростков с девиантным поведением (Статья 50; пункт 11 Закона РФ «Об образовании»).
Вопрос о психологическом диагнозе и ответственности специалиста за его постановку основывается, в том числе, и на ведущих принципах Этического кодекса психолога образования. Так, в Этическом кодексе есть положение, свидетельствующее о необходимости сохранения всей полученной от человека, обратившегося за помощью, информации в тайне. Юридическим же обоснованием этого принципа может считаться первый пункт 23 Статьи Конституции РФ: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени» [58].
Наиболее юридически регламентированной и содержательно проработанной в деятельности психолога является осуществляемая им функция независимого эксперта. Сюда входит и участие в судебной психолого-психиатрической экспертизе (КСППЭ), и членство в медико-психолого-педагогических, квалификационных и аттестационных комиссиях. Только психолог наиболее квалифицированно может определить, реально ли нанесен человеку моральный ущерб, какова его степень, и на этой основе спрогнозировать возможные последствия. Грамотному психологу под силу помочь человеку справиться с психологическими последствиями различных травм, будь то физические, психические или социальные.
В компетенцию психолога, согласно Семейному кодексу РФ, входит оценка степени соответствия требованиям законодательства лиц, претендующих на попечительство, или на право усыновления. Это обусловлено необходимостью оценивания психического состояния претендентов, т.к. те из них, кто страдает хроническими расстройствами, алкоголизмом и наркоманией не могут быть опекунами (Раздел VI; глава 20; статья 146 пункт 3) или усыновителями (РазделVI; глава 19; статья 127 пункт 1). В данной ситуации решающую роль играет квалифицированно сформулированный психологический диагноз.
В современной судебной практике, в частности, в области бракоразводных процессов, все более распространяется опыт привлечения психологов в качестве независимых экспертов для решения вопроса об ограничении или лишении одного из родителей родительских прав. В соответствии со Статьей 69 (Раздел IV; глава 12) Семейного кодекса РФ, родительских прав лишаются лица, жестоко обращающиеся с детьми, в том числе осуществляющие физическое или психическое насилие над ними, или являющиеся больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также страдающие психическим расстройством (РазделIV; глава 12; статья 73 п.2).
Семейный (Раздел IV; глава 12; статья 65. Осуществление родительских прав.) и Уголовный (Глава 20; статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.) кодексы РФ предполагают участие психолога в споре между разводящимися родителями, который касается того, с кем впоследствии останется ребенок. Роль психолога здесь сводится к посреднической, т.к. зачастую, только он способен узнать с кем искренне, а не под давлением различных обстоятельств, хотел бы остаться после развода родителей ребенок. В этом случае лишь психолог имеет возможность и адекватный инструментарий для того, чтобы объективно и квалифицированно определить, кто из родителей способен реально создать для ребенка условия, в том числе и эмоционально комфортное общение, обеспечивающие полноценное психическое развитие.
Одна из ведущих ипостасей психолога состоит в том, что он выступает в качестве адвоката человеческой души. Выполнение этой миссии, соответственно, требует от психолога знания основных постулатов международной Конвенции ООН о правах ребенка и Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон «О защите прав детей в Новосибирской области» и апеллирование к ним в ситуациях, связанных с ущемлением прав и личностного достоинства ребенка.
Компетенция специалиста-психолога оговорена в соответствующих распорядительно-нормативных актах (Квалификационная характеристика психолога образования, включающая должностную инструкцию и стандарт специалиста; профессиограмма; Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации; Положение об аттестации психолога образования и пр.), а значит, выход за пределы этой компетенции может быть достоверно установлен.
Как отмечается в Этическом кодексе РПО,6 «профессиональная деятельность психолога, в какой бы области он ни работал (профориентация, организация производства, клиническая, возрастная, педагогическая психология, судебно-психологическая экспертиза, преподавательская или научная деятельность), характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой». Здесь же обозначен и статус представителя психологической профессии: «Наименование «психолог» может быть принято лицом, имеющим университетское образование по специальности «Психология». Задачей психолога является: а) расширение знаний о человеке и обществе, и б) приложение этих знаний и умений для блага, как индивида, так и общества в целом. Психолог уважает достоинство и неприкосновенность человеческой личности, уважает и защищает фундаментальные права человека. Психологи являются представителями свободной профессии». Однако понимание профессии психолога как свободной, совсем не означает отсутствие обязательств и ответственности у ее представителя за свои профессиональные деяния.
Статус практического психолога образования опосредовано, через обозначение должностных обязанностей, квалификационных требований, представлен в распорядительно-нормативных актах и приказах Министерства образования РФ (Приложение 1). Практический психолог образования является специалистом с высшим образованием, уравненный в отношении оплаты, присвоения разряда и квалификационной категории, продолжительности отпуска, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом учреждения образования.
В соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской федерации» (от 22.10.99 № 636), на должность педагога-психолога образовательного учреждения могут быть приняты лица, имеющие высшее образование по специальностям «Психология и педагогика» и «Психология» или специалисты, прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, возрастной психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 часов на факультетах или кафедрах психологии высших учебных заведений и курсах переподготовки по обозначенным направлениям.
Основной целью психолога, работающего в системе образования, является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью педагог-психолог призван решать следующие задачи:
Максимально содействовать психическому, индивидуальному развитию детей на каждом возрастном этапе посредством изучения особенностей их познавательного и личностного развития, способностей, интересов, склонностей, чувств и выработке на этой основе соответствующих рекомендаций по созданию оптимальных условий для развития каждого ребенка.
Оказание психологической помощи педагогам и родителям по проблемам, связанным с воспитанием и обучением детей.
Способствовать созданию благоприятного психологического микроклимата в учреждении образования, выявлять и устранять причины нарушений межличностных отношений детей с педагогами, со сверстниками, с родителями и другими людьми.
Держать под особым контролем переходные моменты в жизни детей, связанные с кризисами возрастного развития.
Осуществлять психологическое обеспечение образовательного процесса.
Непрерывно повышать уровень профессионального мастерства, в том числе через участие в различных семинарах и конференциях психологов, обучение на курсах повышения квалификации и другие формы самообразования.
Решение основополагающих задач психолог образовательного учреждения осуществляет в соответствии с установленными правами и обязанностями. Среди прав, без которых психологу трудно выполнить свою основную миссию, следует обозначить такие как:
Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, очередность проведения различных видов работ, выделять приоритетные направления профессиональной деятельности.
Требовать от администрации учреждений образования создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
Отказываться от выполнений распоряжений администрации, если эти распоряжения противоречат профессиональным, этическим принципам его работы, которые определены Этическим кодексом педагога-психолога службы практической психологии образования России, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ и статусом практического психолога.
Запрашивать необходимую для работы документацию, обращаться в медицинские и дефектологические учреждения с запросами.
Участвовать, с правом совещательного голоса, в работе медико-психолого-педагогических комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей.
Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности.
Проводить индивидуальные и групповые психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей.
Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах. Разрабатывать новые методы работы психолога и получать на них авторские права.
Ставить вопрос перед руководством о профессиональном несоответствии педагога в случаях, если его деятельность наносит ущерб психологическому здоровью и личностному развитию учащихся.
Иметь дополнительную учебную нагрузку, в соответствии с образованием и квалификацией: либо выполнять дополнительную работу на основе договора, заключенного администрацией учреждения образования.
Использовать методический день для самообразования, изучения опыта коллег, участия в семинарах и конференциях для практических психологов.
От прав практического психолога образования неотделимы его обязанности. В своей профессиональной деятельности практический психолог обязан:
Руководствоваться в своей работе приказами и инструкциями министерства образования и науки РФ.
Знать нормативные документы, определяющие деятельность учреждения образования, в котором работает.
Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.
Повышать постоянно свою профессиональную квалификацию.
Применять современные и научно обоснованные методы психопрофилактической, развивающей, диагностической, психокоррекционной работы.
Знать и постоянно использовать в работе специальную литературу по возрастной и педагогической психологии, современные психодиагностические и психокоррекционные методики, способы обработки исследовательских материалов, а также порядок оформления документов психологической службы.
Препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.
В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического и личностного развития.
Проводить работу по психопрофилактике, диагностике и консультированию, развитию и коррекции с детьми.
Проводить консультативную работу с педагогами и родителями.
Своевременно выявлять интеллектуальные, личностные, эмоциональные и волевые особенности детей, их интересы и склонности.
Участвовать в приеме детей в первые классы, выявляя уровень психологической готовности к школьному обучению.
Проводить психологическое обследование детей при переходе к очередному этапу в обучении.
Выявлять психологические причины неуспеваемости, дезадаптации, нарушений межличностного общения школьников со сверстниками, учителями и родителями, выявлять причины отклонений в поведении.
Разрабатывать программы и проводить необходимую развивающую и коррекционную работу с детьми.
Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития, индивидуализированного подхода к ребенку.
Вести постоянную работу по психологическому просвещению педагогов, родителей, администрации образовательного учреждения.
Готовить необходимую информацию для педагогического совета, психолого-педагогического консилиума.
Проводить психологическую экспертизу форм и методов работы с детьми.
Совместно с воспитателями и педагогами разрабатывать и осуществлять программы коррекционной и развивающей работы.
Осуществлять психологическую поддержку (сопровождение, обеспечение) опытно-экспериментальной и инновационной работы в учреждении образования.
Вести запись и регистрацию всех видов работ, иметь план работы, согласованный с администрацией учреждения образования, журналы или картотеку учета консультаций, специально оформленные материалы, характеризующие индивидуальную работу психолога с детьми (психолого-педагогические карты, журналы, картотеку и т.п.).
Хранить профессиональную тайну. Нести ответственность за сохранность и использование результатов проводимых исследований и специальной документации.
Руководство деятельностью практического психолога системы образования осуществляется по профессиональной и административной линии, что предполагает и двойное подчинение. Так, по административной линии он подчиняется руководителю (директору, заведующей) образовательного или любого другого типа учреждения. В зависимости от административной подчиненности и организационной структуры это может быть:
Психолог или группа психологов, работающих в детском саду, детском доме, интернате, школе, лицее, гимназии, колледже и пр. под административным руководством этого учебного заведения.
Психолог или группа психологов, работающих под административным руководством городского или районного департамента (управления) образования и обслуживающая несколько учебных заведений.
Психологический центр (диагностический, консультационный, коррекционный и пр.), работающий под административным руководством городского, районного или областного департамента (управления) образования как самостоятельное подразделение или в составе внешкольного учреждения (например, медико-психолого-педагогическая комиссия, центр социально-педагогической и медико-психологической помощи семье и детям).
Психолог или группа психологов, работающих как научно-методический центр или кабинет в составе управления городского, районного, областного или государственного департамента (управления) образования и под его административным руководством [30].
По профессиональной линии психологи, работающие по штатному расписанию учреждения образования, подчиняются специальному подразделению отдела (департамента, управления) образования (координационному психологическому Центру, методисту-психологу, главному специалисту службы практической психологии при районном, городском, областном отделе образования и т.п.).
В целом, профессиональные признаки личности психолога обретают содержание только в контексте законодательной регламентации и правовой грамотности. Знание и соблюдение основных законодательных и нормативно-правовых актов в непосредственной деятельности является своего рода тестом на профессиональную зрелость и пригодность специалиста [58].
Вопросы и задания для самопроверки:
Обозначьте основную цель деятельности психолога и задачи психологической службы в сфере образования.
Назовите основные законодательные, нормативно-правовые акты и распорядительные документы, лежащие в основе регламентации деятельности практического психолога образования.
Проанализируйте ключевые положения Этического кодекса педагога-психолога, «Конвенции о правах ребенка», Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закона «О защите прав детей в Новосибирской области».
Обозначьте, какое место отводится «Конвенции ООН о правах ребенка», Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Закону «О защите прав детей в Новосибирской области» в деятельности психолога образования.
Тезисно законспектируйте положения каждого документа, непосредственно относящиеся к деятельности практического психолога в системе образования.
Назовите и охарактеризуйте смысл основных линий подчинения, предусмотренных структурой деятельности психологической службы.
Опираясь на распорядительные документы, представьте и обоснуйте структуру психологической службы в учреждениях разного типа. Покажите специфику деятельности службы в дошкольном учреждении, младшем звене школы, в учреждении для детей с проблемами в развитии.
Исходя из представленных документов, сформулируйте требования к организации психологической службы в старшем звене школы, средне-специальных и высших учебных заведениях.
В чем заключается профессиональная этика практического психолога?
Перечислите основные этические принципы, которыми в своей деятельности руководствуется психолог системы образования.
Дифференцируйте понятия «право», «мораль», «нравственность». Какую смысловую нагрузку несет каждое из этих понятий в деятельности практического психолога образования?
Охарактеризуйте взаимосвязь проблемы нравственности и методологии психологии.
Каким образом представлена и решается проблема элитарности в деятельности психолога образования.
Сформулируйте главный этический ориентир детского практического психолога.
Дайте развернутую характеристику основных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности практического психолога образования.
На основе изучения нормативно-правовых актов, инструктивных писем и положений:
разработайте систему требований к профессии практического психолога в образовании;
разработайте профессиограмму педагога-психолога;
составьте «идеальный портрет» специалиста данного профиля.
Охарактеризуйте основные профессиональные технологии педагога-психолога в системе образования.
Обоснуйте принципы определения приоритетов деятельности педагога-психолога.
Обозначьте границы компетентности педагога-психолога.
Охарактеризуйте статус психолога и проблему его адаптации как специалиста в учреждении образования.
Обозначьте основные этапы вхождения молодого специалиста в педагогический коллектив.
Составьте программу презентации («визитную карточку») молодого специалиста-психолога при трудоустройстве в учреждение образования и при знакомстве с педагогическим коллективом.
Охарактеризуйте основные парадигмы реализации деятельности практического психолога в системе образования.
Обозначьте ключевые аспекты проблемы профессиональной готовности педагога-психолога.
Перечислите должностные обязанности педагога-психолога.
В чем заключается профессиональная позиция практического психолога образования.
Перечислите и дайте характеристику прав и обязанностей практического психолога образования.
Сформулируйте основные требования, предъявляемые к личностным качествам практического психолога образования.
Что понимается под «нравственной» готовностью психолога к профессиональной деятельности?
Обозначьте основные трудности в организации взаимодействия психолога с педагогическим коллективом образовательного учреждения.
- Теория и практика психологической службы в образовании
- 031000 (050706.65) «Педагогика и психология»
- Предисловие
- Рабочая программа учебной дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Содержание программы учебной дисциплины
- I. История детской практической психологии.
- II. Законодательно-правовые и нормативные акты регулирования деятельности практического психолога в сфере образования.
- III. Организация психологической службы в образовательном учреждении.
- IV. Направления и виды деятельности психолога образования.
- Тематический план учебной дисциплины
- 4. Теоретические занятия.
- 5. Практические занятия.
- Темы семинарских занятий.
- 6. Самостоятельная работа.
- Перечень примерных тем для самостоятельной работы студентов.
- 7. Формы контроля.
- Примерное содержание, вариативность заданий текущего контроля и критерии оценки:
- Примерная тематика вопросов для оценки остаточных знаний по учебной дисциплине
- 8. Материально–техническое обеспечение учебной дисциплины
- 9. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- По окончании изучения дисциплины студенты должны:
- 10. Основная литература.
- 11. Дополнительная литература.
- Раздел 1.
- Краткий экскурс в историю становления службы практической психологии образования
- Раздел 2.
- Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
- Раздел 3.
- Организация деятельности психолога в образовательном учреждении
- 3.1. Материально-техническое обеспечение психологической службы учреждения образования
- 3.2. Рабочая документация психолога образования
- Выписка
- Результаты психологической работы
- 2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
- 3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
- 4. Тематика индивидуальной работы с детьми.
- Перспективный план профессиональной деятельности педагога - психолога
- Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы
- 2. Учетно-регистрационные документы:
- 3. Справочно-информационные документы:
- Раздел 4.
- Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- 4.1. Комплексные виды деятельности в работе психолога образования
- 4.2. Базовые виды психологической деятельности и специфика их использования в учреждении образования
- 4.3. Психологическое обеспечение педагогического процесса.
- Раздел 1. Введение.
- Раздел 2. Адаптация
- Раздел 3. Текущее обслуживание
- Раздел 5.
- Оценка профессиональной деятельности психолога образования
- Глоссарий
- Приложение
- II. Цели и задачи Службы
- III. Организация деятельности Службы
- IV. Основные направления деятельности Службы
- V. Обеспечение деятельности Службы
- Проект рабочей КонцепциИ психологической службы образования
- Актуальные проблемы образования и задачи школьной психологической службы
- Основные положения
- Кодекс психолога в образовании
- Направления работы психолога в образовании
- Модели работы психолога в образовании
- Договор о работе психолога в образовательном учреждении
- Цели школьной психологической службы
- Организация приема детей в школу и комплектование ученических классов
- Налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей
- Изучение процесса личностного развития учащихся
- Оценка воспитанности учащихся
- Работа школьного психолога с учителями
- Работа школьного психолога с администрацией школы и классными руководителями (воспитателями)
- Шесть проблем и одна тема47
- Противоречия практической психологии образования
- Перспективы практической психологии образования
- О педологических извращениях в современном образовании81
- Сместим акценты
- Необходимая консультация
- Конкретные примеры
- Профильное обучение и диагностика
- В школе должно быть комфортно
- Общероссийской общественной организации «Федерация Психологов Образования России»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2. Цели, задачи, права и обязанности Федерации.
- 2.1. Основные цели Федерации:
- 2.2. Задачи Федерации:
- Права и обязанности Федерации.
- 2.4. Федерация в соответствии с действующим законодательством обязана:
- Глава 3. Организационная структура. Региональные и местные отделения Федерации.
- Глава 4. Члены Федерации, их права и обязанности. Члены Федерации.
- Права и обязанности члена Федерации.
- Прием, выход и исключение из членов Федерации.
- Глава 5. Структура центральных органов Федерации Съезд Федерации
- Президиум Федерации.
- Президент Федерации (Руководитель Президиума).
- Исполнительный Директор Федерации
- Ревизионная Комиссия Федерации.
- Глава 6. Структура региональных отделений Федерации Общее Собрание Регионального Отделения
- Правление Регионального Отделения.
- Ревизионная Комиссия Регионального Отделения.
- Глава 7. Структура Местных отделений Федерации Общее Собрание Местного Отделения
- Правление Местного Отделения.
- Председатель Правления (отделения) Местного Отделения.
- Ревизионная комиссия Местного Отделения.
- Глава 8. Собственность и источники формирования имущества Федерации. Собственность Федерации.
- Источники формирования имущества Федерации.
- Субъекты права собственности Федерации.
- Глава 9. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав Федерации.
- Глава 10. Реорганизация и ликвидация Федерации. Реорганизация и ликвидация Федерации.
- К разделу 2. Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практических психологов образования
- Этический кодекс Педагога-психолога службы практической психологии образования россии
- Основные этические принципы деятельности психолога
- 1. Принцип конфиденциальности
- 2. Принцип компетентности
- 3. Принцип ответственности
- 4. Принцип этической и юридической правомочности
- 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- 6. Принцип благополучия клиента
- 7. Принцип профессиондльной кооперации
- 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Этические принципы и правила работы практического психолога образования82
- Выписка
- Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации
- Педагог- психолог
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Выписка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации»
- Глава I. Общие положения.
- Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации
- Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка
- Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона
- О защите прав детей в Новосибирской области
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Защита прав и охраняемых законом интересов детей в основных сферах жизнедеятельности
- Глава 3. Организационные основы защиты прав детей в новосибирской области
- Глава 4. Заключительные положения
- Примерная схема психологического анализа личности школьника
- Примерная схема психологической характеристики класса или группы
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива
- Примерная схема изучения классного коллектива и составления его психолого-социально-педагогической характеристики
- Центры психолого-педагогической и медико- социальной помощи детям г.Новосибирска
- К РазделУ 4. Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- Образец преставления стендовой консультации
- Прислушаемся к советам своих детей
- О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования
- Введение
- 1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
- 2. Требования к разработчикам тестов
- 3. Требования к психологу-пользователю
- 4. Требования к специалистам-непсихологам
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации Методическое письмо Министерства образования рф от 24.04.95 №46/19-15
- 1. Общие положения
- 2. Виды программ
- 3. Общие требования к программам
- 4. Требования к сочетанию программ
- 5. Региональные требования к программам
- 6. Экспертиза программ дошкольного образования
- О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях Методическое письмо Министерства образования рф от 17.05.95
- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек
- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек
- Методическое содержание основных диагностических минимумов
- Изучение оценочной стратегии воспитателя
- Показатели общения педагога с детьми
- Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
- Наблюдение за поведением ребенка в ситуации специально организованной игровой деятельности
- Карта наблюдения Стотта
- Карта наблюдения
- Содержание симптомокомплексов
- Социометрическая матрица
- Обработка и интерпретация результатов
- Изучение психологического климата в классе
- Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
- Психологическая оценка содержания урока
- Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке
- Организация учителем обратной связи
- Воспитательное воздействие личности на уроке
- Результаты урока
- Примерная Схема наблюдения на уроке
- II. Степень владения педагогом предметом и средством обучения
- III. Техника объяснений и подачи материала.
- IV. Организация учебного взаимодействия:
- V. Поддержание творческой атмосферы на уроке.
- VI. Поддерживание дисциплины в классе:
- К разделу 5. Оценка профессиональной деятельности психолога
- Психолог – действующее лицо или декорация?136
- Отбирали, отбираем и будем отбирать!139
- Мы говорим «диагностика», подразумеваем «отбор»
- Сама садик я садила, сама буду поливать...
- Кому это нужно?
- Столичный опыт
- С ног на голову140
- Отклонение от стандарта
- Значит, это кому-то нужно
- У кого больше прав
- О бедном отличнике
- Прогноз без уверенности
- Чтобы костюмчик сидел
- Школьная селекция: пробы и ошибки141
- Знания по крупицам
- За и против
- «Нормальные» и «ненормальные»
- Курьезные случаи
- Колебания маятника
- Виды профессиональной компетентности
- Акмеограмма практического психолога
- Краткий перечень российских периодических изданий
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
- Вестник тгпу (Серия «Педагогика», Спецвыпуск «Психология»)
- Вопросы психологии
- Воспитательная работа в школе
- Гуманизация образования
- Мир психологии
- Прикладная психология и психоанализ
- Философия образования
- 82Вестник образования. – 1995, № 7.